Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Трудный путь к признанию (О прозе А. Яброва)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В декабре прошлого года исполнилось 75-летие со дня рождения известного сибирского писателя Анатолия Степановича Яброва.

Впервые с А. Ябровым, как писателем, я «познакомился» в середине 80-х годов, когда приобрел его книгу повестей «Огонь на ветру». Два первых произведения из этого сборника – «В теснине Арачева», «Новая роль» – прочитал в этот же вечер. Понравились повести простой лирической задушевностью. Да и хотелось проверить высказывание в печати некоторых читателей, которые неоднозначно оценили выход в свет книги. Забегая наперед, скажу, что нелегко под зорким прицелом цензуры появлялись в печати произведения писателя.

Особенно запомнился герой повести «В теснине Арачева» шофер Федор Дыгай.

Сюжет повести на первый взгляд может показаться простым. Дыгай зимой на старом «Зиле» поехал далеко на базу за новыми колесами для автомобилей: в гололед они не могли продуктивно работать на отсыпке дороги, по которой будет проложена железнодорожная ветка для подвоза руды на завод.

В пути случилось непредвиденное: вот-вот должна начаться пурга. Федор вспоминает, что здесь недалеко на пасеке живет его бывшая подруга детства Грунька, которая не по любви вышла замуж за кержака Ерофея Морошкина. «Так ехать или не ехать?» – раздумывает Дыгай. Ведь буквально несколько месяцев тому назад его ребята физически расправились с кержаком за то, что тот не дал ему залить воды в радиатор машины и, к тому же, его жестоко избил.

Подъехал к усадьбе Ерофея. Но там, не смотря на начало пурги, его не пустили в дом. Федор решил не останавливаться и продолжить путь дальше – домой. В дороге его застает пурга. Двое суток он борется за жизнь.

В этот напряженный период обессиленного и уставшего Дыгая и находит Груня с собакой. Накормила. Но после увиденного она вместо морошкинского дома направилась в противоположную сторону к своим родителям. При этом Федор успел заметить у нее под глазом синяк. «Поругалась с кержаком» – подумал он. И не ошибся.

В конце концов после пурги подбирают обессиленную Груню, а затем и Федора.

Наряду со всем этим писатель рисует в произведении и другую не маловажную и трогательную деталь: по дороге домой спасают полуживого козленка…

Этот, казалось бы незначительный и, возможно, второстепенный эпизод повествования не только усиливает черты доброты и порядочности героев «В теснине Арачева», но и заставляет задуматься о месте человека в непростой нынешней жизни.

Почему я так детально остановился на этой повести? Здесь, как и в других произведениях сборника: «Тиока – богиня счастья», «Лейтенант запаса», показаны сильные характеры героев, которые для общего дела, даже рискую собственной жизнью, стараются быть полезными для других.

Это и понятно. Ведь и сам писатель знает не понаслышке, о чем пишет. Прошел трудные университеты жизни. Уверен, что нынешний его читатель (ох, не дай Бог им увидеть 40-е годы) вряд ли сумел осилить хотя бы один семестр тогдашней науки…

Родился Анатолий Ябров в декабре 1934 года в деревне Окуневка Тюменской области. В семье был пятым ребенком. Из десяти родившихся братьев и сестер выжили только 7 детей.

Жилось большой, но дружной семьей тяжело. И что бы хоть как-то сводить концы с концами приходилось самим детям думать как о себе, так и о младших братишках и сестренках.

Брат Кузьма, например, прибавил себе года и старшая сестра Лена оказалась младше его. Привез он семью в Арбизонский район. Поселили их в амбаре. И только через непродолжительное время, пройдя «испытательный срок» (а мать работала в поле за троих, косила хлеб не хуже мужчин) их наконец-то приняли в колхоз (деревня Данькова).

В 1949 году Ябровы переезжают в Новокузнецк, где жил их дядька Алексей Кузьмич – известный в те годы кузбасский шахтер. Здесь будущий писатель на Теш-Логе окончил школу №9. Отсюда пошел служить на Тихоокеанский флот матросом крейсера «Калинин».

Писать начал в армейскую многотиражку «Залп». Первые заметки получились великолепные. Как лучшему военкору ему тогда была вручена грамота командования части.

После демобилизации «на гражданке» в местной периодике появляются его очерки, статьи, репортажи о современниках. Так, в 1959 году был написан один из первых репортажей о тружениках разреза «Листвянского», который без единственной правки был помещен на передовую страницу городской газеты «Кузнецкий рабочий». А то, что Анатолий Степанович еще в начале своей корреспондентской работы без журналистских факультетов (это значительно позже он окончил Литин- ститут им. Горького) умел писать, как настоящий и опытный газетчик, говорит и тот факт, что принимая его потом на работу в многотиражку «Металлургстрой», требовательный редактор Геннадий Емельянов вместе с вырезками его публикаций решил познакомиться и с подлинниками, что бы убедиться в профессиональном мастерстве автора.

Более десяти интересных лет своей жизни прозаик отдал работе в «Кузнецком рабочем». Новокузнечане до сих пор помнят его актуальные публицистические размышления, яркие зарисовки и очерки об известных наших современниках.

Именно в этот период он делает первую пробу в художественной прозе. Написал повесть, которая, по словам писателя, была далека от совершенства.

В 1961 году в «Металлургстрое» напечатал рассказ «Птицы тянутся к теплу». Затем приехавшая из Кемерово группа писателей посоветовала поменять тему произведения: мол, на Запсибе идет такая большая стройка, а ты пишешь о какой-то старухе. Но это не сильно расстроило А. Яброва. Ведь то, что было написано в рассказе – сущая правда. И через несколько лет, набив, как говорится, руку, написал продолжение, и никому не показывая свое творенье, отправил его в столичное издательство «Современник». Было семь положительных рецензий! Приходит восторженный отзыв и… 7 томительных лет ожидания. Только в 1984 году вышел роман под названием «Паду к ногам твоим».

Не стлалась ему дорога в литературу пышными розами. После первой повести «Накладки» (Кемерово, 1966г.), которая неправильно была понята определенной Категорией властвующих чиновников, пришлось испытать соответствующий дискомфорт. Никуда не брали на работу. Подстраховывались. Боялись, что об их коллективе чего-нибудь «лишнего» не написал. А причиной всему этому было то, что в произведении правдиво показан реальный случай из практики известного в Кузбасе строителя.

Писатель усиленно работает, создает ряд новых произведений, но… опаздывает: не успел воспользоваться хрущевской оттепелью и почти два последующих десятилетия не давали возможности продуктивно издаваться. Написанные романы и повести возвращались из редакций обратно. А если что-то и выходило в то время у А.С. Яброва, то в таком «отредактированном» виде, что по словам писателя, хотелось плакать. Так, например, поступили с вышеупомянутым романом «Паду к ногам твоим». Не выдержав обиды, в конце рукописи на гранках написал: «Античная статуя богини Ники не имеет ни головы, ни рук, а все равно она произведение искусства» – и обратно отправил в редакцию. После такого письма к работе над книгой в издательстве подошли внимательно.

Возникали недоразумения с местными властями. На страницах многотиражки «Металлургстрой», которую в то время редактировал А. Ябров, появились острые публикации в защиту молодых поэтов-шестидесятников. Такое самовольство писателя не прошло бесследно: вопрос рассматривался даже на бюро Новокузнецкого горкома партии.

Отдельными изданиями также вышли сборники романов и повестей: «Стриженые», «Огонь на ветру» и др. Кемеровскому книжному издательству предложил рукопись романа «Последний солдат Валуевки» и повесть «Поединок Устина Бусыгина». Но там подстраховались. Роман «выбросили», а вместо него поставили «Паду к ногам твоим» (книга «Финал», 1988г.). Только через пятнадцать лет (в 1990г.) увидел свет отдельной книгой роман-памфлет «Государство № 49 и его президент Лукьян Тузов». В нем исследуется одна из актуальных и больных проблем нашего времени – пьянство. В рецензиях на роман отдельные критики отмечали, что ни один известный в то время русский писатель так остро и серьезно не писал об алкоголизме, а тут перефирийный прозаик подымает такую «непопулярную» тему…

И только после выступления на одном из пленумов Кемеровского обкома партии тогдашнего руководителя кузбасской писательской организации Геннадия Юрова и публикации рукописи в журнале «Сибирские Огни» – «Государство № 49…» наконец-то увидело свет.

Чуть поменьше – двенадцать лет понадобилось для издания психологического романа «Рытуальный танец». Здесь легко узнаваема местность строительства крупного предприятия. Внимательный читатель легко определит основных прототипов произведения, вспомнив реальные события тех лет нашего края.

Всероссийский читатель имел возможность познакомиться с тремя повестями писателя, опубликованными в спецвыпусках журнала «Роман-газета» 1994-1996г.г. – «Пасерба», «Эхо жизни», «Колесница Пророка». Эти повести наряду с опубликованной в этих изданиях прозой Гария Немченко по праву считаются стержневыми произведениями столичного журнала.

После этого писатель в местных изданиях опубликовал еще несколько повестей: «Симсим, отвори дверь», «Райский курятник», «Бикфордов шнур» и др.

И вот после тридцатилетней работы А. Ябров закончил рукопись многопланового историко-психологического романа «Турецкий вал».

Основное действие в романе разворачивается в 1920 году, когда барон Врангель вел активную и жестокую борьбу на одном из последних этапов гражданской войны. В произведении показано одновременное взаимодействие многих боевых соединений на этом стратегически важном участке, где с коренными жителями этого крымского перешейка не считались. Их выгоняли со всей родины, как бездомных собак.

Параллельно с боевыми действиями читатель постоянно чувствует духовно – психологическую войну. Ведь не только менялся капиталистический строй на социалистический. Все менялось. И в первую очередь люди. Происходило все это, безусловно, не так просто и легко, как многим кажется.

Роман «населен» большим количеством действующих лиц. Здесь мы встречаем и такие известные исторические личности, как Ленин, Сталин, Деникин, Петлюра, Врангель, Фрунзе, Уборевич…

А главным действующим лицом в «Турецком вале» выступает семья Порфирия Захаровича Пахаря в трех поколениях – отец, сыновья, дочь, внук… В ней живут белые и красные. На протяжении не одного десятилетия из этого семейства выходят и активно действуют писатель, генерал, комиссар, командир полка, разведчик, коммерсант, красноармеец и др. Сам же Порфирий Пахарь по своим идейным убеждениям – белогвардеец, служит денщиком при офицере по особым поручениям, прошел большую жизненную школу: при царе на приисках мыл золото, был ссыльным, участвовал в политических кружках. Далее убивает урядника, бежит с семьей в Сибирь.

На этом остановлюсь – сильно увлекся пересказом сюжета романа. При этом только отметим, как нелегко давалась Анатолию Яброву это произведение. Еще в начале работы над романом его сильно и несправедливо критиковали. Но писатель не сдавался. Было написано шесть (!) вариантов романа (основной чистовой вариант составляет 57 печатных листов) – целый двухтомник!

Роман написан. Но снова возникла проблема: как издать? Из-за финансовых трудностей не просматривается в ближайшее время перспектива познакомиться с ним нашим читателям.

Последние пятнадцать лет у Анатолия Степановича не выходили книги. И основная причина – не экономические трудности, а бессовестное отношение новокузнецкого бизнесмена-издателя Бориса Рахманова к своим коллегам по перу, где на первое место он всегда ставит личную коммерческую выгоду. На издаваемую продукцию делает такие накрутки, что они не под силу городскому бюджету.

И только в 2009 году, когда А.С. Ябров перешел в Союз писателей Кузбасса из так называемого рахмановского «областного отделения писателей Юга Кузбасса», дело сдвинулось с мертвой точки. В этом году в одном из областных издательств наконец-то выходит солидный том прозы писателя, куда помимо романа «Последний солдат Валуевки» включена и повесть.

На издание одного только романа тот же Рахманов запросил… миллион (!) рублей. Таких денег ему, конечно, никто не дал. Через некоторое время цену сбавил в два раза, далее – до 300 тысяч рублей. И неизвестно, сколько тянулась бы эта чехарда, если бы не своевременная поддержка Союза писателей Кузбасса.

Проинформируем читателей, что на издание вышеназванного однотомника понадобилось всего 140 тысяч рублей.

В последние годы в местной периодике А. Ябров опубликовал несколько повестей: «Сим-сим, отвори дверь», «Райский курятник», «Крыша или Сталинград Зиновия Кладова», «Бикфордов шнур» и др. Будем надеяться, что и эти произведения в ближайшее время увидят свет отдельной книгой. 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.