Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Евгений Чириков. День вины

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
25 марта – обыкновенный, казалось, выходной день слишком затянувшейся в этом году, холодной весны.  Кемеровский торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня», как всегда, гостеприимно встречал посетителей.  Отдохнуть в ТРЦ шли мамы и папы с детьми. Кто-то шёл за покупками, кто-то позаниматься в фитнес-центре, кто-то подвигать  бильярдным кием.
Инвалид-колясочник Сергей Красиков решил отметить свой 41-й день рождения в кафе-баре и заказал столики на 15 человек с предоплатой в 10500 рублей.   С ним вместе приехали несколько таких же колясочников в сопровождении ходячих друзей (тоже инвалидов), которые помогали катать коляски.  Банкет был заказан на 16 часов, а пока компания решила поиграть в боулинг.  Оставили верхнюю одежду в гардеробе, переобулись в сменную обувь (кто мог ходить ногами) и к 14.30 поднялись лифтом на третий этаж.  Здесь, в одном из залов боулинг-клуба, они вдоволь насладились игрой и предвкушали начало банкета.  Как вдруг около 16 часов в зал вошла сотрудница ТРЦ и встревоженным голосом сообщила:
- У нас пожар!  Вам необходимо быстро эвакуироваться!
Сопровождавший Сергея Красикова Максим двинул его коляску  к выходу, спустил её со ступенек игрового зала в общее фойе боулинг клуба и затем выкатил на лестничную площадку.  Там уже тянуло дымком с запахом горящей резины.  Вниз по лестнице стеной двигались люди, взрослые и дети, но без паники и давки. 
Увидев другого колясочника, Максим бросился на помощь к нему, оставив Сергея на время одного.  Красиков сидел спокойно, думая, что эвакуация идёт учебная.  Люди шли и шли, обтекая его без внимания, пока всё-таки двое мужчин не спохватились: надо помочь!  И спустили коляску на первый этаж, вынесли на свежий воздух.  Отсутствие Максима длилось всего минуту или две, но, как оказалось, всё решали буквально мгновения.  Объём дыма стремительно нарастал, ещё чуть-чуть, и дышать стало бы нечем. 
Внизу толпились люди, с ужасом наблюдая за горящим зданием.  Многие стояли без тёплой одежды.  Чёрный дым уже валил из окон, пробивался через крышу.  На ней виднелись несколько человеческих фигур.  Довольно скоро подъехали пожарники и начали действовать, заводя вверх автолестницы.  Подъезжали и машины скорой помощи.  По толпе волной пронеслось: там, внутри, есть погибшие!
Инвалиды благополучно собрались все вместе и отправились в сторону цирка, чтобы погреться в магазине.  В это время дым уже огромной тучей висел над центром города, раздуваемый ветром.  Огонь с четвёртого этажа пробивался через крышу.  И Сергей Красиков подумал, как же повезло ему и его товарищам, что они не начали отмечать день рождения  в кафе на четвёртом этаже.  Наверняка инвалиды не смогли бы выбраться оттуда.  Отогревшись в помещении магазина, они, вызвав такси, разъехались по домам.
Сейчас, когда в СМИ появилось много данных об этой трагедии, можно более или менее объективно представить картину происшедшего.  Всё началось с короткого замыкания под полом  батутной комнаты, в скрытой полости между третьим и четвёртым этажами.  Система автоматического тушения возгорания не сработала, так как находилась в нерабочем состоянии.  Охранник Сергей Антюшин пожарное оповещение вообще отключил ещё до пожара.  А когда люди в испуге заметались, он, по его словам, просто растерялся, вышел из здания и… уехал домой.  Иными словами, позорно дезертировал. 
В трёх залах кинотеатра «Зимняя вишня» на 4-м этаже шли фильмы – боевик «Тихоокеанский рубеж 2», мультики «Кролик Питер» и   «Шерлок Гномс».  И если зрителям первых двух залов посчастливилось благодаря билетёршам, которые оповестили о пожаре и показали направление выхода, то в третий никто почему-то не зашёл, и просмотр мультика безмятежно продолжался в подступающем всё ближе к дверям кольце огня и дыма.
Версия о запертой на ключ двери оказалась ложной.  Нет, дверь свободно открывалась.  Однако, когда её распахнули,  наткнулись на непроглядный дымный мрак, и чёрное облако ввалилось в зал – дверь сразу же захлопнули, начали забивать щели тряпками.  Оставалось надеяться на спасателей.  Но те, увы, пробиться  к ловушке не смогли…  И, задыхаясь, дети посылали родителям эсэмэски, прощались с ними…  Позже между экраном и первым рядом нашли обугленные останки 36-ти человек, в основном детей.  Так кинозал стал для них, ещё живых, крематорием с температурой около тысячи градусов…
И всё-таки один человек из этого зала выжил – Михаил Трусов.  Дело в том, что мужчинам удалось взломать запасную дверь, закрытую на два замка.  Но и за ней стоял бескрайний дым.  Михаил сделал несколько шагов в тучу и упал без сознания.  Позже спасатели нашли его на полу, в больнице он пришёл в себя.   Маленькая дочь Михаила осталась внутри зала…
Всего погибли 64 человека, из них 41 – дети от 7 до 13 лет.  23 тела нашли в коридоре между кинозалами.  И пять тел на пути к закрытому выходу.  На этом направлении спасся лишь 11-летний Серёжа Москаленко, которого отец успел вытолкнуть в окно. Задохнулись и сам папа, и мама Серёжи, и его маленькая сестра…  При падении мальчик получил травмы, но жизнь его вне опасности. 
По итогам пожара зафиксировано около 80-ти пострадавших разной степени тяжести.  Кого-то спасли пожарные, отдавая спасаемым иной раз  свои кислородные аппараты.  Среди посетителей ТРЦ нашлись герои, которые помогали спасать других.   О них кузбасские писатели задумали написать книгу.
Город был потрясён массовой гибелью, тем более детей, крушением целого состава семей.  Несколько дней подряд по центральным улицам тянулись к стихийно возникшему мемориалу люди с цветами, игрушками, свечами…  Безмерным было горе матерей, провожавших детские гробики в последний путь.  Но велико и человеческое сочувствие окружающих.  Жители городов Кузбасса, других регионов России всей душой соболезновали беде кемеровчан.  «Кемерово, мы с тобой!» - посылала Россия свой отклик в дни траура.
В редакцию «Огней Кузбасса» поступили рукописи стихов, которые, пусть и неумело, выразили душевное состояние их авторов.  «Вся страна скорбит, провожая на небеса детей погибших…» - писал Леонид Останин.
Сергей Атрошкин:
 
Осталась боль.
Уже ни слов, ни слёз.
Обуглилась душа, как пепелище.
И слышатся уже слова угроз для тех,
 Кто правду скрытую отыщет…
 
Людмила Остроумова:
 
Смешался запах ладана и гари,
Слова молитвы с плачем ветерка.
Всего лишь точка на огромном шаре...
Людская нескончаема река.
Цветы, игрушки, шарики и книжки,
И свечи тихо-тихо слёзы льют.
Глядят на нас девчонки и мальчишки,
Ушедшие... оставшиеся тут...
 
Н. Косткин:
 
Нестерпимая боль, сердце плачет,
Тонут в скорби сознанье, душа.
Почему так судьба, не иначе
Подтолкнула на сумрачный шаг?
Тьма окутала детские души,
Бездна, пропасть тела поглотила.
Время в памяти боль не потушит,
Время замерло, стрелка застыла.
Белым облаком души поднялись
Над зловещим, как ад, пепелищем,
В каждой Ангелом нам показались,
Они к Богу дорогу отыщут.
 
Николай Игнатьев:
 
Мы слышим ваши голоса,
Не крики - детский хор
И гимн о жизни в небесах
Звучит нам, как укор…
 
Виктория Колач (14 лет):
 
Почему такое случается?
Гибнут дети во власти тьмы.
И кричат они, вырываются,
Просят помощи, но увы…
…И прощально звонят  родителям,
Чтоб сказать напоследок им:
«Я люблю вас, люблю вас, слышите?
Не забудьте меня никогда…
Я уйду навсегда, навсегда…
Помяните меня, помяните,
Когда утром встанет заря…»
 
Больше всего возмущало кемеровчан то, что за чертой очевидной преступной халатности руководства ТРЦ просматривалась коррупционная составляющая. Лица, виновность которых будет устанавливаться следствием и судом, находятся сейчас под стражей.  К настоящему времени выявлено столько нарушений – от элементарного несоблюдения правил противопожарной безопасности до незаконного подписания документов по линии Госстройконтроля, что можно говорить о настоящем попустительстве властных структур, что вполне закономерно и привело к несчастью.  Тем более, что это здание уже перенесло два сильных пожара: в 2003 году, когда обрушилась кровля, и в 2013-м (погиб один человек).  Выходит, что сначала надо проверять самих проверяющих и подписывающих… 
27 марта на площади Советов перед главным зданием администрации Кемеровской области прошёл митинг.  В воздухе висело определённое напряжение, которое, вероятно, нагнеталось кем-то из-за невидимых кулис.  Масса требовала обнародования  истинного числа жертв и отставки губернатора области Амана Тулеева, который на митинге отсутствовал (главная причина, предположительно, - состояние здоровья).  Страсти подогревали провокаторы, пустившие слухи о гораздо большем числе жертв – называлось 400  человек. 
Приезд в Кемерово президента России Владимира Путина принёс в ситуацию должное успокоение.  Все акценты были расставлены, заверения в объективном расследовании и наказании виновных сделаны.  В городе уже работали сто следователей во главе с председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным.
В самом конце тревожной недели, полной новостей по делу о пожаре, испещрявших страницы газет и мелькающих на телеэкранах, появилось сообщение о добровольной отставке А. Тулеева, заявившего, что он не может нести столь тяжёлую ношу, как трагедия в «Зимней вишне».  Таким образом, вся более чем 20-летняя тулеевская эпоха в одночасье скрылась за поворотом времени.
Исполняющим обязанности губернатора до выборов в сентябре назначен Сергей Цивилёв.  «Это  тот, который вставал на колени перед митингующими? Который просил у народа прощения за «Зимнюю вишню»?» - уточняют между собой те, кто обсуждают события. 
Да, это тот.  И хочется, чтобы Кузбассу при Сергее Евгеньевиче было по меньшей мере не хуже, чем при его предшественнике.
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.