Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Николай Ничик. «…Возраст поля ещё впереди»

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
В разное время у меня было несколько публикаций в областной периодике, посвященных творчеству известного русского поэта Сергея Донбая. И каждый раз, готовя о нем новый материал, ощущаю, что не могу полностью отдаться теме, не под силу мне одному найти такие выразительные слова, в которых несозревшая моя мысль сконцентрировалась бы так плотно, как того заслуживает его литературная работа и общественная деятельность. И как тут не вспомнить слова всемирно известного классика У. Сомерсета Моэма о том, что о человеке можно писать всю жизнь, а в итоге сможешь сказать лишь небольшую часть, осветить лишь «малую толику» из сделанных им добрых дел.
Ведь Сергей Лаврентьевич не сидит на месте, не зацикливается на достигнутом. И это хорошо, потому что в его богатом жизненном опыте, человеческой умудрённости, тактичном, ненавязчивом наставничестве нуждаются как начинающие литераторы, так и  профессиональные коллеги по перу.
В моей творческой жизни было несколько моментов, когда, казалось бы, не смогу найти выход. Тогда поздним вечером я набирал телефонный номер кемеровской квартиры Донбая и начинал советоваться. Его внимательное, доброжелательное отношение всегда располагает к откровенности. Ну, как тут не вспомнить недавний случай недопонимания некоторых членов новокузнецкого филиала нашей областной писательской организации,  который возглавляю второй срок.   Дошло до того, что мне хотелось уже было бросить начатое дело. Но дружеская поддержка С. Донбая, его неравнодушие к происходящему на юге Кузбасса рассеяли мою неуверенность и сомнения.
Есть прекрасное высказывание о том, что человеку, особенно творческому, надо прислушиваться к своему времени. Если внимательно перечитать все основные книги поэта, то это просматривается уже с первых его лирических строк. Первая серьезная публикация стихов Сергея Донбая появилась в 1961 году в новосибирской газете «Молодость Сибири», когда он еще учился в инженерно-строительном институте. Студенческие годы принесли автору много незабываемых впечатлений. Да и как иначе! Из столицы Сибири Сергей привез такое количество зрелых стихов, что впоследствии их хватило на первый поэтический сборник – «Утренняя дорога» (1970).
Я неоднократно перечитывал эту небольшую книгу, пытаясь окунуться  в 60-е годы прошлого века и понять все то, что волновало поэта, чем он жил, к чему стремился его лирический герой, но так и не нашел единого лейтмотива сборника. И это меня радует. В стихах ощущаются философские размышления поэта о его месте в нашем обществе, лирические строки воспевают красоту природы нашего края, говорят о возвышенной любви к женщине. Такой разносторонний взгляд дает нам возможность лучше понять мировоззрение автора, вместе с ним переживать и радоваться в окружающем нас мире тем прекрасным мгновениям, которые может увидеть только поэтическая душа:


Упали травы. Косари ушли.
И косы отдыхали на плечах.
Ни звука, ни ромашек, ни души.
Поляны в солнечных лучах.
Упали травы. Кажется, к земле
Прижалися испуганно поля…
На веточке у космоса во мгле,
Как яблоко, чуть держится Земля.


«Для меня поэзия, - говорит С.Л. Донбай, - это и способ познания мира, и одновременно мое отношение к нему. Лирический философ, на мой взгляд, должен не только отражать жизнь, но и художественно ее преобразовывать, наполнять высокими смыслами».
В сборнике «Утренняя дорога» часто встречаются такие философско-лирические моменты, где автор размышляет о пережитом:


Я становлюсь совсем несмелым –
То стыд, то страх меня берет,
Когда ты щеки тушишь снегом,
От счастья открываешь рот!


В «Утренних стихах» философское миропонимание способствует возникновению жажды чистого и светлого, того, чего так не хватает в нашей повседневности:


Когда из земли вырастает солнце
И вялые кошки идут по асфальту,
На улицах песни слагают поэты,
А дворники сны свои прячут под фартук.
Как свято светение! Утром
Твердеют предметы и воздух,
Огонь за горой горизонта
Уже набирает возраст.


Через все творчество С.Л. Донбая хорошо прослеживается весь тот исторический отрезок времени, в котором живет поэт и о котором он пишет. Он все-таки долго жил в   стране, называвшейся до недавнего времени Советский Союз, в стране, которая впервые в мире вывела на околоземную орбиту ракету с Юрием Гагариным.


И – как биолог к микроскопу, -
Прищурясь и склонившись над
Землей, развёрнутой к востоку,
Здесь БАМ поправил космонавт;
И поезда идут замедленно –
Покряхтывает магистраль,
Но все слышнее и заметнее
Сталь зарифмовывает даль ˂…˃
На свет и звук – огонь и голос –
Мысль оглянулась, навсегда.
Сибирь, развернутая в космос, -
Ракета, Родина, Звезда.


И неудивительно, что от всего, происходящего вокруг, поэт пребывает в приподнятом настроении, в добром расположении духа:


Мне весело живется!
А почему бы нет?
Скажу – и улыбнется
Мне женщина в ответ!


Молодость и яркая жизнь, полноценное общение, красота природы и человека, счастье от каждого прожитого мига наполняют поэта, несмотря ни на какие социальные условия:


Мы жили в эпоху застоя
И не замечали застой.
И все это было со мною,
И все это было с тобой…


Горечь и разочарование вызывают лишь последующие так называемые «преобразования» в нашем обществе, которые, кроме нищеты и бед, ничего не принесли простым людям. Поначалу были надежды на горбачевские «перестроечные процессы». Но они из-за «болтологии» не были серьезно восприняты обществом. Затем шахтерские забастовки настолько расшатали еще до недавнего времени могущественный СССР, что уже никакие силы не могли остановить необратимый процесс. И вот уже четверть века мы испытываем на себе влияние смутного времени:


Я хотел бы пройти по кремлевской стене.
Я хотел бы взойти на кремлевскую стену.
Но тоскою сидит эта смута во мне –
Кремль всегда ожидает измену.


Более  десяти лет трудился Сергей Донбай архитектором в одном из проектных институтов. Но потом оставил эту работу и полностью ушел в творчество. Его стихи стали регулярно печататься не только в областной периодике, но и в центральных изданиях.
Особенно много дало Сергею Лаврентьевичу его многолетнее сотрудничество с региональным, а нынче – общероссийским журналом «Огни Кузбасса».  На протяжении последних десятилетий именно в этом журнале были опубликованы лучшие поэтические циклы С. Донбая. И сейчас, возглавляя редакционный коллектив этого издания, Сергей не снижает требований к отбору своих собственных произведений.
За годы творческой работы у Сергея Донбая вышло много поэтических книг: «Утренняя дорога», «Прелесть смысла», «День», «Смута», «Проснись у меня на плече», «Стихотворения», «Слеза», «Силица», «Посредине России» и другие. Но мне почему-то особенно дороги стихи, появившиеся в сборнике «Малая толика» и  посвященные памяти ушедших из жизни поэтов: Николая Николаевского, Николая Колмогорова, Виталия Ковшова, Валерия Зубарева, Виталия Крёкова, Леонида Гержидовича…


Поэты не уходят без причин.
Они, быть может, превратились в лёд и пламень,
Затем, что хоть кричи, хоть не кричи –
Не слышно, не заденет, немота меж нами.


Все эти кузбасские поэты тоже захватили лихие 90-е годы, испили сполна чашу горьких разочарований, а некоторые и буквально испытали нищету. Я с некоторыми из них тесно общался, видел, в каком бедственном положении жили их семьи…  
(Да и в не лучшем положении оказались те же металлурги и шахтеры, которые за опасный и тяжелый труд месяцами не получали зарплату. В забой на обед горняки брали одну картошку с выращенными на приусадебном участке огурцами. Купившие крупные промышленные предприятия московские собственники первым делом обратили внимание на личную прибыль. Начались массовые сокращения. Из 78 тысяч металлургов КМК и ЗСМК теперь осталось чуть более 16 тысяч трудящихся. В погоне за длинным рублем не обошлось и без парадоксов: из Прокопьевска на Кузнецкий металлургический комбинат уголь, например, возили через… Кипр!)
Отрадно, что Сергей Донбай ушедшим из жизни поэтам посвятил светлые строки, ведь ушедшие так и остались в нас какой-то неразбуженной, непознанной еще частью:


Угомонилось как будто:
Стихли, уснули, ушли…
Чу! Заиграла побудка
В нас побуждений души!


Как справедливо отмечают литературные критики, творчество С.Л.  Донбая не вмещается в пространство сибирского региона. Он «стал… поэтом наиболее близким ко времени, к социальной жизни, к изображению и осмыслению личной судьбы на фоне аскетической, суровой, уличной, но по-своему бескорыстной  и поэтической эпохи…», – отмечает главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев.
Книги поэта выходят в разных издательствах страны. Последние стихотворные однотомники «Посредине России» (2011) и «Малая толика» (2015) увидели свет в столичном издательстве «Российский писатель» под редакцией С.Ю. Куняева и Н.И. Дорошенко. О них знают, их обсуждают в литературных студиях, в журналах появляются рецензии. 
А те, кто не смог приобрести вышедшие в последние годы книги Сергея Донбая, знакомятся с его творчеством через журналы «Наш современник», «Москва», «Сибирские огни», «Молодая гвардия», «День и ночь», «Сибирь», «Врата Сибири», еженедельники «Российский писатель», «Литературная Россия» и многие другие.
В каком бы жанре ни работал Сергей Донбай, к нему как со стороны литературных критиков, так и читателей не поступает никаких «претензий». Как-то  в одной из обзорных публикаций я размышлял о детской кузбасской  литературе и внимание заострил на нескольких местных поэтах. И каково же было мое удивление, когда на одном из писательских собраний С.Л. Донбай подарил мне свой сборник стихов для детей «Лесное лето».  Это настоящая поэзия для подрастающего поколения! Жаль, что книга вышла уже в перестроечное время и не попала в отдаленные сельские поселения.
Сегодня Сергея Лаврентьевича ценят не только как талантливого поэта,  но и как наставника молодого литературного поколения. Он неоднократно вместе с другими известными писателями участвовал в работе детско-юношеских конкурсов, бывал во многих новокузнецких учебных заведениях, где успешно работали литературные студии под руководством преждевременно ушедшей из жизни Л.А. Никоновой.
Запомнилась одна яркая встреча с учащимися новоильинской гимназии № 32. Так вышло, что по не зависящим от Сергея Лаврентьевича причинам он опоздал на встречу. Сколько было переживаний! Дети то и дело поглядывали в окна, реагируя на каждый шорох во дворе. Но стоило поэту появиться в аудитории, как все успокоились. По доброжелательному выражению его лица было видно, что общение с детьми приносит Мастеру радость.
Неполным было бы мое повествование, если бы я вкратце не остановился и на другой грани творчества юбиляра – духовной поэзии. С ней, думаю, наши читатели смогли познакомиться во время презентации сборника «Собор стихов» в новокузнецкой городской  библиотеке им. Гоголя. И, оказывается, вот как С. Донбай  пришел к духовной поэзии. Группу кузбасских поэтов пригласили на литературную встречу студенты Кемеровского филиала московского Свято-Тихоновского богословского института. А для такой аудитории захотелось почитать и соответствующие стихи. И когда писатели вспомнили свои опусы, то оказалось, что у них есть что сказать будущим нашим священнослужителям. Встреча прошла интересно, стихи понравились аудитории. После этого и возник замысел продолжить работу над поэзией духовного направления, которая привлекала его всю сознательную жизнь:


Как в поэзии слог
Отзывается слогу,
Так для каждого Бог
Выбирает дорогу.
Как по-своему слог
Прибавляется к слогу,
Так по жизни, как мог,
Каждый двигался к Богу.
И свободно, как слог
Подчиняется слогу,
Так у жизни есть срок –
Это и слава Богу.


Сергей Донбай всегда тяготел к православной вере. Принял крещение и вот уже третий десяток лет воцерковляется. С верой в Бога идут по жизни его жена и дети. Старший сын – священник отец Лаврентий – служит в Горно-Алтайском Спасо-Преображенском храме. А до этого он окончил Кузбасский политехнический институт, в армии служил офицером. Духовное образование получил в Свято-Тихоновском институте. Младший сын работает дизайнером.  Внучка только что поступила в Санкт-Петербурге в Академию художеств.
Литературный труд Сергея Лаврентьевича отмечен государственными и областными наградами. Он – лауреат литературных премий им. В.Д. Федорова, благоверного великого князя Александра Невского, «Белуха» им. Г.Д. Гребенщикова, им. Николая Клюева, им. Павла Тобольского, а также премии «Молодость Кузбасса». С.Л. Донбай – заслуженный работник культуры РФ, член Высшего творческого совета и приемной коллегии Союза писателей России. Он награжден Почетной грамотой Президента РФ. Особенно ярко его организаторский талант раскрылся на посту главного редактора журнала «Огни Кузбасса», тираж которого сейчас достигает 1600 экземпляров.
Сергей Лаврентьевич – один из тех, кто всегда с большим удовольствием откликается на предложения о сотрудничестве, рад встречам с читателями. Он - частый гость Новокузнецка.
В общении с Донбаем его солидный юбилейный возраст (как-никак 75 лет!) совсем не ощущается. Как и раньше, он такой же подвижный и энергичный, чему могут позавидовать (в хорошем понимании этого слова) не только его ровесники, но и молодые писатели. Сергей находится в прекрасной творческой форме, готовит новую книгу, планирует публикации в центральных и региональных журналах, авторские творческие вечера. Пожелаем же ему, приобретшему зрелость взгляда и творческую интуицию,   дальнейших успехов и  новых удач.  Когда-то он писал:


Это зренье созревшего поля –
Мы лишь зёрнами входим в него.
И невольно, до сладостной боли,
Что-то съёживается в груди
От предчувствия раннего, что ли, –
Возраст поля ещё впереди.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.