Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Николай Ничик. Две грани творчества Русланы Ляшевой (К 75-летию со дня рождения)

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Современную русскую публицистику и литературную критику сложно представить без книг Русланы Ляшевой. На протяжении почти полувека не только в региональной, но и в центральной периодике регулярно появляются ее литературно-критические статьи, обзоры  новых сборников значимых современных авторов. Но особое место в ее произведениях занимает творчество кузбасских писателей, культурная жизнь нашего региона.
Знакомство с Новокузнецком для Русланы Петровны началось в 60-е годы прошлого века, когда она, выпускница одной из казахстанских десятилеток, по комсомольской путёвке приехала на строительство Запсибметкомбината.  Это было интересное и неповторимое время! Взять хотя бы производственный вопрос. Хрупкой девчонке пришлось освоить несколько неженских профессий. Наравне с мужчинами в 40-градусную стужу и в летний зной работала сварщицей, а затем – путейцем строящихся подъездных линий к корпусам будущего гиганта чёрной металлургии. Многим первостроителям были не под силу наши климатические условия, даже тем, кто отслужил в рядах Советской Армии.
Для Русланы Ляшевой эта стройка стала тем трамплином в творческой судьбе, который вывел ее на обширное поле литературы. В этот период в многотиражной газете «Металлургстрой» стали появляться ее первые публикации о передовиках, первые намётки будущих публицистических размышлений и художественных рассказов.
Мечтала о журналистской профессии. Через много лет она скажет: «Главред Геннадий Емельянов и ответсек Гарий Немченко были выпускниками журфака МГУ, для меня почти как боги! А как же? Я только мечтаю, а они – выпускники МГУ! К ним скоро присоединился литсотрудник Анатолий Ябров, отслуживший срочную на Тихоокеанском флоте. Эти три сибирских богатыря ˂…˃ были для меня воплощением современной литературы прославленного Кузбасса». Как отличный работник она получила   направление комсомольской организации на учёбу в Московский госуниверситет, на факультет журналистики.  Наконец-то сбылась ее мечта.
В будущем она  стала литератором, объединившим два направления – прозу и публицистику, куда удачно влилась и литературная критика.  
Общение с запсибовскими собратьями по перу продолжается до сих пор. Некоторых ее коллег той поры уже нет в живых, но она осталась верна их памяти. Ушли из жизни Г. Емельянов и А Ябров. Много сделала Р. Ляшева для популяризации творчества Анатолия Яброва. При её поддержке в столичных изданиях были опубликованы его рассказы.
После окончания МГУ в 1969 году длительное время Р. Ляшева работала редактором в центральных газетах и журналах, в том числе – в издательстве «Советский писатель». Затем в Литературном институте им. М. Горького защитила кандидатскую диссертацию. Работу посвятила романтическим тенденциям советской прозы. Гордится, что ее научным руководителем был выдающийся русский филолог, заведующий кафедрой теории литературы и литературной критики Владимир Иванович Гусев. Он, как и Руслана Петровна, тоже  немного жил в Новокузнецке: в начале Великой Отечественной войны его в трехлетнем возрасте вместе с родителями эвакуировали из Воронежа.   
Вышедший в 1985 году в издательстве «Советский писатель» первый сборник повестей и рассказов Русланы Ляшевой «Звонок» был тепло встречен читателями и критиками. Потом одна за другой выходили книги: «Без лапши», «Гонки» (маленький роман), «Точка бифуркации», «На старой улочке», «Зеркало Пугачева» (роман), «Кентавр на берегу вселенной», «На евразийских просторах» и др.
Несколько лет тому назад в кемеровском издательстве «Офсет» увидел свет солидный однотомник избранной прозы и публицистики «На бегу».  Есть в нём и размышления о творчестве самобытных русских поэтов Бориса Бурмистрова и Сергея Донбая, прозаика Геннадия Емельянова. Очерк о нём называется «Литература против бабла».
В статье «Это спор славян между собой» проводится аналогия между прозой белорусского писателя А. Кожедуба (повесть «Застолье») и Анатолия Яброва («Бикфордов шнур»).  «Книги Геннадия Емельянова и Анатолия Яброва, - признаётся Р. Ляшева, - лучшая память о зачинателях художественной летописи знаменитой комсомольской стройки. Гарий Немченко эту летопись продолжает, имея в творческом активе более пятидесяти книг».
Интересны её отзывы о стихах кузбасских поэтов Л. Никоновой, Л. Гержидовича, В. Коврижных, Ю. Михайлова, новокузнецких авторов П. Бурмина и Н. Дехтеренко.
Исторический роман «Зеркало Пугачева» предваряется вступительным словом Гария Немченко «Наша сибирская сестренка». Ценность романа видится ему в удачном прокладывании мостика из XVIII века в XX-й. Читателям понравились и рассказы из однотомника «На бегу»:  «От ветра голубая трава», «Гостинец», «Вторая лава», «Бронзовый перстень» и т. д.
К 75-летию Русланы Ляшевой Кузбасский центр искусств издал новую книгу «По запсибовским часам», составленную из произведений, написанных в последние годы.  Немало страниц в сборнике посвящено анализу творчества как ушедших Евгения Буравлёва, Леонида Гержидовича, так и современных авторов: Геннадия Иванова, Сергея Донбая, Бориса Бурмистрова, Дмитрия Мурзина, Анатолия Иленко, Владимира Иванова.
А вот эти поэтические строки Сергея Донбая Руслана Ляшева называет «визитной карточкой не только его самого, но и поэзии этого края»:
Дверь открой посредине России
И лицом к быстрине прикоснись;
Сколько там мужики искурили  -
В тамбурах, размышляя про жизнь.
Мы с тобою на встречных экспрессах
Разминёмся. Помедлить нельзя!
Полетят параллельно и резко
Наши волосы, руки, глаза.
Свежий ветер, простор неоглядный…
Через слёзы предстанет страна –
Наши волосы треплет и гладит
На восток и на запад она.
Литературно-критические публикации Р. Ляшевой отличаются детальным анализом произведений не только профессиональных, но и начинающих литераторов. К ним у нее особо доброжелательное отношение. В книге она останавливается на поэтических подборках Надежды Шишкиной, Валерия Куличенко, Петра Бурмина, прозаика, человека нелегкой судьбы Анны Чернышёвой. Все они - члены новокузнецкого городского литературного клуба фантастов «Контакт».
Сожалея, что поздно познакомилась с последними произведениями Владимира Мазаева, Руслана Петровна отмечает: «это истинно сибирский прозаик; с каким-то почти языческим изумлением смотрит он на мощную стихию природы. Острый сюжет, характерный для его стиля, цепляет душу читателя; он тоже широко раскрытыми глазами пялится на матушку-природу: ого, какая ты непредсказуемая, матушка!».
Легко читается очерк Русланы Ляшевой, посвященный творчеству шорской поэтессы Тайаны Тудегешевой, которая открыла читателям «сокровищницу духовного мира своего народа».
Так вышло, что лет двадцать тому назад Р. Ляшева решила «отдохнуть» от прозы и предложила редакции газеты «Литературная Россия» рукопись критической статьи. Она приглянулась В.В. Огрызко, и последовало предложение о сотрудничестве. С того времени минуло уже почти два десятилетия.  На страницах еженедельника были опубликованы десятки ярких материалов. 
В настоящее время писательница с молодым задором работает над очередными произведениями. В ближайших планах – написать автобиографическое повествование.
Желаем Руслане Петровне новых творческих удач!
 
г. Новокузнецк
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.