Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


История общения друг с другом (три фрагмента воспоминаний)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Духовное поле провинции

Словосочетание «Духовное поле провинции» появилось на страницах прессы недавно, но понятие, в нем заключенное, существовало всегда. Мы и раньше говорили о культуре края, подразумевая под этим духовные ценности, которые созданы творчеством, талантом и трудом сибиряков. Теперь пытаемся вновь обнажить те нравственные основы, которые связывают нас друг с другом, помогают противостоять разгулу преступности, хищничеству, рвачеству, шкурничеству, столь агрессивно проявившимся в ходе приватизации и так называемого первоначального накопления капитала. Духовное поле провинции - это стремление защитить, сохранить, поддержать, помочь. Ибо нельзя строить новое общество на ненависти к рухнувшему режиму и ко всякому инакомыслию.

В начале семидесятых годов приехала в Кемерово делегация ленинградских писателей во главе с Олегом Шестинским. Гости побывали на «Азоте» - крупнейшем химическом предприятии, в цехах знакомились с тонкостями производства, а затем на встрече с коллективом читали свои стихи, рассказывали о литературной жизни в северной столице. Под конец предложили:

- Пусть кто-нибудь из рабочих почитает стихи, наверняка среди вас есть поэты.

Директор Виталий Григорьевич Коптелов подтвердил, да, мол, есть, и предоставил слово машинисту тепловоза Виктору Баянову. Виктор прочитал несколько стихотворений. Гости были ошеломлены:

• Это же талант! Баянова надо издавать!

Директор скромно проинформировал:

- У Баянова вышло полтора десятка поэтических книг, в том числе и в центральных издательствах.

- Его надо принять в Союз писателей!

- Баянов уже давно член Союза писателей!

- Ему надо учиться! - не унимались гости.

- Баянов окончил Высшие литературные курсы в Москве - диплом с отличием.

- Так почему же он машинист тепловоза?

- А это вы спросите у него самого.

Виктору Баянову принадлежат известные строки: «Я сибиряк! - кричать совсем не надо, а надо просто быть сибиряком.» И в нынешний спор «патриотов» и «демократов» он вносит ясность всего несколькими строфами:

Я пил прохладный сок березы

В старинных русских туесах,

И оттого мой чуб - белесый

И зелень легкая в глазах.

И вот стою - большой и взрослый.

Меня попробуй отдели

От этой теплой, этой росной,

От русской утренней земли!

Где молодое сено косят,

Где ветка каждая цветет!

Земля моя меня не бросит

И никогда не подведет.

Писательская организация. Она для того и существует, чтобы здесь поделиться результатами уединенного труда и вдохновения, найти поддержку в публикации. Игорь Киселев звонил сюда по телефону и торопился прочитать новое стихотворение. Валентин Махалов останавливал на лестничной площадке: «Вот послушай...» Виталий Креков держит тебя за пуговицу, пока не поведает все свое творчество. Если кто-то из моих друзей уверяет, что он российский гений, это, я считаю, нормально, только с этим ощущением и стоит писать стихи. А жизнь потом рассудит.

В восьмидесятые годы мы учредили «День нового стихотворения» и стали собираться каждую пятницу. Это стало традицией. Позднее диапазон «творческих пятниц» расширился, говорили о «Мастере и Маргарите» Булгакова, об ораторском искусстве, начиная с древнейших времен. Посвятив пятницу творчеству Сергея Есенина, пели песни на его слова. Приглашали иногородних писателей и просто интересных людей, заезжающих в Кузбасс. Обсуждали итоги писательских съездов и пленумов....

Творческие пятницы проходили под портретом Василия Шукшина. Этот портрет подарил нам замечательный художник Герман Захаров. По сути, это вариант портрета, который художник создавал для шукшинского музея в Сростках Алтайского края. Герман Захаров участвовал в наших встречах, приносил и показывал серии о Великой Отечественной войне, рисунки на пушкинскую тему, на ленинскую тему и другие. А однажды поразил нас магнитофонной записью собственных песен в собственном исполнении на слова Анатолия Жигулина и Игоря Киселева. Он был талантливым бардом.

Провинция! Как мне нравится это слово! Сколько в нем чистоты, пронзительности, синевы! И я сравнил бы таланты, которыми так богата Сибирь, с родниками. Одни родились вблизи селений и дорог. Из них чаще пьют люди, их холят и благоустраивают, к ним наведываются свадьбы, как к ритуальному, обрядовому месту. Другие живут себе в лесной глуши, и тропка к ним известна лишь знатокам. Но все они способны утолить жажду, из каждого можно напиться.

 

Духовное поле Земли Кузнецкой было бы неполным и обедненным, если бы мы забыли о многолетней творческой дружбе, связавшей жителей Кемерова и Шальготарьяна, Кузбасса и венгерской области Ноград. Она осталась в названиях улиц и кварталов, в скульптурах и графике, в публикациях альманахов «Огни Кузбасса» и «Палоцфёльд», во многих книгах, вышедших на русском и венгерском языках. Среди этих книг наиболее значительна поэтическая антология «Встреча», осуществленная будапештским издательством «Корвина» и Кемеровским книжным издательством.

Я участвовал в создании этой книги вместе с моими земляками Александром Пинаевым, Василием Федоровым, Евгением Буравлевым, Михаилом Небогатовым, Михаилом Борисовым, Владимиром Измайловым, Виктором Баяновым, Игорем Киселевым, Валентином Махаловым, Анатолием Сауловым. Мы перевели на русский язык своих венгерских собратьев по перу. Они перевели нас на венгерский. Книга получилась двуязычной. Вышедшая в Будапеште в 1974 году, иллюстрированная венгерскими и кузбасскими художниками, сейчас она стала библиографической редкостью.

 

Среди событий культурной жизни, которые почему-то замалчиваются нашими историками, назову «Дни советской литературы в Кузбассе». Они проходили дважды. В 1976 году делегацию советских писателей возглавлял Георгий Марков. Писатели разбились на группы и выступали во всех городах области. В празднике участвовали кузбасские литераторы - Владимир Мазаев, Виктор Баянов, Игорь Киселев, Валентин Махалов... Был среди них и я. Вторично «Дни советской литературы в Кузбассе» состоялись в 1981 году. Столичную делегацию возглавлял Роберт Рождественский. Помнится триумфальный успех моего товарища Игоря Киселева, чьи стихи вызвали восхищение наших гостей. И был эпизод, о котором мало кто знает, и связан он с Петром Михайловичем Дорофеевым, секретарем Кемеровского обкома КПСС по идеологии.

На встрече с читателями, которая проходила в новом здании Кемеровской областной филармонии, Роберт Рождественский читал свою «Байкальскую балладу», острую по тому времени вещь, в которой он опустил некоторые фрагменты, боясь, что его не поймут. Я был свидетелем такой сцены: Дорофеев «зажал» поэта где-то возле раздевалки и укорял: «А почему вы пропустили вот это место...». И читал наизусть целый отрывок. «И вот это место...» И снова читал наизусть... Роберт Иванович, который всегда выглядел самодостаточным и величественным, на этот раз был ошеломлен и растерян. Вряд ли ему приходилось встречаться с партийными работниками, столь влюбленными в поэзию и обладающими такой уникальной памятью.

В среде творческой интеллигенции легендой живет история о том, как наш прославленный земляк Василий Дмитриевич Федоров посвятил стихотворение Петру Михайловичу Дорофееву. Их связывала многолетняя дружба. Партийный секретарь заботился о том, чтобы известному поэту было комфортно в Марьевке Яйского района, куда Федоров приезжал время от времени, чтобы поработать и прикоснуться к земле, родной с детских лет.

Случилось так, что в очередной приезд Василий Федоров заболел и перенес две тяжелейших операции. Одну из них делал наш опытный хирург Теодор Израилевич Шраер. Кемеровские врачи, по сути, спасли тогда жизнь поэта. После этого у Федорова родилось стихотворение «Время». Есть в стихотворении строфа, философское содержание которой очень важно для осмысления связи времен:

Не ветвями - корнями расту.

Есть у жизни

Почти до погоста

Хитрый фокус обратного роста.

Не ветвями - корнями расту.

Петр Михайлович вспоминает: «Прочитав стихи вслух, Федоров спросил, нравятся ли они мне. И на мой утвердительный ответ вдруг неожиданно заявил: «Я хотел бы эти стихи посвятить вам». В неловком смущении я пытался говорить что-то о высокой чести, которую не заслужил, какие-то слова благодарности». А он, улыбаясь, пошутил: «К тем стихам, которые вы знаете наизусть, придется добавить еще одно, посвященное вам лично».

С 1983 по 1987 год я был руководителем Кемеровской писательской организации. Должность называлась - ответственный секретарь. За пять лет организация почти удвоила свои ряды, выросла с тринадцати до двадцати одного писателя.

Дорофеев заботился о том, чтобы писательские заботы попали в сферу внимания областной партийной организации, мне довелось выступать на многолюдных конференциях и на закрытых партийных совещаниях работников обкома. Был постоянно действующий семинар работников культуры, где и писатели, и художники, и артисты, и библиотекари, и музейщики обсуждали наболевшие вопросы.

Литераторы были желанными гостями на страницах газет, в телепередачах. Нас читали и слышали.

В восьмидесятые годы вовремя прочитать новую книгу было одной из проблем для писателей. Помню, как я пришел к секретарю обкома по идеологии и попросил хотя бы несколько экземпляров романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который вышел отдельным изданием после публикации в журнале «Москва». Петр Михайлович согласился с моими доводами, что для литераторов знакомство с книжными новинками - профессиональная необходимость. Он дал распоряжение книготоргу. В центральном книжном магазине нас принимали в первую очередь. Потом появился специальный магазин «Сибирская книга». Единственная привилегия, которой пользовались кемеровские писатели, - это свободный доступ к новым изданиям.

Создать на Советском проспекте полноценный «Дом литератора», по примеру Иркутска, было тогда насущной задачей. Для этого «отвоевали» несколько соседних помещений - расширились, создали Бюро пропаганды художественной литературы, узаконили ежегодный поэтический праздник «Весна в «Притомье». Дорофеев поддерживал эти инициативы. И не только писательские. Появился «Дом актера» в Кемерове и «Дом творческих союзов» в Новокузнецке. Прошла в Кемерове зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая», после которой новое просторное помещение получил Музей изобразительных искусств... В августе 1985 года в селе Марьевка Яйского района прошли первые Федоровские чтения, собравшие восемнадцать тысяч человек, чтобы почтить память большого русского поэта - нашего прославленного земляка.

Петра Михайловича Дорофеева по праву считают отцом Федоровских чтений, которые стали традиционными. В Кемерове, где Федоров родился, его имя носит областная научная библиотека. В Марьевке, где прошло детство поэта, создан мемориальный музей и благоустроена усадьба. Кемеровская область обрела новое качество, вышла в число немногих регионов России, ставших местом всенародных литературных праздников.

Василий Федоров и его творчество стали для Кузбасса символом духовности и культуры. Точно так же, как Сергей Есенин для Рязани, Василий Шукшин для Алтая, Алексей Фатьянов для Смоленска, Николай Рубцов для Вологды... На традиционных Федоровских чтениях закрепились такие понятия, как «духовное поле провинции» и «товарищеский круг» - содружество писателей Земли Кузнецкой и их собратьев по перу из Москвы, Новосибирска, Иркутска, Барнаула, Томска, Красноярска, Омска, Тюмени и других городов России.

Не забыт на нашей земле и Владимир Чивилихин, автор большого публицистического исследования «Память», носитель идеи «Кедрограда», популярной в Сибири. На родине писателя, в Мариинске, тоже создан музей и, начиная с 1986 года, проводятся Чивилихинские чтения, которые обрели экологический, краеведческий характер.

И вот каким наблюдением я хочу поделиться. Прекратились скептические разговоры о методе социалистического реализма, который якобы губил таланты. Мы говорим теперь о советском периоде Великой русской литературы, совестливой и пристрастной к судьбе народа, ответственной за состояние дел в нашем Отечестве, озабоченной сохранением его достоинства в жестоком и быстро меняющемся мире. Именно в этот период вышли на литературную арену наши прославленные земляки и несколько поколений кузбасских писателей.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.