Наталья Налегач. И остаётся лишь музыка слов. (О поэзии Владимира Каганова)
Рейтинг: 



/ 0
- Подробности
-
Категория: Критика, литературоведение
-
Автор: Наталья Налегач
-
Просмотров: 1461
-
2015 год, Выпуск № 4
Всегда таинственная встреча
С раскрытой книгою в руках,
Когда ты можешь целый вечер
Парить, как птица в облаках.
В. Каганов «Чтение»
Встреча лирика и читателя оборачивается либо задушевным разговором, либо молчанием. И когда созвучно в настроении, мысли, переживании разворачивается эта неслышная миру, но живая беседа, рождаются и струятся смыслы, перетекая от поэта к читателю и обратно… Пусть мое эссе будет эхом, эхом зазвучавшего диалога с поэтическим миром Владимира Каганова.
Автор 4-х поэтических книг – «Ночной разговор» (1991), «День осеннего равноденствия» (1999), «Осиянный шатёр» (2006) и «Тень птицы» (2012) – в своих стихах самоопределяется как романтик и визионер, человек культуры и, тем самым, неминуемо путник по векам и эпохам, по другим художественным мирам. Достаточно вспомнить его стихотворения «Романтики 60-х» или «Город Александра Грина».
В первом из них лирический герой стихотворения обретает себя в диалоге с шестидесятниками, с их любовью к походам, авторской песне, с их жаждой странствий. И, осознавая себя другим, все же находит в их жизнеутверждающем штурме новых дорог тайную опору своих духовных исканий:
Где вы, бородатые романтики
В штопанных штормовках
И горных ботинках,
С песнями Высоцкого и Визбора,
С гитарой и магнитофоном,
С бодрой шуткой и водкой в авоське?
Да, вы были в моей судьбе
Почти незаметной опорой,
Хоть я не из вашей команды
И водки я с вами не пил.
Но если мне было плохо,
То шёл я всё-таки к вам,
И ваш грубоватый юмор,
И ваш здоровый румянец,
И ваш романтизм походный
Меня не раз согревал.
Вы были чем-то похожи
На тех героев Жюль Верна,
Киплинга, Джека Лондона,
Которых я втайне любил.
И вы меня принимали,
Поэта-визионера,
Философа-аргонавта,
С улыбкой, таким, как есть.
Давно прошло это время,
Дымкой подёрнулись дали,
Сносились ботинки и кеды,
Смех растаял в горах.
Но я вас всё вспоминаю,
И к старым знакомым песням
Вдруг сердце порой рванётся,
Как путник к свету костра.
Во втором из них наряду с мотивом укорененности в мире романтиков развивается мотив духовного родства тех, в чьих душах живет жажда идеала. Неслучайность имени экскурсовода – Марина – переживается поэтом недаром: «По переулку я вышел к музею Грина. / Домик, как парусник белый, взгляду открылся. / Женщина-экскурсовод – конечно, Марина, / Встретила нас – меня и десяток туристов». В ее имени неожиданно встречается гриновская тема моря с цветаевским образом братства творцов в веках и временах, предопределяя внезапный обмен понимающими взглядами лирического героя с хранительницей музея: «Чувством шестым я включаю тайное зренье. / Вот и Марина уже мне в глаза взглянула. / Грусть, удивленье, вниманье, благоговенье - / Что-то такое мне душу перевернуло. // Это уж точно, что я здесь такой – не первый. / И не последний, конечно, могу поклясться. / Тайные дети Гринландии общей верой / Накрепко связаны в мире в незримое братство». И даже если схождение тем и образов оказалось случайным, в сознании читателя оно становится закономерным, будучи предсказанным самим строем души, отразившейся в этих стихах.
Поэтому «Тщетной попыткой» оборачивается стремление лирического героя вписаться в филистерскую реальность, окружающую его:
Попытки инсталлировать себя –
Представить, встроить, говоря иначе,
В похабную реальность бытия
До сей поры не привели к удаче.
Да, я старался столько, сколько мог,
Но как-то сразу вылетал обратно.
Не знаю, то ли Бог мне не помог,
То ли настолько было там отвратно,
Что вся моя природа с криком «фас!»
Меня оттуда силой выносила.
И всё это случалось столько раз,
Что понял я: мне это не по силам.
И все же поэзия В. Каганова не столько свидетельствует о разладе с ритмами современности, сколько оборачивается созвучием тому, что можно назвать вечными темами – любви, искусства, бытия и места человека в нем. Так, в ранней лирике вероятным ключом к ее пониманию оказывается одноименное первому поэтическому сборнику стихотворение «Ночной разговор», задающее тему исканий смысла жизни и ее постижения как магистральную и для книги стихов, и, пожалуй, для всей его поэзии:
Волей-неволей – и некуда деться, поверь, –
Мы были впущены в эту тяжелую дверь,
В эту таинственно-древнюю твердь бытия,
Чтобы до времени выйти из забытья.
Нет ни маршрута, ни стрелки мелком на стене,
Льется вода, и сквозит холодок по спине,
Гул в вышине, словно птичий невидимый хор,
Да нескончаемый тихий ночной разговор.
Дюны песчаные, волны морские у ног –
Все приготовил на славу старательный бог.
Только одно почему-то забыл сообщить:
Что с этим делать и как в этом мире нам жить.
Вот и бредем кто куда по печальной земле,
Всё ожидая: звезда загорится во мгле.
И продолжается сквозь суету и раздор
Наш нескончаемый тихий ночной разговор.
Ожиданием озарения, проблеска идеала, бессмертного света истины проникнуты многие стихотворения поэта: «Ночью случайно приемник…», «Он вспоминает голубую звонницу…», «Когда в ничтожной суете страстей…», «Музыка ночи», «Ночная зарисовка» и мн. др. Большинство из них объединены не только тематикой, но и образностью ночи, звезд, одинокого бодрствования в ночи, что позволяет видеть в поэзии В. Каганова ориентацию на традиции тютчевской философской лирики.
Есть в его поэзии и пронзительно выведенная нота самостоянья человека в бытии, обретенная как развитие звездной символики:
Замри, замри, моя душа!
Будь, как звезда, хрустально ясной!
Живи, сама собой дыша,
Не льстя надеждою напрасной.
Закономерно, что мотив самостоянья человека развивается в поздней лирике В. Каганова в утешительное обретение самодостаточности наделенной творческим даром личности, перекликаясь, тем самым, с пушкинской темой поэта и черни.
Утешение
Есть в одиночестве творца
И драгоценная награда:
Ты независим до конца,
Тебе ни перед кем не надо
Гнуть спину, одобренья ждать,
Искать внимания и славы,
Хулы бояться и страдать
От клеветы толпы стоглавой.
Свой мир свободно ты творишь,
Лишь вдохновению послушен,
Ты с гениями говоришь,
С высокими умами дружен.
Лишь их творений дивный мёд
Питает щедро твою душу,
И вдохновения полёт
Шум дикой черни не нарушит.
Обретенная лирическим «Я» духовная свобода и самостоянье в мироздании позволяет ему по-иному увидеть окружающий мир. И с самого начала наряду с романтическим исканием идеала, рифмуясь с ним, в творчестве В. Каганова появляется и гневная, инвективная интонация, которой окрашены многие его стихотворения, которые тематически можно отнести к гражданской лирике. Так в стихотворении «Вывод», композиция которого иронически напоминает логическую триаду, отношения лирического героя с эпохой, основным свойством которой изображено гниение, складываются более чем драматично:
Хорошо быть старым дураком,
Слушать песни звонкие эпохи
И с трибун рассказывать о том,
Что дела у нас совсем неплохи.
Хорошо быть старым мудрецом,
Знать, что ложь на истину похожа,
И, встречая жизнь к лицу лицом,
Тихо уповать на милость Божью.
Плохо быть ни тем и ни другим,
Понимать, что мир прогнил до нитки,
И скреплять дыханием своим
Истины разодранные свитки.
Заданная этим стихотворением обличительная нота эхом прокатилась по его стихотворениям, нарастая в сборниках «Осиянный шатёр» и «Тень птицы». И все же ценнее и прекраснее всего звучат те стихотворения В. Каганова, в которых дышит не гнев, но любовь. Та сила, которая придает смысл и возвращает человеку самого себя, сила, открывающая способность вести неумолкающий разговор с эпохой, мирозданием, читателем:
Для вещего слуха поэта
Звучат голоса из былого,
В которых родные напевы
И музыка вещего слова.
Для вещего взора поэта
Сияют чертоги Вселенной,
В которых волшебные лики
Цветут красотою нетленной.
Для вещего сердца поэта
Открыты все тайны живого,
В которых на разных наречьях
Любовь отзывается снова.
Наталья Налегач, доктор филологических наук, профессор КемГУ