Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Александр Ярощук. Куда пропала мумия фараона Сехемхета? Эссе-исследование

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
    Сегодня специалисты не могут толком ответить на вопрос: сколько пирамид находится в Египте? Одни говорят больше семидесяти, другие утверждают, что их более ста. А сколько неизвестных захоронений ещё таят в себе беспредельные египетские  пески! И каждая из них – загадка. Но три пирамиды стоят особняком.
    От них только головная боль у египтологов. О них в древних источниках нет почти никакой информации, как, впрочем, и обо всём Древнем царстве. В самих пирамидах, кроме пустых саркофагов, нет ничего, что могло бы указать на дату постройки, её принадлежности. 
    Сколько потребовалось веков этому древнему народу, чтобы сформироваться в столь мощное государство, способное на такие грандиозные постройки, которые не под силу даже нынешней цивилизации? Десять? Двадцать? А может, и все пятьдесят? 
    Ну, допустим, до нас дошли бы древние записи об этих постройках, как, положим, в Библии о Ноевом ковчеге, тем более что время постройки ковчега и пирамид почти совпадают. И что? Все бы дружно, и египтологи, и учёные мужи-строители, в один голос скандировали: этого не может быть. Быть того не может! И привели бы сотню теоретических обоснований, как в случае с Ноевым ковчегом. Но пирамиды существуют! И даже реально существующие, они повергают учёных и специалистов по строительству в смятение. И нет числа версиям о способах их постройки и назначении.
    Пирамиды Древнего и Среднего царств объединяет загадочное обстоятельство – все найденные саркофаги пусты, словно в них никогда и не было мумий, хотя в Новом царстве количество мумий фараонов исчисляются сотнями. Некоторые склонны взвалить вину на грабителей. Но простая логика подсказывает – им это без надобности. Если они вскрывали саркофаги, то только за тем, чтобы забрать ценную вещь, которая обычно в виде самого дорогого символа укладывалась при похоронах в область сердца. Вот в том месте воры и разрезали мумии. Здесь я обращаю внимание на то, что всё описанное ниже относится только к царским захоронениям.
    Великая пирамида Хеопса, названа Великой не только потому, что она самая высокая, но и самая загадочная, хотя и изучена лучше всех и в ней больше всего открыто помещений. Кроме того, внутри пирамиды происходят странные, необъяснимые процессы.
    Начнём по порядку:
    Когда в пирамиду вошли арабы Аль-Маамуна, то кроме пыли, доходившей до щиколоток, ничего не обнаружили. И откуда она взялась в таком количестве? Ни обрывков ткани, ни папируса или какого-то мусора, что обычно остаётся после стройки, а только пыль, пыль, пыль. Позже европейцами были обнаружены мумифицированные трупики случайно попавших в пирамиду зверьков, не сумевших выбраться обратно. Причём без следов гниения.
    Стены «Палаты царицы» были покрыты, словно шубой, кристаллами неизвестного происхождения. О назначении этого помещения существует бесконечное количество легенд, рассказанных охочими до сказок местными арабами. Наиболее реальная версия гласит, что в палате находилось множество мумий в прекрасном состоянии. Выглядели словно живые, даже волосы не поседели. Но когда их стали поднимать, они оказались лёгкими, как воздух, и рассыпались в прах. Кроме этого они описывали какие-то круглые колодцы, забитые трупами, и три двери, за которыми находились коридоры, ведущие вглубь пирамиды. 
    Заслуживает же внимания только та часть легенды, где совершенно достоверно описаны мумифицированные тела. Остальное – явный вымысел, никаких колодцев, коридоров и дверей там нет.
    И в настоящее время исследователи отмечают некоторые странности, происходящие в пирамиде.
    Известный российский путешественник и исследователь А. Скляров утверждает, что пирамида прямо высасывает воду из организма, от чего её стены влажные на ощупь. Уж кому-кому, а ему я верю безоговорочно.
    Другой исследователь приводит пример, как оставленное на время в пирамиде тупое лезвие бритвы вновь стало острым.
    Некая группа учёных утверждает, что заложенные на хранение в пирамиде семена проявили повышенную всхожесть по сравнению с аналогичной опытной группой семян. Другие с упорством доказывают прямо противоположное.
    Некоторые выражают мнение, что кратковременное пребывание в пирамиде благотворно влияет на организм. По этой причине повсеместно начали возводить мини-пирамиды на территориях дач, городских скверов. 
    Директор КПО «АЗОТ» кандидат технических наук В. Коптелов тоже построил на своём садовом участке пирамиду, соблюдая геометрические пропорции Великой пирамиды. Сторона основания равна 2,3 метра. Сама пирамида собрана из деревянных брусков, обтянутых полиэтиленом. Единственное, что хозяева отмечают, это высокие урожаи помидоров, рассада которых выращена в пирамиде. Такой же результат, естественно, может быть достигнут и в простой плёночной теплице. А в основном она представляется гостям как некая экзотика на участке, как и сооружённые рядом «Эйфелева башня», «Триумфальная арка» и «Стена плача».
    Свидетельствуют, что временами над вершинами пирамид появляются световые столбы. И ещё многое другое, что трудно объяснимо.
    Попробую и я высказать своё мнение.
    Начну с того, что в физике существует такое явление, как сублимация, или сухая возгонка. Процесс характеризуется тем, что вещество из твёрдой фазы, минуя жидкость, сразу переходит в газообразное состояние. Ярким примером является вода, когда снег или лёд при минусовой температуре сразу переходят в пар. Оставили в холодном гараже машину в снегу на зиму, и через пару месяцев снег исчезает сам собой. Замечали? Существует и обратный процесс, десублимация, когда вещество из газообразного состояния, минуя жидкое, переходит в твёрдую фазу. В том же гараже вода, перешедшая в газообразное состояние, выпадает в виде изморози на металлических деталях гаражных ворот.
    Женщины этот процесс наблюдают чаще: таблетки нафталина, уложенные в платяной шкаф, испаряются, и молекулы этого вещества отпугивают моль или её убивают. При определённых условиях из паров вновь выпадает кристаллический нафталин. 
   Интересно, как ведёт себя кристаллический йод. У того вообще нет жидкой фазы, но он тоже переходит в газообразное состояние или обратно из газа в твёрдое. И если йод используют в медицине, то только в виде его спиртового раствора. Возможно, подобный процесс происходит и с металлами, в результате чего изменяется толщина лезвия бритвы. 
    Все странности в пирамиде, что я до этого перечислял, не только связаны с процессом сублимации, но и с процессом диффузии , протекающим в первую очередь с мумиями фараонов, находящимися в древних пирамидах.
    Остановимся на рассказе о мумиях в «Палате царицы» и на описании «шубы» из неизвестных кристаллов. Для этого приведём сведения о мумификации в Египте, описанные наиболее подробно Геродотом во второй книге «Истории». 
    Чтобы не травмировать читателя мрачными подробностями, текст заметно упростим.
    Мумификация осуществлялась тремя способами. Первый, самый лучший, применялся при бальзамировании царственных особ и особо приближённых. Второй предназначался лицам попроще, и, наконец, третий, самый простой и самый дешёвый. Мы остановимся на бальзамировании лиц, так сказать, по первому классу.
    Мумификация проводилась с особой тщательностью. Сначала извлекают через ноздри мозг. Затем через разрез в паху вынимают внутренности и вычищают всю брюшную полость. Промывают пальмовым вином, наполняют растёртой миррой, кассией и прочими благовониями и зашивают. После этого тело на 70 дней (внимание!) кладут в натровый щёлок. По истечении этого срока, обмыв тело, обвязывают бинтами, смазанными камедью как клеем. Затем помещают в деревянный гроб в усыпальнице. Точно так же описывает автор захоронение в «Палате царя». А мумии фараонов после бальзамирования укладывают в саркофаг. 
    Многие учёные отмечают повышенную магнитную активность во внутренних помещениях пирамиды, связывая её с аномалиями, протекающими в недрах земной коры. Сама форма пирамид способствует её концентрации в центральной части и возникновению так называемого резонанса. На основании этого и возникают версии о Великом трансформаторе, Электромагнитном резонаторе и т. д. 
     Выходит, что в пирамидах при совместном воздействии вышеперечисленного возникают какие-то особые условия, которые запускают механизм этих процессов и активируют испарения не только воды, но и тканей, даже металлов, превращая их в пыль. 
    Вот и мумии в «Палате царицы» превратились в пустые, невесомые оболочки, которые при малейшем прикосновении рассыпались в прах. Попросту говоря – испарились! А щёлок, находившийся в мумиях, сублимировался и выпал в процессе десублимации в виде слоя кристаллов на стенках камеры. Жаль, что никто не смог в то время сделать анализ на состав этой соли. Вполне возможно попробовать и сейчас сделать качественный анализ на состав смыва со стен камеры.
    Читатель вправе спросить: а куда всё исчезло из герметически закрытого саркофага, где находилась мумия фараона? Возможно, здесь сработал процесс диффузии.
    Вроде бы всё сходится, но есть одно сомнение. Геродот описал способ бальзамирования в более поздние времена, а тот древний способ, возможно, был совсем иным. Хотя есть отрывочные сведения из папируса Ринда, или Эберса, где сообщается, что древние мумификаторы использовали «щелочные растворы». В продолжение этой темы встаёт ещё вопрос: каким мог быть «щелочной раствор»? Самый простой и доступный – это раствор древесной золы в воде. В современной химии используют хорошо растворимые в воде основания ряда металлов, создающие в водном растворе большую концентрацию ионов ОН. 
    Нашими хозяйками применяется в качестве щёлока всем известная сода. Сода – гидрокарбонат натрия NaHCOз используется и в кулинарии как разрыхлитель (разрушитель молекулярных связей). Под воздействием щёлока тело умершего становилось более пластичным (податливым), и из него формировали компактную мумию. Так какой применялся раствор? Какой концентрации? Кроме всего прочего, в настоящее время основным веществом в мастиках, применяемых для ускоренного старения (распада) волокон древесины при изготовлении винтажной мебели, используются как раз щёлока.
    Это всё не досужие вопросы. От того, какой раствор и какой концентрации применялся, зависит скорость распада тканей не только человека. 
    Я всё более и более склоняюсь к тому, что явления сублимации, диффузии в пирамидах возникли сами собой, независимо от намерений египтян, и проявились именно таким образом. 
    Если исходить из этого, то можно сказать, что всё, что было в пирамидах, за истекшие тысячелетия, а их может быть и более пяти, превратилось в пыль, прах, тлен.
    В подтверждение сказанному, я приведу удивительный факт, который почему-то широко не освещён в современной литературе. 
    В 1954 году египетский специалист-египтолог Гуссейн Ибрагим откопал в пустыне остатки древнейшей ступенчатой пирамиды. В результате поисков ему удалось установить и имя её владельца – царя Сехемхета, сына и преемника Джосера. От этой пирамиды сохранились только первая ступень и часть второй. Эта пирамида, возможно, была последней, в строительстве которой ещё так широко не применялся природный камень.
 
 
 
Пирамида Сехемхета в Саккара. Наверху разрез сохранившейся и незаконченной части; внизу горизонтальная проекция с подземными коридорами и камерами (по Гонейму).
 
    Размеры её основания были внушительны – 120 на 120 метров, высота оставшейся части составляла более 10 метров. Здесь же была обнаружена и погребальная камера длиной 9 метров, шириной 5 метров и 5-метровой высоты. Всё это говорило о том, что камера, как и пирамида, одна из древнейших, эпохи Древнего царства. В результате обследования этой пирамиды обнаружилось нечто странное и загадочное.
    По периметру пирамиды находился вырубленный в скале коридор, который соединял между собой 132 (!) камеры для погребальной утвари. И чего только там не было: 21 золотой браслет, всяческие шпильки, палочки, сосуды, шкатулка для косметики с печатями Сехемхета. Удивительным было то, что здесь находились и сотни папирусов с текстами на демотическом языке (греческий народный), соответствующем другой эпохе! А возникло это письмо примерно в 600 г. до н. э. И между ними 2 тысячи лет! Выходит, что и коридор, и камеры вырезаны в горном массиве намного позже. Возможно, эти строители и не подозревали, что под пирамидой на глубине двадцати метров существует царское захоронение. Как знать, может, древнее наложенное «табу» действовало столь эффективно на протяжении многих столетий.
    Но ещё более неожиданное и загадочное событие ожидало исследователей дальше.
    Руководил раскопками известный египтолог Гонейм. Он установил, что камера усыпальницы после захоронения не вскрывалась. Все стены, потолок, пол были в первоначальном девственном состоянии и не носили никаких повреждений. Все печати фараона были нетронуты. Следы воровского взлома исключались. По этой причине было объявлено по всему миру как сенсация о находке погребальной камеры с нетронутым саркофагом.
    В назначенный день при большом стечении специалистов и репортёров со всего мира приступили к вскрытию камеры. И вот долгожданный саркофаг, возраст которого около пяти тысяч лет, перед ними. Когда сняли с него защитную крышку, то он предстал во всём своем великолепии. Предварительный осмотр саркофага подтвердил заверения египтологов. Саркофаг был в идеальном состоянии. Он был изготовлен из редкого алебастрового камня с прожилками, переливающимися всеми цветами – от золотого до красного. Осмотрели ещё раз поверхность саркофага. Ни малейшего повреждения, ни царапины. Волнуясь, приступили к вскрытию.
    Дальше я приведу текст из книги «Потерянная пирамида» самого Гонейма: «Двое из моих рабочих начали тянуть верёвку, другие в это время поддевали панель ломами, стараясь просунуть их в щель между нижней частью панели и саркофагом. Люди напрягали все силы. Слышался скрежет металла по камню – и ничего больше. Панель намертво сидела в пазах. Рабочие несколько раз возобновляли свои попытки, однако тяжёлая каменная глыба противостояла нашим усилиям. 
    Но вот, наконец, она приподнялась, всего на какой-нибудь сантиметр. В отверстие тотчас были вставлены рычаги… Всего этим делом было занято шесть рабочих, однако панель оказалась такой тяжёлой – она весила около 227 килограммов – и была так крепко зацементирована смесью гипсового раствора и клея, что понадобилось почти два часа, прежде чем она медленно поползла вверх. Я встал на колени и заглянул внутрь… Саркофаг был пуст!»
    Возможно, на дне саркофага осталась горстка праха. Но, увы, исследователям было уже не до того. 
    Все стояли молча, потрясённые увиденным. Когда же исследователи выбрались на дневной свет из двадцатиметровой глубины, окружающим стало всё ясно – полное фиаско! Всё было написано на лице человека, который в течение трёх лет пробивался к саркофагу. 
    От тяжёлого психологического удара он так и не смог оправиться. Поработав еще некоторое время, Гонейм окончательно отошёл от археологических поисков, а вскоре (1957г.) трагически погиб. Так он пополнил символический список тех, кто так или иначе погиб после проникновения в камеры фараонов. 
    Совершенно ясно: ворочая ломами между крышкой и нижней частью, рабочие нанесли непоправимые повреждения саркофагу, которые не замечались на нём до вскрытия. Это только подтверждало версию Гонейма, что саркофаг никем не вскрывался до него. Алебастр, увы, далеко не самый прочный материал. Судя по описанию (цветные прожилки, выходящие на поверхность саркофага), он относится к кальциту (карбонат кальция), одному из разновидностей подобных минералов. Твёрдость по шкале Мооса – 3. Плотность – 2,3.
    Может, по этой-то причине египтяне и стали отдавать в дальнейшем предпочтение граниту, переходя на изготовление саркофагов из этого материала, который и прочней и плотность имеет выше, чем у алебастра, 2,6 единиц. Кроме того, неясно из описаний, из какого вида гранита выполнены те или иные саркофаги. В зависимости от формы образования гранита (интрузивной или эффузивной) у них ещё оказывается и разная проницаемость.
    Выходит, как бы ни старались египтяне закупорить саркофаги, абсолютной герметизации при таких материалах не добиться.
    В пирамиде Сехемхета ещё несколько лет проводились археологические изыскания, но ответить на вопрос, почему саркофаг оказался пуст, так и не удалось. 
    Если бы саркофаг ранее вскрывался, то возможно выдвинуть версию, что в нём находились письмена с записями древних знаний, которые так упорно ищут некоторые учёные. Можно было бы предположить, что грабители, вскрыв крышку, освободили саркофаг, наполненный папирусами, и ненужные им документы рассовали по камерам. Но саркофаг не вскрывался, да и папирусы, как писал я ранее, совершенно из другого времени. Так эта версия умерла в самом зародыше.
    Напомню одну деталь в описании саркофага в пирамиде. Обмазку с внешней стороны саркофага я тогда логически увязал со старанием сохранить целостность внешней отделки этого изделия. Но вот новый факт снова ставит в тупик. 
    В местечке Абусира, которое располагается между Саккара и плато Гиза, находятся несколько пирамид фараонов. В частности, Сахура, Ниусера, Неферефра. Но в данном случае нас интересует рядом стоящая, небольшого масштаба, Птахшепсеса, в которой находятся два саркофага. Оба выполнены из гранита изумительной красоты, которые предназначались, без сомнения, для царских особ. Попутно замечу – тоже пустые. Но вот, что примечательно – внутренние стенки не только прекрасно отшлифованы, но и покрыты изнутри слоем алебастра! Зачем? С какой целью? С целью сохранности самого саркофага, как я предполагал ранее, исключено.
    Может быть, египтяне знали или подозревали, что мумии могут с течением времени испариться, и предпринимали меры для их сохранности? В данном конкретном случае обмазали изнутри, а много позже попробовали добиться нужного результата, обмазав его снаружи. Если исходить из этого предположения, то сколько понадобилось времени, чтобы заметить эффект испарения? Во всяком случае, не менее нескольких тысяч лет! Значит, история Египетского государства простирается столь далеко в прошлое, что просто захватывает дух. 
    Собственно, об этом и повествует древнейший историк Манефон, утверждающий, что человечество в своей истории восходит к тем временам, когда на земле жили и правили «Боги». А это сотни тысяч лет тому назад! Можно как угодно относиться к его писаниям, но открытие в конце 20-го века храмового комплекса Гёбекли-Тепе заставляет совершенно по-иному взглянуть на нашу историю. Как утверждает немецкий учёный Клаус Шмид, участник раскопок комплекса, некоторые колонны датируются 8 тысячами лет, а некоторые и за все 20!
    Хотя здравомыслящий оппонент и тут может возразить, что это просто обмазка в виде штукатурки для заделки сколов. Не складывается. Всем известно, что чем тоньше слой обмазки, тем он лучше держится, а тут целых 5 (!) сантиметров. При этом все очевидцы дружно утверждают, что наружные и внутренние стенки указанных саркофагов идеально отполированы.
    Но вот неожиданно появляется ещё одно свидетельство, говорящее в пользу этой версии. Удивительно, но этот факт обнаружился не в Египте, а в… Южной Америке, в древнем майянском комплексе пирамид, названном Паленка. 
    В 1759 году на затерянный на тысячелетия храм среди джунглей наткнулись заблудившиеся военные. Сейчас он называется Храм Надписей – из-за плиты, на которой нанесено 629 иероглифов. Никаких сведений об этой постройке, кроме множества тут же вспыхнувших легенд, не было. В конце сороковых годов 20-го века этим храмом впервые серьёзно заинтересовался руководитель мексиканской археологической экспедиции Альберте Рус Луилье. Осматривая верхнее помещение, он обратил внимание на огромную треугольную плиту в центре. При этом плита имела по углам периметра сквозные отверстия, явно указывающие на то, что их применяли при опускании плиты на место. Наконец в 1952 году, после долгих и мучительных лет ожидания разрешения на проведение работ от правительства Мексики, приподняв, сдвинули каменную крышку, за которой оказалась каменная лестница, ведущая в усыпальницу. 
    Воды, сочившиеся веками через неплотности кровли, выполненной из известняка, сделали своё дело. Усыпальница напоминала сказочный сверкающий грот. С потолка свисали сталактиты, а навстречу им с пола устремлялись сталагмиты. Вокруг у самых стен выстроились в строгом порядке алебастровые скульптуры. В центре помещения стоял на шести подставках огромный каменный саркофаг. Размеры его впечатляют: 3×2,1×1,1 метра.
    Крышка саркофага представляла собой плиту весом около 5 тонн (!!!) и размером 3,8×2,2×0,25 метра. Поверхность саркофага была покрыта рельефными текстами и росписями. Но вот то, что было изображено на самой крышке, повергло всех в шок. И до сих пор приводит в смятение современных ученых, давая пищу для бесконечных толкований. 
    Многие сходятся на том, что на рисунке изображён реальный человек, и в этом трудно усомниться. Художник тщательно, в малейших подробностях выписал его в позе сегодняшнего гонщика на мотоцикле, и всё, что изображено вокруг него – реальные детали. Перед ним приборная панель, а под рукой – рукоятка управления. Если убрать с картинки фигуру человека, то многим оставшаяся часть напомнит ракетный двигатель на жидком топливе. 
    А присмотритесь-ка внимательно к тому, что изображено за спиной у водителя. Узнаёте? Две современные канистры для жидких горючих материалов, на плоской поверхности которых рёбра жёсткости. Да и под его ногой деталь, явно напоминающая переключатель скорости, по аналогии с современным мотоциклом.
    Американский авиаконструктор Д. Сэндерсон поместил репродукцию этого рисунка в компьютер. Затем преобразовал плоское изображение в объёмное. В результате чего получил… кабину космического корабля с пультом управления и двигательной установкой.
    С тех пор нет конца спорам, кто всё-таки изображён на каменной плите: вождь племени майя, мифический герой или настоящий космонавт? Скорее всего, для того времени – простой водитель моносамолёта для линий местного сообщения. Если бы этот рисунок был написан в начале двадцатого века, то мы все с придыханием восхищались бы прозорливостью автора. Но это было написано полторы тысячи лет назад! Это же какая мощная працивилизация могла тогда существовать!
    Вот я и подумал: что если так дело пойдёт и дальше, под призывы решать всё военным путём в нашем мире, напичканном термоядерным оружием, то недалёк тот день, когда выжившие вновь начнут обживать пещеры.
 
 
 
    Но нас в данном случае заинтересовало совсем иное. В просторном саркофаге и вокруг него были обнаружены останки человеческих тел. Поразительно было то, что кости в саркофаге сохранились намного хуже (!), чем скелеты принесённых в жертву вокруг саркофага. Всё это поставило учёных в тупик. По логике всё должно быть как раз наоборот! Казалось бы, всё можно разрешить просто – установить время захоронения тела в саркофаге и тех, кто вокруг. 
    Оказалось на деле всё не так просто. Опять же, руководствуясь логикой, во все времена и у всех древних народов, где существовал обряд жертвоприношения людей, эта процедура проходила именно в момент захоронения. Об этом говорят и надписи на храме. Но есть ещё и иной способ датировки – радиоуглеродный анализ. Увы, и здесь проблема. 
    Во-первых, образец для датировки должен быть взят в нескольких экземплярах из устойчиво однородного объекта. 
    Во-вторых, многие упаковочные материалы, содержащие углерод, такие как бумага, картон, вата, верёвки, являются потенциальными загрязнителями и могут значительно влиять на результат.
    В-третьих, транспортировка и анализ должны быть проведены в одинаковых условиях, одновременно и на одинаковых по техническому оснащению установках в разных институтах. И только при абсолютной сходимости результатов можно говорить о датировке объекта.
    В-четвёртых, образцы должны быть исследованы в нескольких лабораториях с репутацией, не поддающейся сомнению.
 
    Прошло уж очень много времени, а наука до сих пор молчит. Тут одно из двух: или экспертизу вообще не проводили, или не была достигнута нужная чистота, в итоге получили такие результаты, что они ставят под сомнения не только то, что связано с саркофагом, но и репутацию тех, кто проводил анализ.
    Правомерен теперь и такой вопрос: может ли ошибаться радиоуглеродный анализ? Тут можно сказать и да, и нет. Приведу пример, касающийся датировки гибели Минойской цивилизации на Крите в результате извержения вулкана на острове Санторин. 
    Историки считают, что это событие случилось в 1500 г. до Р. Х. Радиоуглеродный анализ органических материалов, оставшихся после извержения, вызвал смятение учёных. Вот что по этому поводу написал профессор археологии К. Думос:
    «Применение метода радиоуглеродного датирования к сожалению, не принесло успеха…. На протяжении десятилетия (1967–1977) была обработана целая серия образцов… и получен широкий разброс дат. Взятые образцы были разделены на два класса: долговечные (древесный уголь или древесина) и недолговечные (бобы, зерно), и в обоих случаях были получены даты разрушения Акротири с несоответствиями, различающимися от 1100, плюс-минус 190 лет до Р. Х. и до 2590, плюс-минус 80 лет до Р. Х». 
    Значит, в этом случае скорее нет, чем да…
    Другой пример: Туринская плащаница.
    «Кто-то просто взял кусок полотна и подделал изображение и следы бичевания…», – профессор Эдуард Холл, оксфордский университет.
    Сколько копий было сломано в спорах как среди верующих, так и в среде учёных по поводу всемирно известной христианской реликвии! Сколько книг и статей было написано по этому поводу – не счесть. Важность этого телесного отпечатка на полотне в том, что ничего подобного нет ни у мусульман, связанного с Магометом, ни у буддистов – с Буддой, ни у евреев – с Моисеем. Главное было в этом споре: истинный ли лик Христа на смертном ложе или это искусная подделка неизвестного художника? 
    И только точная датировка изготовления полотна могла положить конец спорам.
    В начале 1988 года от плащаницы отрезали кусочек ткани и передали в три независимые лаборатории. Доктор М. Тайт из Британского музея 13 октября официально объявил о результатах радиоуглеродной экспертизы. По его словам, датировка всех трёх лабораторий «совпадали друг с другом в пределах ста лет, что создавало 95% вероятность, что плащаница появилась между 1260 и 1390 гг.». Вывод: плащаница – рукотворное полотно средневекового мастера. На этом главный спор закончился, но по некоторым деталям он всё ещё продолжается.
    А вот в этом случае – да, да…
    Но всё это относительно. Дело в том, что время распада углерода С14 заканчивается после 13 периода, то есть примерно через 70000 лет. В этот период расхождение в датировке объекта может составлять 6000 лет! К примеру – так называемый «Тирольский ледяной человек» (Эцн), найденный в горах на севере Италии в 1991 году, жил около 3000 лет до новой эры. Какое допустимое расхождение в датах его жизни – можете посчитать сами. Подскажу – где-то в промежутке 500-800 лет. 
    То есть, погрешность датировки во всех перечисленных случаях составляет примерно около 10%.
    Так что же из всего сказанного? А то, что даже в идеальном случае с таким разбросом данных, как минимум в 100 или 200 лет, радиоуглеродный анализ нам конкретно ничего не даёт. Ну, получим по результатам экспертизы, что разница во времени захоронения тела в саркофаге с телами в гробнице составляет 100 лет. Это что тогда получается – после похорон вождя ждали сто лет, чтобы, вскрыв гробницу, похоронить жертвы? Опять полный абсурд. Подобный обряд вообще-то не свойственен этим народам. Возможно, по этой причине учёные и не стали настаивать на радиоуглеродном анализе. Но выводы из всего описанного для себя мы всё-таки сделаем. 
    Судя по описанию захоронения в саркофаге, за 1500 лет тело было на гране распада. Время постройки этой пирамиды учёные относят на первую половину первого тысячелетия н. э. Если бы прошло столько тысячелетий, как в пирамидах на плато Гиза, то там учёные вообще бы ничего не нашли.
    Выходит, там и тут саркофаг играет значимую роль в сохранности мумий, и не в лучшую сторону. Есть и ещё деталь, которая связывает древнюю египетскую культуру с культурой майя. Кроме саркофага в Храме Надписей, подобный саркофаг найден по соседству в захоронении Красной Царицы. Его размеры точно совпадают с размерами первого. Важно добавить, эти два саркофага, изготовленные из камня – уникальное явление в культуре майя и единственные среди найденных на всём континенте. 
    Так что, несмотря на значительную погрешность, радиоуглеродный анализ способен развеять многие тайны и фальсификации. Например, споры вокруг обнаруженных граффити в «Камере Дэвисона» в пирамиде Хеопса. Стоит взять образец краски (если только она органического происхождения) с этой надписи и провести анализ, сразу станет ясно, подделка это, сделанная рукой Дэвисона, или нанесены строителями пирамид. Почему до сих пор не сделали – это вопрос.
    Если и дальше развивать эту мысль, то можно вновь вернуться к саркофагу Сехемхета, но с новой позиции. Допустим, что в саркофаге некоторое время пролежала мумия фараона. Вследствие вышеописанных процессов (окисления под воздействием кислорода, сублимации) или мумию просто выкрали, то в результате диффузии в рыхлой массе алебастровой обмазки должны остаться атомы изотопа углерода С14. Те, которые присутствовали в живом теле царя.
    Не вдаваясь в подробности, кратко объясню, в чём суть. Во все биологические организмы входит углерод в виде трёх изотопов: С12, С13, С14. Первые два стабильные, а вот С14 – нет. Он радиоактивный с периодом полураспада 5730 лет. В момент жизни соотношение этих изотопов стабильное, но со смертью начинается необратимый распад радиоактивного изотопа С14. Зная исходное соотношение всех трёх изотопов и замерив их окончательные значения, можно установить время гибели организма. Вполне возможно, что из-за ничтожно малого количества вещества в алебастровом слое, мы не получим нужного количественного результата (когда умер фараон), зато хотя бы качественный анализ (след изотопа С14) позволит точно установить, находилась ли в саркофаге мумия фараона.
    Точно так же можно попробовать установить, в каком тысячелетии построена Медумская пирамида, Ломаная пирамида в Дашуре. Пожалуй, это единственные пирамиды, в которых сохранилась органическая материя в виде крепёжных брёвен в вертикальных шахтах. Осматривая шахту в Медуме, А. Скляров достаточно убедительно доказывает, что их установили позже строительства самой пирамиды. Но если они уже в полуокаменевшем состоянии, то сколько же лет самой пирамиде? Вот тут и пригодился бы радиоуглеродный анализ древесины.
 
    Может, для читателя окажется неожиданностью или в какой-то мере чем-то вроде сенсации, но я полагаю, что мумия в пирамиде Сехемхета, как и в других, ей подобных, за 5 тысячелетий полностью распалась, улетучилась, испарилась! Тут уместно вспомнить, что в теле человека находится в среднем 70% воды. Следует учитывать и активные окислительные процессы, происходящие в присутствии кислорода в воздухе, которые протекают как с органическими соединениями, так и с металлами. Но, конечно, главный фактор это – время! Возможно, потому-то на дне саркофага и остаются только пыль да прах. 
    Немецкий писатель К. Керам (Марек) в своей книге приводит интересную историю, подтверждающую эту версию:
    «Римский антиквар А. Яндоло рассказывает в своих воспоминаниях о том, как ему еще мальчишкой довелось вместе с отцом присутствовать при вскрытии этрусского саркофага: "Нелегко было сдвинуть крышку; наконец она поднялась, стала вертикально и потом тяжело упала на другую сторону. И тогда произошло то, чего я никогда не забуду, что до самой смерти будет стоять у меня перед глазами: я увидел молодого воина в полном вооружении – в шлеме, с копьем, щитом и в поножах. Я подчеркиваю: не скелет воина, а самого воина. Казалось, смерть не коснулась его. Он лежал вытянувшись, и можно было подумать, что его только что положили в могилу. Это видение продолжалось какую-то долю секунды. Потом оно исчезло, словно развеянное ярким светом факелов. Шлем скатился направо, круглый щит вдавился в латы, покрывавшие грудь, поножи, лишившись опоры, оказались на днище саркофага. От соприкосновения с воздухом тело, столетиями лежавшее непотревоженным, неожиданно превратилось в прах, и только пылинки, казавшиеся в свете факелов золотистыми, еще плясали в воздухе". 
    Воин был представителем того загадочного народа, происхождение и родословная которого неизвестны и поныне. Один-единственный взгляд успели бросить на него, на его лицо исследователи, и он рассыпался, превратился в пыль. Почему? Виной тому была неосторожность исследователей». 
    Позволю себе здесь не согласиться с уважаемым писателем. Дело здесь не в неосторожности археологов. Виной всему время. Замечу, что этот народ жил в первом тысячелетии до новой эры и был на несколько тысяч лет ближе к нам, чем мумии с плато Гизы.
 
    Конечно, эта версия эфемерна и, увы, держится только на физико-химических процессах, протекающих в умерших органических объектах, на рассказе А. Яндоло да на обмазке в двух саркофагах. Правда, на эту версию работает и тот факт, что ни одна мумия Древнего и Среднего царств не сохранилась до наших дней. А ведь их могло быть несколько сотен! 
    И всё же это не версия о грузовом подъёмнике в пирамиде Хеопса, в которой я уверен на 100%, где фактов, доказывающих его существование, больше чем достаточно. Но мне кажется, что и эта версия имеет право на существование. Возможно, многоопытный настойчивый египтолог и в этом случае наберёт достаточно фактов для подобного доказательства.
    Однако следует предостеречь того, кто, возможно, когда-нибудь откроет настоящую камеру царя в пирамиде Хеопса или Хефрена. Сдвинув крышку и увидев на дне саркофага только могильный прах, как бы он не упал, в лучшем случае, в обморок.
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.