Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Маргарита Дубынина. Ф. М. Достоевский в моей жизни и в учительской судьбе.

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Мне было лет 12, когда мама положила передо мной на стол новую книгу. Я знала, что эта книга будет такой же хорошей и интересной, как и предыдущие. Я росла в семье, где любили книги, берегли, брали их только чистыми руками, не разрешали чиркать и разрисовывать, рвать. Уже будучи учителем, я аккуратно вынула  из книги о Гайдаре фотоматериалы, которые мне нужно было показать на уроке пятиклассникам. Мама была очень огорчена, боялась, что я испортила книгу. 
В нашей семье любили театр, интересные фильмы, радио (люблю его до сих пор),  концерты, литературные передачи, а «Театр у микрофона» - любимейшая  передача  всей нашей семьи.
Достоевский. Автор новой книги был мне не знаком. В детской хрестоматии его произведений не было, в школьной программе в младшем и  среднем звене тоже. (Я  пошла в школу в 1965 году и закончила её в 1975 году). 
Название книги - «Униженные и оскорбленные». Книга мне понравилась. В ней была  высказана пронзительная боль автора о человеке  (позже его назовут «маленьким человеком»). 
- …О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе…
Я росла в  талантливой семье Астафьевых - Дубыниных,  людей, чутких до чужой боли, готовых отдать последнее. Мои близкие умели радоваться чужой радости и сопереживать чужому горю, поэтому мысли автора  мне были близки и понятны.
В старших (9-10) классах у нас преподавала потрясающая  учительница  литературы  Шарапова Галина  Александровна. Уроки были очень интересны не только информативно. Галина Александровна использовала новые методики. Например, ролевая игра,  посвященная творчеству Есенина. Обстановка  на уроке была предельно раскованная:  мы смело высказывали своё мнение о прочитанном «не на оценку», а как понимали произведение,  исходя из своего небольшого подросткового жизненного опыта. Нас постоянно водили в театр, на киноуроки,  выставки,  прививая тем самым хороший вкус. В нашу школу приезжали артисты из филармонии. Уроки истории,  которые  вел директор школы Рудник Марк  Абрамович,  были  нестандартные. Марк Абрамович являлся примером во всем. Было стыдно не прочитать книгу, не посмотреть фильм или спектакль, который порекомендовал нам он или другие учителя. (Скажу в скобках, что в трудную минуту моей учительской жизни я обратилась за помощью  именно к нему, и  Марк Абрамович помог мне. Да и темой своей  работы  по самообразованию «Нестандартный урок» я невольно обязана ему).
Творчество Достоевского изучалось в 9 классе. Потрясла необычная биография писателя.  Больница для душевнобольных людей; литературный успех молодого Достоевского и отзыв о его книге «Бедные люди» В. Г. Белинского;   революционная деятельность в кружке Петрашевского;  потряс эпизод казни и её отмена, приговор и ссылка.
Личная жизнь Федора Михайловича  тоже была сложна. Со своей первой женой он венчался на нашей земле – в Новокузнецке.
Я, заинтересованная личностью писателя, стала искать новые подробности биографии Достоевского. Наша классная руководительница Эллура Моисеевна Халамайзер принесла мне из своей библиотеки книгу «Воспоминания». Автор А. Г. Достоевская. Это были дневники жены Федора Михайловича.
Кто-то сказал: «Быть женой писателя – это профессия». И судьба. С какой любовью описывает Анна Григорьевна свою жизнь с Федором Михайловичем, вспоминая и первую встречу, когда она, молодая девушка, стенографистка, появилась в доме известного писателя и увидела другую сторону его жизни: вечные долги, продажу вещей, сложные отношения с пасынком, неустроенный быт, болезнь, необходимость заниматься вопросами, которые отвлекали его от творчества. И она, хрупкая девушка, мужественно защитила его, оберегла от бытовых проблем, давая возможность спокойно работать, продлила ему несколько лет счастливой  совместной жизни.
Много позже, когда я уже работала учителем, мы с моими учениками посмотрели фильм «26 дней из жизни Достоевского», где роль Федора Михайловича сыграл Анатолий Солоницын,  а Анны Григорьевны – Евгения Симонова. Это был великолепный дуэт.
Воспоминания Анны Григорьевны… Её ошибки: неумение вести хозяйство – вдруг во всем доме исчезли спички; глупый розыгрыш 1 апреля, чуть не закончившийся трагедией (Достоевский был очень ревнив); смерть двоих детей, воспитание Феди и Любы, трудная жизнь (Достоевский почти до самой смерти выплачивал долги брата) и благодарность Богу за то, что он свел  её с таким неповторимым человеком. Всю  оставшуюся без  него жизнь Анна Григорьевна посвятила памяти Федора Михайловича: изданию его книг, созданию музея. 
10 класс. Нужно готовиться к экзаменам, а я читаю дневники Анны Григорьевны.  Позже  я купила эту книгу. Она и сейчас стоит у меня на полке в книжном шкафу, вся в закладках.
Параллельно с этим я с головой ушла в творчество Федора Михайловича: «Преступление и наказание»; «Идиот»; «Братья Карамазовы». Творческий учитель Шарапова Галина Александровна своими уроками дала хороший толчок для работы мысли и души, открыв нам неповторимый  мир писателя:  психологизм его прозы, тема двойника,  которая является отражением одной судьбы в другой: Раскольников - Лужин; Раскольников – Свидригайлов;  пьяная девочка – Соня – Поля – Дуня; роль снов (в «Преступлении и наказании»  их 4). Очень важен для Достоевского религиозный мотив.  Иисус  Христос – его идеал. Так рождается образ князя Мышкина.
В 1977 году я стала студенткой филологического факультета Кемеровского Государственного Университета. Филфак «болел» Достоевским благодаря кандидату филологических наук (теперь доктору филологических наук) Тамарченко Натану Давидовичу. Натан Давидович – филолог милостью Божьей. Я помню, с каким нетерпением мы ждали его лекции и семинары по «Введению в литературоведение». Он затмевал всех преподавателей филфака глубиной понимания слова, умением читанное и перечитанное раскрыть по-новому, оттачивал в нас умение  слышать и слушать писателя,  вырабатывал у нас навык скрупулезного, глубинного анализа текста, а не только его верхних слоев. Помню его  семинар по «Преступлению и наказанию», помню, как тонко он подвел нас к вопросу «вплетения» авторской речи  в монолог  Раскольникова в начале романа. 
Не трудно догадаться, что дипломную работу я писала по «Преступлению и наказанию». 
И вот в 1982 году я закончила университет. Каким учителем стану я?
Уроки  по Достоевскому (теперь уже в 10 классе) мне особенно дороги. Как  донести до ребят сложность судьбы писателя, пронзительный нерв темы его произведений – умение пострадать за другого? Я начала урок с рассказа о самом ответственном, сложном, переломном моменте в жизни Федора Михайловича: казни Петрашевцев, когда за несколько минут Федор Михайлович вспоминал всю свою жизнь. «…эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще… рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть…
Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный… Потом, когда он простился с товарищами… он знал заранее, о чем он будет думать: ему все хотелось представить себе, как можно скорее и ярче, что вот как же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то, так кто же? где же?.. Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, - какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил…». 
Помогли и воспоминания Анны Григорьевны. 
А потом начали читать «Преступление и наказание», читать медленно, вдумчиво. Во время анализа текста я использовала материалы своей дипломной работы. Потряс образ Раскольникова, которого великолепно сыграл Георгий Тараторкин. Это уже киноурок. Сделали опорный конспект с рисунками и записями, предложила провести в классе ролевую игру: «Вопросы к литературному герою». Выбрали Раскольникова. Класс был сильный. Думала,  что роль возьмет «крепкий» ученик, а вышел «троечник» Саша. Ужас на моем лице: 
- Саша, они тебя «забьют» вопросами, нужно очень хорошо знать текст.
- Я смогу, Маргарита Викторовна. 
45 минут. Это была творческая удача: его, класса, моих дорогих учителей и моя. Ни одного «прокола», блестящие ответы на все  вопросы. Приятно вспомнить. Думаю, такие минуты вдохновения и торжества есть у любого учителя. 
Весной этого года в нашем городе была выставка великолепных картин Ильи Глазунова, рассказывающих о Куликовской битве, и 4 работы, посвященные творчеству Ф. М.  Достоевского. Меня особенно привлек портрет  старца Зосимы. В его лице я увидела и черты Достоевского, и черты «постаревшего» князя Мышкина. Вспомнилось детство и книжка, которую мне положила на стол мама: Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные»…  
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.