Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Ирина Вербицкая. Рыцарь пятого океана

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
«Я люблю небо, люблю самую умную и красивую из всех машин - самолёт. И мне все время хочется летать.  Небо, ты как никто заставляешь жить полнее и содержательнее, ты как никто даешь радость борьбы».
 
Эти слова принадлежат Владимиру Мартемьянову, автору книги «Я люблю тебя, небо», чемпиону мира по высшему пилотажу, четырехкратному чемпиону СССР, обладателю 24 золотых, 7 серебряных и 3 бронзовых медалей и удивительному, отважному, обаятельному, красивому человеку, которого я знала.
Каждый день я возвращаюсь домой по улице Мартемьянова, проезжаю мимо аэроклуба, названного его именем, смотрю на заросшее травой лётное поле, и память возвращает меня в детство, в легендарные советские 60-е годы. Мы жили в одном доме: семья Мартемьяновых на 5-м этаже, а наша на 4-м. Я дружила с его дочерью Мариной.
Вспоминаю один из Дней авиации и его празднование в нашем городе. Над стареньким аэродромом стремительно взлетел Владимир Мартемьянов. Он зачаровывал полётом. Он летел, как птица, как будто слышал музыку своего полёта. Талант Мартемьянова проявлялся не только в авиаспорте. Он прекрасно писал картины маслом, заочно учился в Художественной академии в Москве. Хорошо пел и играл на аккордеоне. Заочно учился в высшей партийной школе на факультете журналистики.
В городе Ессентуки, при подготовке к очередному чемпионату мира 13 апреля 1970 года трагически оборвалась короткая, но замечательная жизнь лётчика. В 1988 году я была на месте его гибели. Там, в поле,  установлен обелиск с надписью: «Здесь закончился путь в небо первого абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу, заслуженного мастера спорта СССР Владимира Мартемьянова».

Он родился 15 июня 1936 года в рабочей семье в городе Кемерово.  В детстве Володя мечтал о большой, красивой жизни, похожей на полёт. Учился он в школе № 33. За хорошую учебу был награждён путёвкой во всесоюзный пионерский лагерь «Артек» и впервые летел в Москву самолётом. Вот тогда и зародилась его мечта -  стать лётчиком. О своём детстве Мартемьянов писал:
 «Детство проходило с неизменными мальчишескими занятиями и заботами. Летом  - футбол. И постоянные конфликты с родителями из-за разбитых ботинок, купания в Томи до «гусиной кожи». Зимой – лыжи. Длинные зимние вечера, часто бессонные ночи за книгой «Два капитана». Утром, окрыленный мечтами и планами, уверенно печатал в морозном тумане свои шаги по дороге в школу». («Я люблю тебя, небо»)
В школе Володя был признанным художником, оформлял сцену для драмкружка, для торжественных собраний. Активно занимался в секциях баскетбола, бокса и в гимнастической школе. С четырнадцати лет посещал занятия планерного отделения в кемеровском аэроклубе.
«Четырнадцатилетними мальчишками бегали на наш аэроклубный аэродром: сначала наблюдали, как самолёт набирает высоту. Завидовали счастливчикам, сидящим за штурвалами самолётов. Старались незаметно подойти ближе. Нас прогоняли. Но были терпеливы и настойчивы. Потом стали доверять чистить самолёты, смоченной в бензине ветошью. Мы устраняли зазор – пыль и грязь – изо всех сил и были почти счастливы. Почти, потому что полным счастьем для нас были полёты». ( «Я люблю тебя, небо»)
И для Володи великий день настал. К нему подошел Павел Петрович Косогов, видавший виды лётчик, и, посадив его в старенький ПО-2, вместе с ним взлетел. Вот так началась авиационная жизнь паренька.
Осенью 1953 года Мартемьянова приняли в аэроклубе на отделение первоначального обучения пилотов. В 17 лет он был допущен к полетам на УТ-2. Его кумиром был Валерий Чкалов. От корки до корки проштудировал будущий чемпион капитальный труд Голубева «Вопросы методики лётного обучения», интересовался авиационной психологией. В 1954 году он с серебряной медалью окончил школу и одновременно завершил обучение в аэроклубе по курсу пилота УТ-2 на «отлично». Инструктором к Мартемьянову определили М.Я. Чуликова, который раньше был инструктором у Алексея Маресьева, Героя Советского Союза.
Видя блестящие способности Мартемьянова, его сразу оставили в аэроклубе летчиком-инструктором. Случай очень редкий в авиации.
С октября 1955 года по март 1957 года он служил в ВВС на Дальнем Востоке. В 1959 году сдал экстерном экзамены за полный курс в Саранской лётной школе. С этого года стал заниматься спортивным пилотажем. В большой спорт он пришел уже зрелым лётчиком.
В конце 50-х зарождался советский акробатический пилотаж на спортивных самолетах. В Кузбассе его пионером стал мастер спорта Станислав Сущевич (позже заслуженный тренер России по самолётному спорту, командир эскадрильи Мартемьянова). Владимир наблюдал за его полётами и не мог оторвать глаз. И шаг за шагом сам овладевал спортивным лётным мастерством. При встрече со мной в 2010 году Сущевич сказал следующее: «Мартемьянов был лётчиком от Бога и человеком от Бога».

Крепкие нервы, острый глаз, смелость, хорошая физическая и волевая подготовка – все это было у Мартемьянова, когда весной 1963 года в Кемерове впервые взлетел ЯК-18П. «Я влюбился в эту машину с первого взгляда», - признался Владимир. И начались упорные тренировочные полёты. На первенстве Сибири в Омске в июле 1963 года кемеровская команда заняла второе место, Мартемьянов – третье место в личном зачете. Выступление нашего земляка понравилось тренеру сборной СССР Борису Петровичу Порфирьеву, и он вызвал его на всесоюзные соревнования в Куйбышев.


 «На чемпионате Союза мне снова повезло – дебютировал удачно. Три раза обладатель старенького, выцветшего свитера с надписью «Кузбасс» на груди поднимался на пьедестал почета и получил одну серебряную и две бронзовые медали. От радости крепко стискиваю зубы, чтобы все время не улыбаться, делал вид, что зарабатывать сразу по три медали для нас, сибиряков,  - дело привычное» («Я люблю тебя, небо»)

Когда он взмыл над Томью круто,
С зенитом саамы по соседству,
Спросило небо: «Ты откуда?»
И он ответил: «Я из детства».

Когда достиг победы трудной
Полетом мирового класса,
Спросило небо: «Ты откуда?»
И он ответил: «Из Кузбасса!».

Г. Юров, «Поэма о старом цирке», глава «Полет» ( стихотворные строки, приводимые ниже, взяты из той же поэмы и главы)
    
Интерес к спортивным достижениям на самолёте возник с первых же шагов развития авиации. С каждым годом высший пилотаж приобретал всё большую популярность. Немалую лепту в его развитие внес великий Валерий Чкалов. Он сам разрабатывал целый ряд сложных фигур и не раз утверждал, что высший пилотаж воспитывает у лётчика мужество и волю, быстроту реакции и выносливость, исключительную слитность человека и машины, умение пойти на риск. В августе 1960 года в Братиславе состоялся первый мировой чемпионат. Первым чемпионом мира по высшему пилотажу стал инженер из Праги Ладислав Безак.

Весной 1964 года Мартемьянов приехал в Ессентуки на тренировочные сборы команды СССР, чтобы готовиться к предстоящему чемпионату мира. С большим уважением он относился к старшему тренеру сборной страны Владимиру Евгеньевичу Шумилову, который сыграл в его жизни огромную роль. Шумилов был замечательным человеком, чутким педагогом, опытнейшим лётчиком, очень требовательным на полётах и умевшим находить у спортсменов самые сильные их качества.
Невелик был опыт международных встреч у советских спортсменов- лётчиков. В сборную СССР отбирали жёстко. Из 25 кандидатов выбрали пять лучших, в том числе и Мартемьянова. Тренировался он до изнеможения: от перегрузок лопнули капилляры на роговицах обоих глаз.
На первый свой чемпионат мира в Бильбао Мартемьянов приехал не в лучшей физической форме, однако не подкачал и достойно боролся за медали. При  50-тиградусной жаре началась схватка в испанском небе. Многократные перегрузки вдавливали лётчиков в сиденья, не давали дышать. С тьмой в глазах Владимир выполнял свой комплекс и лишь по интуиции посадил самолет.
9 сентября 1964 года советские лётчики завоевали первое командное место и кубок имени Петра Николаевича Нестерова. (Именно в этот день 1913 года выдающийся русский лётчик Нестеров выполнил свою петлю, положив начало высшему пилотажу.) Вся советская команда вышла в финал соревнований.

Когда в Бильбао многолюдном
Стал лучшим лётчиком планеты,
Спросило небо: «Ты откуда?»
Ответил: «Из страны Советов!»

Мой взлёт трудом и кровью добыт.
Я представляю поколение.
Питает коллективный опыт
Мое свободное парение.

На четвёртый день после возвращения из Бильбао Мартемьянов принял участие в 11-м первенстве СССР по высшему пилотажу, а затем  выиграл титул абсолютного чемпиона мира 1964 года. Далее следовали победы на спартакиадах и в 12-м первенстве СССР.
Сибирская закалка! Секрет успеха заключался  не только в чрезмерных по труду тренировках. Он, секрет,  в психологическом настрое, бойцовских качествах и творческом подходе к составлению своих лётных комплексов. Владимир  мечтал летать под музыку. Под музыку Шопена.
    
 «У каждого спортсмена в жизни есть своя лебединая песня. Лучшее, чего он добился. Ею был 4-й чемпионат мира в Москве, где мне удалось занять первое место» («Я люблю тебя, небо»)

4-й чемпионат мира (1966 год) собрал 63 лучших лётчиков из 15 стран, в том числе приехали победители трёх предыдущих чемпионатов. Сборная СССР выступила триумфально, завоевав 24 медали и все 16 кубков.    
Мартемьянов стал первым среди советских лётчиков-спортсменов абсолютным чемпионом мира по всем упражнениям.  Его  чеканное мастерство удивляло даже бывалых авиаторов. Бойцовский характер, трудолюбие, письма и телеграммы от кузбассовцев – все это помогало ему. Он очень любил свой город и земляков и был им благодарен за поддержку. Высокие награды и титулы не изменили характера Владимира Давыдовича. Он оставался таким же скромным, простым в общении, открытым, душевным и добрым человеком, а также патриотом Кузбасса. В 1968 году после смерти В. Е. Шумилова Владимиру Давыдовичу  предложили переехать в Москву и стать главным тренером сборной СССР, но он отказался, не захотев покидать Кузбасс.
В 1968 году в Магдебурге Мартемьянов сохранил звание абсолютного чемпиона. В 1967- 69 годах трижды подряд выигрывал чемпионаты страны. В воздушной акробатике кузбасскому лётчику не было равных ни в СССР, ни в мире.
Однажды он совершил подвиг дружбы, которому нет аналогов: на первенстве СССР в Тушино 1969 года Владимир Мартемьянов и Алексей Пименов набрали одинаковое количество очков. Судьи, посовещавшись, присудили золото Мартемьянову, а серебро Пименову. Но Мартемьянов решил поделиться своей медалью с другом-новосибирцем. Они распилили медали и спаяли золото с серебром. Обладателем одной медали стал «Пименьянов», другой – «Мартенов». Дружба была важнее золота, важнее чемпионских амбиций.
За успехи в развитии самолетного спорта и кропотливую инструкторскую работу по подготовке молодых пилотов Владимир Мартемьянов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Не верю в случай, верю в жребий,
Погибших поиск – мне в наследство.
В далеком, недоступном небе
Живет тоска по совершенству.

Детство мое давно ушло. Время неумолимо движется вперед. Уже 47 года нет с нами Владимира Давыдовича.  Но он остался в моей памяти навсегда. И когда я вижу виртуозное выступление элитных пилотажных групп - «Русских витязей», «Стрижей», то сразу вспоминаю мартемьяновский акробатический пилотаж.

Неправда, что года уходят.
Они пристанище находят
В народной памяти, и там
Подобны угольным пластам.

Когда заговорила память,
Не погасите это пламя:
Тепло событий, дат, имен
Мы ощутим, как связь времен.
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.