Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Обсуждение журнала «Огни Кузбасса» за 2009 год

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Михаил Калинин

г. Кемерово

Четвёртый номер «Огней Кузбасса» радует обилием хорошей лирики. Открывается он стихами Виктора Баянова. Чем-то берут они за душу. На глазах появляются слёзы, когда читаешь стихи о послевоенных сиротах. Кстати, в этом номере напечатана очень хорошая рецензия Любови Никоновой о творчестве Виктора Баяновав в связи с его юбилеем.

Интересны подборки стихов Бориса Бурмистрова и Александра Ибрагимова. В стихах Сергея Атрошкина об Афганистане свистят пули, встают картины жарких боёв, гибнут солдаты. Жаль, что используются не для всех известные аббревиатуры и обозначения. Например, что такое «броня», «вертушка», знают довольно многие, а вот что такое «ДШК», навряд ли.

А вот с прозой в этом номере на мой взгляд худо. Сомнительно, что старик из рассказа Александра Хохлова «Оверлок», живущий в глухой деревне, способен на философские рассуждения, невозможные без высокого образования. Рассказ Юрия Дубатова напоминает записки из юношеского дневника автора. Не могу назвать сие творение художественным. Да и смысл его определяется смутно. Рассказ Виктора Коврижных «Ванечка» тоже слаб, на мой взгляд. Несовершенный вид глаголов делает форму повествования какой-то длительной. Финал показывает слабину перед жизнью. И сколько людям говорить, что пиво «разливным» быть не может. Приставки раз– и роз–, к сведению автора, кроме наличия и отсутствия ударения, различаются ещё и семантически.

Удачна повесть Натальи Колесовой «Валентинов день». Правда, требуется иное жанровое определение, потому что это большой рассказ. Но построено произведение достаточно увлекательно, есть и над чем подумать, хотя оно беллетристично и комедийно. Привлекают внимание герои – молодые люди.

Журнал пытается возродить так называемую агиографическую литературу (жития святых): уже во втором номере подряд – материал о церковных деятелях. Если в прошлом номере была описана жизнь отца Александра, то в этом поднялись саном повыше: в центре заметки находится Владыка Софроний.

Юбилейная рубрика – шукшинские чтения в Сростках. Она востребована, поскольку не у всех есть возможность съездить на родину писателя. В разделе публицистики примечательна статья Анатолия Байбородина «Плач по литературе». Обидно, конечно, что литература в нынешнее время оказывается в роли золушки, но надо радеть и за то, чтобы в самой литературе не появлялось недостойных тем и героев. Весной прочёл роман Д. Быкова и был поражён. Там женщина, хранительница, между прочим, семейного очага, рассуждает о сексе как пошлый мужик. И это нам преподносится как элитарная литература. Ужас!

Хочется отметить и ценность публикации о совещании редакторов сибирских журналов. В центре нашей области собрались представители Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Тюмени, Бийска, Томска и, разумеется, Кемерова. Совещание показательно и для читателей, поскольку внушает надежду, что сообща восточной части России удастся противостоять общемировому процессу деградации.

А пятый номер журнала радует качественной прозой. Рассказ Ирины Тюниной «Штурман Серый» замечателен. Автор утверждает, что жизнь – всего лишь миг. Действительно, что мы успеваем сделать за свою жизнь? Оглядываясь в старости на прожитые годы, зачастую человек сознаёт, что, по-существу, ничего стоящего упоминания в жизни нет. Откровенно говоря, подобная тема в русской литературе давно освоена. Но у Тюниной Ирины она выглядит по-своему, несколько комично и простовато, но, замечу ещё раз, просто замечательно. В детстве человек сетует на то, что время летит медленно, а становясь постарше, наоборот, не успевает считать годы. Финал рассказа раскрывается ещё одной темой. Художник слова утверждает, что часто в жизни мы не замечаем счастья рядом с собой и стремимся в заоблачные дали за неведомым идеалом. Но стоит окинуть взглядом близлежащие окрестности, как счастье не заставит себя ждать.

Вот такой превосходный рассказ. По-своему замечательна повесть Виктора Коняева «Скатилось солнце по слезе». Семейный быт молодого горняка раскрывает его характер. Автор посвятил сие творение экзистенциальному направлению. Он показывает, как человек в условиях беды остаётся Человеком. Поэтому Пашка, герой произведения, не делает различий в том, кто перед ним – он спасает и уголовника, и начальника. Актуально, я думаю, на сегодняшний день произведение Виктора Пьянзина «Кроссинговер». Автор показывает, что наука в современных условиях оказывается попросту ненужной. Здесь присутствует много достаточно мерзких эпизодов, например, когда Мишаня, герой рассказа, обгладывает мусор. Обидно, что некогда великая страна не с должным вниманием относится к своей нынешней интеллигенции. Здесь ещё и личная трагедия накладывается на общественную. Автор, на мой взгляд, утверждает, что представительницы слабого пола более приспособляемы к новым условиям. То, что они выбирают не счастье, а деньги, выходя замуж за приспособленцев и заводя богатых любовников, характеризует их не с лучшей стороны. Мотив эротики, как бы я ни выступал против изображения его в литературе, здесь вполне гармонично вплетён в сетку рассказа. Сюжет оказывается не таким уж и пошлым.

В разделе поэзии выделяются Виктор Бокин, Сергей Гонцов и Василий Феданов. Подборка первого – попытка понять жизнь такой, какая она есть. То ли это гражданская война, то ли обман, то ли ничтожество и чепуха. Творчество второго – восторженная песнь во славу Сибири. Свобода, говорит поэт, скрывается в просторах сибирского континента. В поэзии третьего художника запечатлён протест зверей и присоединившегося к ним автора против разгула цивилизации, против загрязнения окружающей среды.

Замечательное повествование об острове Свободы напечатано в рубрике «Дальние страны» Владимира Угрюмова. Так и хочется попасть на золотые пляжи далёкой Кубы. Наяву происходят экзотические танцы, слышится испанский язык, видна зарубежная архитектура. А эссе Гария Немченко показывает неразрывную связь автора с Новокузнецком. Писательская дружба, отмеченная в эссе, притягивает внимание читателя своей простотой.


* Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х ХХ века: Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. - Мн.: «Экономпресс», 1997. - 231 с

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.