Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Татьяна Горохова. Отклик на сборник стихов В. Коврижных «Черёмуховый Спас»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Сборник стихов «Черёмуховый Спас» Виктора Коврижных вышел в юбилейный для поэта год вступления в Союз писателей России. Книга состоит из двух больших глав, названия которых точно определяют мотивы, звучащие в подборке стихов. В «Сентиментальных сумерках сирени» слышны ностальгические нотки, и перед читателем явственно предстаёт «над плёсом с водою зеркальною весь в сиреневых сумерках дом».
 Воспоминания о детстве интенсивно излучают тепло, отчего светлее становится на сердце. Это ли не потому, размышляет поэт, что «то ль была душа моя в былом, или детство в душу посмотрело?» И, казалось бы, уже так далеки «синяя речка, обломок грозы, ласковый зов земляники», как вдруг «заклубятся былого туманы на закате вечерних огней» и «опять верится, что там счастье моё детское живое». И никуда ничего не делось, только теперь «живёт эта даль вне меня, светом былым продолжает светиться».
Стихи, где вспоминает поэт детство, не стоят особняком. Наоборот, они настолько тесно соединены музыкой «сентиментальных сиреневых сумерек» в этюд признания любви к родному краю и Родине, что невозможно найти тонкую грань перехода от одного к другому. Это как наполненные любовью сообщающиеся сосуды! И видит себя поэт «с дудочкой зелёной в руках», которая «поёт на все лады с кузнечиковым звоном», а её «голосок томится за берёзовым заплотом», и делает вывод: «Это душа моей родины – дудка зелёная!» Природа родного края в стихах поэта В. Коврижных не просто образно красива, она воздушным потоком метафор отрывается от земли и, подсвеченная «небесным светом», устремляется в другие сферы. Это так же, как «сумерки цветов в тягучий мёд преображают пчёлы». Да, у В. Коврижных слово «Природа» созвучно произношению этого же слова у Ф. Тютчева. «Ветер ль вздохнул? Или, может, Природе светлое что-то явилось во сне?» Эпиграфом к данной теме взяла бы вот эти четыре строчки: «Послушна природа божественной воле, любовью и светом желанным полна. Журчаньем ручья, колосящимся полем по имени нас окликает она». 
Стихотворение «Там, в народной глуши» не открывает одноимённую главу сборника, а завершает её и итожит всю книгу. Почему? Поэт В. Коврижных нашёл ответ, о чём и говорит читателю: «Я б срубил там избу или даже собор, да топор подобрать не могу». А вот отец поэта свой топор, похоже, подобрал по руке и держит его крепко, «как судьбу», а ещё отцовский топор так «настроен, что услышится звон колоколен». А как поэт философски подошёл к этому орудию труда – топору! «Всё в одном топоре: и исток, и конец, ничего просто так не бывает». Вообще, стихотворение «Отец» – настоящая песнь-былина о труде и человеке труда. И было бы правильно писать слова «Труд» и «Природа» только с большой буквы. Стихотворение начинается словами: «Райский сад рукотворен – отец говорил». Ведь это так просто! Чтобы получить райские плоды, нужно сначала посадить деревья и ухаживать за ними, а поэтому «поначалу лопату Господь сотворил, а к лопате Адама изладил». Вот такое получается сотворение мира у поэта В. Коврижных. «Я полагаю: был вначале труд поводырём дремучего сознанья. Во глубине языческих минут прозрел Господь в процессе созиданья». И продолжает поэт воспевать на все лады труд, «чтобы кормились и божии птицы от насущного хлеба труда».
А чего стоят стихи о кране? Казалось бы, ну что можно сказать об этом длинношеем, длинноногом подъёмном механизме? А вот почитайте! У поэта В. Коврижных железный бездушный кран превращается в самое что ни на есть живое существо, обращается он к нему «милый друг», извиняется за то, что «заездил» своего рабочего коня, и от этого кран стал жалобно скрипеть. В сборник включены также стихотворения о пиле, об одиноком тракторе, о старой кузнице, протяжке гаек, разгрузке шпал, сенокосе. Но слышит поэт, как вызревает «в рельсах до поры, словно в трубах оркестра торжествующий музыки шквал!», и «желание моё – обычный труд возвысить до Завета».
Уехав в город, оторвавшись на долгое время от «светлой дали», где «встречный каждый душевной близостью знаком», поэт тоскует о родных до боли в сердце местах и говорит, что «здесь постоять, как заново воскреснуть с щемящим чувством грусти и вины». И, в конце концов, оставшись в «тени величия труда», задаётся вопросом: «Непонятно мне всё же: куда мы спешим, растворяясь в толпе обречённо?» И о том, что «вымирают озёра и реки» и целые деревни: «…на месте изб и погребов – быльём заросшие провалы и сырость с запахом грибов». Но теперь «живу в селе неторопливо» и совсем «нескучно мне в своих веках топтать привычную дорогу до тихой речки в тальниках».
Так о чём же, о чём же книга В. Коврижных «Черёмуховый Спас»? И почему именно такое название дал поэт своему творению? Как это обычно водится, в заглавии заложен код всего текста. Это может быть стихотворная строка или фраза. Но в стихах данного сборника слово «черёмуха» встречается всего несколько раз, да и то как цветущая, а следовательно, это весенняя пора, но никак не летняя. «Спас» – слово, не прозвучавшее ни разу в стихах, сразу выстраивает в ряд: «Медовый», «Яблочный», «Ореховый». Но ведь это август! Месяц сбора плодов. Так не в этом ли заключается смысл всего написанного?
Для человека труда, а особенно сельского жителя, хлебопашца и земледельца уборочная страда – один из наиважнейших моментов жизни на земле. Но в то же время это пора и благодарения высших сил и природы за всё то, что дала земля человеку за его труды. И эта награда, конечно, дар Божий. Получается, что небольшое деревце, растущее по берегам сибирских речушек, весной, надевая невестин наряд, не только украшает своим белоснежным цветеньем, но и наполняет горьковатым ароматом всю сельскую округу, а потом рождает сочные душистые ягоды. Испокон веков плоды черёмухи обыкновенной собирали и сушили именно в августе. Так почему же не благодарить Того, кто дарует это человеку, украшая его жизнь, спасая от болезней и голода в зимнюю пору? Возможно, поэтому поэт В. Коврижных и придумал свой сибирский Спас – черёмуховый! «Он вкусил божью милость в новых безднах сполна. И всему, что открылось, дал свои имена». Надеюсь, что всем, кто прочтёт стихотворный сборник поэта В. Коврижных «Черёмуховый Спас», станет «ясен смысл душе без перевода, до печали светлой и до слёз…».
г. Топки
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.