Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Обзор журналов. Подготовил В. Арнаутов

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

БАРНАУЛ

Бегло пробежав глазами по содержанию 3\4 номеражурнала «Барнаул» за 2010 г., так и хочется воскликнуть: «Ба! Знакомые всё лица!». На чёрно-белых фотографиях запечатлены: сам главный редактор журнала Валерий Тихонов, москвич Валерий Казаков, новосибирец Владимир Берязев, екатеринбуржец Александр Кердан, иркутянин Анатолий Байбородин, барнаулец Сергей Клюшников, кузбассовцы – Виктор Коврижных, Александр Раевский и другие.

Открывается этот сдвоенный номер обширными материалами «Литературного перекрёстка» – комплексом мероприятий, которые в четвёртый раз организовала и провела Алтайская краевая научнаябиблиотека, посвященныхВ.М. Шукшину. Там-то и встретилось большинство означенных поэтов и прозаиков. А девизом-эпиграфом«перекрёстка» взяты слова известного поэта и публициста Станислава Куняева: «В каждом из нас – в поэтах и прозаиках – есть какое-то шукшинское чувство, кусочек шукшинского мировоззрения».

«Шукшинские Сростки» – так озаглавила Галина Ульянова, научный сотрудник музея В.М. Шукшина, цикл очерков: о приездах на свою родину Василия Макаровича в 1954–1972 годах; о репатриированных немцах Поволжья, оказавшихся в Сростках; об Александре Гекмане – прототипе рассказа «Упорный».

Центральное место в журнале занимает – не то большой рассказ, не то маленькая повесть – Анатолия Байбородина «Купель», посвященная современному русскому писателю Владимиру Личутину. Прозу А. Байбородина невозможно спутать с другой. Его стиль сочен, слог самобытен – с вкраплениями редких по нынешним временам истинно русских, народных словечек и выражений. Образы получаются рельефными, объемными, картины природы и быта – стереоскопически живописными. Не удержусь, приведу фрагмент:

«Лета два, про рыбалку не загадывая, полёживал он (103-летний дед Хап–В.А.) на печи, грел настывшие за долгий рыбацкий век отсыревшие кости, молился до вечёрошней звезды Спасу и Николе, рыбачьему заступнику, а тут, как будто приспичило, будто святой угодник поманил, – отвёслился подальше на кедровом долблёном батике и против заимки опустил бархак… Утихомирив батик в ему лишь ведомом улове, достал берёзовые мотыльки, выласканные ладонями до тёмно-бурого свечения, похожие на сами задервеневшие стариковы руки, будто их продолжение, распустил жилку, ссученную из сивого конского волоса, наживил червей, закрепших и покрасневших в сыром мху, и стал поджидать клёва»…

И всё бы хорошо в повести, но как-то не очень вяжется октябрьская осенняя стынь озера, иней на бороде старика с добровольным купанием в этом озере, на виду у деда, семнадцатилетнего правнука Колькии его бесшабашной, «чадородливой» подружки Тоськи.

Невыдуманные житейские истории, похожие на анекдоты, с непременной своей изюминкой, легли в основу коротких рассказов Ивана Булаха под общим названием «Горох об стенку». Почитаешь – и настроение поднимется, и жизнь покажется не такой уж мрачной и серой…

А чего только жизнь порой не преподносит?! То золотой перстень-печатку с пальца кавказца, найденный в песке на пляже, а то и непредвиденный подводный плен водолаза, нарушившего ТБ. Об этом – в рассказах (а по сути – главах из книги «Записки спасателя») барнаульского поэта и прозаика Владимира Коржова.

О современнике Сергея Есенина и Николая Клюева – Сергее Антоновиче Клычкове – «последнем Леле русской литературы», расстрелянном в 1937 году по ложному навету и вычеркнутому даже из упоминаний в историирусской литературы, – замечательный очерк Владимира Морозова. Для многих читателей имя этого опального поэта, прозаика и переводчика станет приятным открытием. Первый роман С. Клычкова «Сахарный немец» (вариант названия – «Последний Лель») Николай Клюев назвал «мечом словесным за русскую красоту» и выстроил преемственный ряд: Гоголь – Лесков – Мельников-Печерский – Сергей Клычков. Лель – славянский бог любви и страсти, сын богини красоты Лады – не поражал сердца стрелами, как Амур, он возжигал их любовным пламенем, меча из ладоней искры.

Отдавая дань 65-летию Великой Победы, журнал напечатал очерк историка Евгения Платунова «Подвиг земляка» – о старшем лейтенанте, командире батальона Ф.Г. Федосееве, защищавшем Сталинград и павшем смертью храбрых там в сентябре 1942 года.

Хороша и подборка стихов о войне, где среди авторов следует отметить Валерия Тихонова, Леонида Ершова, Геннадия Жирова, Александра Зуева, Леонида Мерзликина, Владимира Соколова, Станислава Яненко.

В рубрике «Поэзия» следует обратить внимание на стихи барнаульца Сергея Клюшникова и Ирины Сливцовой – из Павловска.

Сей номер примечателен ещё и тем, что в нём достаточно большие подборки стихов наших земляков: «Дыхание природы» Виктора Коврижных из Старобачат и «Начертанья судьбы» новокузнечанина Александра Раевского.

Виктор Коврижных видит«новшества» на своей малой родине, негодуя, умоляет:

«Всё перестроили в русском краю!…
Только не троньте деревню мою.
Тихие улочки Старобачат,
Ветры степные полынью горчат.
В купах черёмухи и тальника
Белую лебедь качает река.
…Милая родина, вечности птах,
Здесь лишь воскресну листвой на кустах!»

Стихи Александра Раевского просты, понятныи доступны многим читателям, они западают в душу, бередят её. И, наверное, не случайно, его заметили не только в Кузбассе, на Алтае, но и в столице. В 2003 году он стал лауреатом журнала «Наш современник». Подводя черту и как бы перекликаясь с Есениным, он пишет:

«Час придёт – тоскою смертной заболею,
Растворюсь в невыносимой вечной мгле…
Ни о чём таком, как будто, не жалею,
Жалко – Пушкина не встречу на земле.
Свечка выгорит – и время всё залижет.
Риск большой, но и надежда велика:
Вдруг его в полях заоблачных увижу…
Пусть случайно, пусть на миг... издалека…»

Рубрика «Книжный фарватер» этого номера не столько информирует о книжных новинках алтайских поэтов и прозаиков, сколько о реальных делах писателей Алтайского края, кои представлены как в групповых фотографиях, так и ввесьма объёмных сообщениях и репортажах о творческих встречах, авторских вечерах, именных чтениях, днях, фестивалях и конференциях.

 

РоднаяЛадога

Первый номер журнала «Родная Ладога» почти весь пронизан Рождественским сиянием. Очень ярко это проявляется в подборках стихов петербуржца Андрея Реброва, Игоря Тюленева – из Перми,москвички Любови Берзиной; в определённой степени – недавно почившего поэта из Орловщины Виктора Дронникова и, слава Богу, ныне здравствующего, всем известного поэта, публициста и редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева.

«На церковных окнах – ризный снег Сочельника,
Дымом и хвоею тянет из-под рам, –
Будто бы на облаке возлетает с ельником
С белою оградою православный храм».

(А. Ребров)

А открывается журнал рождественским поздравлением и интервью с полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе Полтавченко Георгием Сергеевичем.

«Кто поцеловал меня в Рождество?» – трогательный рассказ-воспоминание Эдуарда Анашкина о Рождественском празднике в деревенском детском доме.

О том, как отмечалось Рождество в царствовавшей триста лет фамилии Романовых, начиная с царя Алексея Михайловича и Петра Первого с его нововведениями, до Николая Второго, написала Маргарита Дмитриева. Основывается она исключительнона документальных источниках, дневниковых записях и воспоминаниях. Получилось довольно обширное и последовательное эссе. Читателю наверняка запомнятся эпизоды и самого последнего, «Тобольского» Рождества 1918 года, отрекшегося от Престола императора и его семьи.

Вокруг простого, ясного и доходчивого «Манифеста Просвещённого Консерватизма» известного деятеля кино Никиты Михалкова до сих пор в средствах массовой информации не умолкают споры. Журнал предоставляет возможность каждому, взявшему этот номер в руки, воочию внимательно изучить сей манифест и оценить его самостоятельно. Не будет лишним прислушаться и к убедительному, аргументированному мнению философа из Санкт-Петербурга Александра Казина, помещенного тут же.

Не открою секрета, если скажу, что журнал «Родная Ладога» носит отчётливо выраженный православно-патриотический оттенок. Поэтому на его страницах много и часто печатают статьи и беседы религиозных иерархов России. Вот и в этом номере продолжают печататься «Духовные беседы» протоиерея Бориса Николаевского о том, «Как грех соблазняет человека». «Пресыщение или воздержание?» – на эту тему рассуждает архиепископ Курганский и Шадринский Константин(Горянов). Культурологам и людям творческим нельзя пройти мимо статьи «О проблемах Божественной сущности творчества» ученого, основателя Российского Православного университета, действительного члена РАЕН, архимандрита Иоанна (Экономцева). Михаил Быстров – учёный физик и философ опубликовал очень серьёзный трактат «Окончательный исход философии из Афин в Иерусалим».

Темы национальной русской идеи, сохранения языка и культурного наследия остро поднимаются в статьях известных писателей Валентина Распутина и Василия Белова. Памяти русского писателя и литератора Вадима Кожинова (к 80-летию со дня рождения) посвящено эссе Игоря Калюжного «Третья оборона Севастополя».

О блокадном Ленинграде эмоционально и красочно рассказывает именитыйнародный художник Илья Глазунов в отрывках из книги «Россия распятая» под общим названием «Душа вымершего города».

Как всегда, злободневно и полемично, выступает доктор исторических наук, «международница» Наталья Нарочницкая – в статье «Как Британия пыталась «упразднить» германскую историю».

Для многих читателей откровением номера, и даже открытием, станут стихи наших государственных политиков, объединённых общей рубрикой «Поэзия дипломатов» – Сергея Лаврова, Евгения Примакова и Владимира Казимирова. Уже сам факт публикации стихов этих политиков и дипломатов в таком солидном литературно-художественном издании говорит и о неординарности их поэтического слова.

«Профессий мы своих не выбирали,
Эпоха выбирала их за нас.
Изломом исторической спирали
Определилась наша ипостась».

(С. Лавров)

Бесспорный литературный дар исторического повествователяпроявился и ещё у одного политика и дипломата – Дмитрия Рогозина. Он написал «День Желтка» – этакий добротный историко-семейный экскурс к началу 15 века, к своим дворянским корням. Его предок – Миткевич получил соответствующее прозвище за отчаянную храбрость при Грюнвальдской битве народов 1410 года, выделяясь в сече своим желтым плащом с фамильным гербом.

До сих пор, почти двести лет, не утихают страсти вокруг смерти императора Александра Первого и легенд о старце Феодоре Козьмиче. Одно ли это историческое лицо или всё же два разных человека? Новые факты и логические суждения «за» и «против» приводятся в статье «Тайны императорской семьи. Реальности и существующие легенды» Андрея Сахарова (нет, не того, опального физика и правозащитника, а историка и писателя, директора института Российской истории РАН). Впрочем, яснее от этой статьи не стало…

На мой субъективный взгляд, в журнале совсем мало прозы, а та, которая помещена в номере, малоформатна и не очень западающая. Кроме отмеченных выше рассказов, следует обратить внимание на «Простые истории» Светланы Замлеловой и «Последний сон Императора» Юрия Белянва.

Помимо прочего, в этом номере довольно много фоторепродукций и оригинальных фотографий Елизаветы Лозновской, близких к художественным. Представлены в первую очередь архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга в новогодне-рождественском убранстве. Жаль,все фотографии – чёрно-белые 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.