Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Валентина Громова. Сквозь призму воображения, или размышления по поводу рассказа Юлии Лавряшиной «Коробочка»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
      В журнале «Огни Кузбасса» (№1/2018 год) в рубрике «И большим, и детям» напечатан рассказ Юлии Лавряшиной «Коробочка». В небольшом по объему произведении автор обращается к  нескольким «вечным темам» нашей литературы:  горе и счастье, добро и зло, жизнь и смерть,  милосердие и жестокость,  сострадание и  равнодушие…  Именно поэтому рассказ можно и нужно рекомендовать для семейного чтения. И дети, и взрослые не останутся безразличными к его содержанию, в центре которого события одного дня из жизни девочки Ксюши.                            
 «Сквозь призму воображения», необходимо «увидеть привычную действительность» и понять главное, что хотел сказать автор..
       Это рассказ о том, какой трагедией в душе ребенка может обернуться неосторожно сказанное слово. Вот уж поистине – «словом можно убить». Не получилось на уроке технологии вышить красивый цветок – с кем не бывает! Ксюша очень старалась, мечтала о том, как похвалит ее мама и назовет рукодельницей. Но вместо этого  - двойка! Да еще обидные  и жестокие слова: «У тебя руки не из того места растут!» И вот уже буйная детская фантазия быстро создает образ «монстра», в которого превращается симпатичная девочка с косичками. Этому «жуткому монстру» нет места среди людей: она должна «жить в коробочке, есть голубей», а потом умереть. Сколько искреннего горя, слез и отчаяния! И даже замечательный весенний день нисколько не радует: «Одуванчики могли сколько угодно изображать из себя маленькие солнышки, девочке больше не было до них дела. Жизнь ее была кончена. Разве можно жить с двойкой по технологии?!»
         Заплаканная, одинокая, глубоко несчастная Ксюша идет по аллее огромного парка, в котором легко затеряться. В ее внутренних монологах появляется это страшное слово: «Никогда!»
Она никогда не вернется домой, потому что не может «притащить свое чугунное, как папина гиря, черное горе в их солнечную квартиру…». Она никогда не увидит маму и папу, «никогда не получит работу в кино, потому что сценаристы не живут в коробочках». И теперь она может нарушить «страшную клятву»: ходить только по центральной аллее парка, может делать все, что угодно. «Ведь родители больше никогда не увидят свою единственную дочку и не узнают о ее домике в коробочке».
    И Ксюша решительно свернула в сторону и пошла по едва заметной тропинке среди некрасивых лохматых кустарников. Только деревья были знакомы, они так спокойно и величаво раскачивали свои ветви… 
Уставшая от переживаний, девочка прилегла на мягкую и теплую траву, чтобы полюбоваться зелеными макушками елей и берез, которые цепляли ослепительно белые облака в бесконечной синеве.
Одно облако показалось ей похожим на собаку, которая что-то говорила и словно куда-то звала за собой. И девочка побежала за облачной собакой… И вдруг! Это  прекрасное  вдруг в рассказе.  Оно меняет настроение повествования, оно подготавливает читателя к чему-то необычному, что непременно должно произойти, и оно происходит. Ксюша находит под кустом коробочку, ту самую, свой будущий домик, в котором собирается жить «до самой смерти». Это было так неожиданно, что вначале она очень испугалась, особенно, когда поняла, что в коробочке кто-то есть. Но детское любопытство выше страха. Увидев маленького беспомощного щенка, девочка, «задохнувшись от нежности», взяла его на руки, и с этой минуты она переполнена заботами о своей находке. Она пытается  спасти и остальных «братиков», но тут ей впервые предстоит столкнуться со смертью и  почувствовать  недетский страх и ужас при виде трех неподвижных холодных комочков. Живое и мертвое, жизнь и смерть рядом…   Но испуганная девочка даже не может выговорить эти страшные слова. 
     Замечательный финал рассказа. Прижимая к груди щенка, девочка бежит домой. И это правильно.  У каждого живого существа должен быть Дом, а не коробочка. Возможно, Ксюша не знакома с  «Маленьким принцем» Экзюпери, но основная заповедь этой мудрой книги ей очень близка: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Бережно обнимая Облачко ( такое имя  получил щенок), она торопится домой, в свой настоящий дом, где ее любят и ждут. «Глупость какая – жить в коробочке! – уже смеялась она над собой, все ускоряя и ускоряя шаг. – Никто не должен жить в коробочке. В них не живут, …умирают». 
    О многом можно размышлять, прочитав этот рассказ. Но все-таки самое главное – это и просьба, и предупреждение, и призыв, обращенный ко взрослым и детям: «Осторожно со словом!» Выбираем слова для общения, будем внимательны  и бережны друг к другу. Ведь вся эта история  случилась только потому, что было произнесено «обидное слово». Вспоминаются строчки из стихотворения Николая Рыленкова:
На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово, что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
 Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Валентина Анатольевна Громова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №54», г Кемерово 
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.