Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Ирина Ащеулова. «Женская проза» в «Огнях Кузбасса» 2015: о любви, Кемерово и не только…

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
«Женская» проза в «Огнях Кузбасса» 2015: о любви, Кемерово 
и не только…
 
О «женской прозе» написано много и в разных ракурсах: и в контексте развития отечественной беллетристики, и в контексте гендерной проблематики. Присутствие женщины-писателя в серьезной литературе давно не вызывает иронии или насмешки. Хотя можно найти в современной критике выражения «женский детектив», «женский почерк», «розовый любовный роман» и т.д., которые, если не ироничны, то уж точно имеют явную гендерную направленность. Так или иначе, но «женская проза» существует и это факт современной литературной действительности.
 Журнал «Огни Кузбасса» данный факт признает и не проходит мимо интересных художественных проявлений женского творчества. Достаточно часто «толстые» литературные журналы в начале нового календарного года задаются вопросом «Каковы литературные итоги прошедшего года? Какое произведение удивило больше всего? Что запомнилось? Что стало открытием?» Я хочу включиться в подобного рода подведение итогов на примере обсуждения «Огней Кузбасса» за 2015 год. Какими открытиями порадовал нас главный журнал Кузбасса в Год литературы?
В первом номере сразу же обращает на себя внимание новый роман Юлии Лавряшиной «Серебряный ключ». Привлекает пространство романа, хорошо знакомое и, вдруг, оказывающееся незнакомым вовсе. Именно из-за места действия я увидела в этом романе совершенно другой текст, который увлек меня, заставил посмотреть на свой родной город другими глазами. 
Я коренная кемеровчанка, родилась и провела детство на Правом берегу Томи, на Красной горке, которая на сегодняшний момент позиционируется как исторический центр города. А школу я заканчивала уже на Левом берегу, поэтому хорошо знаю как один берег, так и другой. Город наш относительно молодой, история его связана, в основном, с индустриализацией России и Сибири в ХХ веке. Но Кемерово уже имеет свое лицо, свой «текст» в контексте других провинциальных текстов России: пермский, уральский, архангельский и… кемеровский. 
Удивительно то, что начав год романом о Кемерове, журнал и закончил его тем же. В последнем №6 напечатан первый роман Л. Чидилян «Лида в поисках любви», это первая часть романа. Откровенно признаюсь, сюжет не слишком заинтересовал меня как читателя. «Крепкая» беллетристика о поисках любви, об ошибках, метаниях, надеждах молодой девушки Лиды.
Для меня оказался интересен сюжет города, на фоне которого развивается история Лиды, и это вновь – Кемерово. 
Я размышляла о крупных художественных формах – романах. Но невозможно обойти и рассказы. Мое внимание привлекли два небольших рассказа: Елена Воробьева «Метель» (№ 3) и Анастасия Чернова «За стеной» (№ 4). Я бы обозначила проблематику этих рассказов как социальную. В первом – страдающая от бессонницы немолодая женщина размышляет о своей, не слишком радостной и счастливой жизни, ожидая загулявшую внучку Ксюшу. Во втором – соседка помогает оставшимся без присмотра маленьким детям, ругая беспутную мать. Но не все так явно, как кажется. 
Метель становится тем случайным, нежданным моментом, который как бы отражает душевное состояние женщины, забывающей свои беды днем, за работой. Метель как природное явление заботит героиню, она подрабатывает на пенсии дворником в детском садике, и ей предстоит назавтра убирать массу снега, ее ждет тяжелый труд. Метель как состояние души обнажает заботы героини о беспутном сыне Стасе, о беспутной внучке Ксюхе, кроме нее о них некому, по-настоящему позаботиться. Но героине и в голову не приходит, что можно разом избавиться от забот и тяжелых мыслей, прогнав сына, заставить его работать, перестать надеяться на нее. Она мать, бабушка, и как бы не болела, не мучилась, она встанет навстречу пришедшей в четыре утра внучке и разогреет поесть. Это рассказ не столько о бедах, сколько о безграничной любви, о всепрощении, о жалости и смирении перед судьбой.
И во втором рассказе «За стеной» обнаруживается не «казнь» непутевой матери, ушедшей на свиданье и бросившей детей, но случайность, несчастный случай, позволившей сдержанной, неприветливой Маргарите Федоровне проявить сострадание, пожалеть совершенно чужих детей. Красота цветов на балконе, которые разводит Маргарита Федоровна, как бы отражается в ее душе, ее поступке, проявляется в ней самой. Дети спасены и спасена сама героиня от лицемерия и лжи внешнего поведения, лжи подруги Агнессы.
В заключении я хочу еще раз сказать спасибо журналу «Огни Кузбасса» за интересную прозу и большую работу по отбору качественных произведений.
 
 
Доцент кафедры журналистики и русской литературы ХХ века
Ащеулова Ирина Владимировна 
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.