Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Владимир Ерёменко. Благословенны все пути твои

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
ЧУДО НА РЕКЕ ЧАЛЫ
 
В середине XIX века на берегу сибирской речки Чалы в Томской губернии (нынешняя территория Кемеровской области) произошло чудо явления Иконы великого подвижника IV века преподобного Онуфрия.
В шестом номере за 2010 год журнала «Огни Кузбасса» мы давали материал об этом. 
Православная святыня была обретена баронессой Павлой, женой владельца Золотых Приисков.
Вскоре в селе Жарковском (ныне районный посёлок Яя) была воздвигнута церковь во имя угодника Божия.
Почитание преподобного, обращение к нему за помощью Божией весьма быстро приобрело большие масштабы.
 В селе Судженское открывается второй храм преподобного Онуфрия. Исцеление болящих, прекращение эпидемий в районе, помощь в добрых делах укрепляет Веру, усиливает Надежду на Божию помощь, утверждает людей в созидательной силе Любви.
 
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО
 
 
Преподобный Онуфрий Великий родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но еще до рождения святого Онуфрия к его отцу пришел однажды демон под видом странника и сказал: «Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорожденного в огонь, и, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым». Отец не уразумел коварства вражия и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорожденное дитя в огонь. Совершилось чудо: ребенок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем, отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвезти его, куда укажет Бог.
Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыне к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперед, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря, близ города Гермополя. Игумен, извещенный об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушел и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трехлетнего возраста.
Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб… Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всем игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошел в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнес его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии.
В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашел дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет он питался от финиковой пальмы, выросшей по милости Божией, около его пещеры, имевшей двенадцать ветвей, которые поочередно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В течение всех шестидесяти лет Ангел Божий приходил к Преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.
Повествователь житий многих пустынножителей Преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным Промыслом, пришел к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев Преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но Преподобный Онуфрий остановил его словами: «Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты». Это успокоило Преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа. Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришел в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго еще беседовали и молились Богу. На другой день Преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу свое служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить Преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыне, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя, Пафнутий, для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам о их жизни и подвигах, поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои, и что всякий, чтущий память мою каким бы то ни было образом, удостоится Божия благословения; Господ поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».
Сказав еще много назидательных слов, Преподобный Онуфрий помолился Богу, лег на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло как солнце и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Преподобный Пафнутий предал погребению честное тело великого подвижника и возвратился в свой монастырь, прославляя Господа.
 
 
       Святой Преподобный Онуфрий Великий
 
 
 
Благословенны все пути Твои
И все Домостроительство Вселенной!..
Твоих Святых от нас не утаи,
Твои дела во век благословенны. 
 
Благословенны край любой и час,
Высоты и полей бескрайних шири, 
Пустыни, где нам слышен Божий Глас
И щедрые цветения Сибири.
 
Благословен в творении Творец!
Любовь Благую Волю источает,
И человек – творения венец – 
Везде к Спасенью помощь получает.
 
I
                                                                      Россия.
Сибирь.
Томская губерния.
XIX – XX вв.
 
1
Бароновские Прииски. Тайга. 
Но не меха и золотые жилы, 
Не вольная разбойная рука
Здесь в памяти, но знают старожилы,
 
Все служащие Приисков, окрест
Лежащие и дальние селенья
Здесь явленное Чудо – Божий перст – 
Особое Его Благоволенье.
 
Жемчужину, как Царства Божья знак
Близь Приисков, вниз по теченью Чалы 
Святой Иконы, просветившей мрак 
И церкви полагающей начало 
 
Подвижника Онуфрия… Сей дар – 
Явление Божественной Иконы – 
Воспринимали все и мал, и стар
Как Откровенье. Высшие законы
 
Являли зримо Небо на Земле
И путь к нему в делах Святых являли.
И, возжигая Свет в духовной мгле,
Людские души в Царство направляли.
 
По милости творенью Своему
Всегда, во все века без исключенья,
Давал Господь во сне и наяву
Во множестве чудесные явленья.
 
Лишь только потрудись и разгляди, 
Отбросив смело суету мирскую.
– Не сомневайся и по Мне гряди,
Я прежде всех взыскующих взыскую…
 
Прислушайся и внемли Божий Глас,
И не беги Его благословенья…
Но, как сетями, спутывают нас
И глухота, и лень, и ослепленье.
2
– Доколе же я буду здесь стоять?!. – 
Был снова голос баронессе Павле…
Нашли Икону, но не могут взять.
И дивный Образ в пихтачах оставлен,
 
Чтоб завтра снова к Явленной идти…
Пришли с молитвой, подошли в смиренье   
И Павла Александровна нести
Сподобилась  её  в благоговенье.
 
Семейства радость и не описать,
И в трепете все видевшие чудо!
В сердца сходила Божья Благодать,
Как и не исчезавшая оттуда.
 
Подвижник Божий Богу предстоял
И на коленях Господу молился…
И каждый – странно! – также ощущал,
Что тоже к Небу духом устремился!
 
Что даже притяжение Земли 
И тяжести грехов по покаянью 
Уменьшились. И люди обрели
Потерянное, было, достоянье.
 
Казалось, очищения волна
Смывала камень, увлекавший книзу…
Икона же была облечена
Под золотом в серебряную ризу.
 
 
3
С молитвою в сердцах, устах, делах – 
Что есть всему блаженное начало –
От Приисков, что в сорока верстах,
В селе Жарковском* церковь воссияла.
 
И воссияла в душах Благодать,
Как будто к Жизни заново родились!
Чтобы за всех мог Богу предстоять,
Онуфрию Великому молились.
 
И всем Святым, Царице Преблагой.
По вере совершенно исцелялись.
И к Жизни направляемы  Иной,
Молились и трудились, и  Спасались. 
 
Не все, конечно… Жили и в впотьмах,
И чем самоубийственно кичились:
– Нашли себе Святого на назьмах,
И на весь мир, смотри-ка, возгордились!..
 
Мы не хотим!.. И с вами не пойдем!..
Об этом даже слушать не желаем!..  
Хоть разрази нас гром, пали огнем,
Но не мани нас вымышленным Раем!
* Нынешний районный посёлок Яя
 
Свободу нашу вольную не тронь!..
Не понукай!.. Все сами понимаем!..
И гром гремел, разил, палил огонь,
Но дух страстями был обуреваем.
 
Душа искала сладостей во тьме
И в дебрях человеческих страданий,
Искала Царства Божья на Земле,
Непреходящих, Вечных упований.
 
Шагала своевольно, широко, 
Пути не видя верного, однако,
Забыв, что бремя Божие легко,
Что иго Божье – Истинное Благо.
 
Что Царство Божье силою берут
Те, кто себя для мира распинают,
И жертвою для ближнего живут,
И милостью Спасенье обретают
 
По Благодати Божией. Сладка,
Крепка, желанна тесная Дорога,
Но Цель недостижима высока 
Без воли, без смирения, без Бога.
 
Труждающиеся себя блюли,
Обремененные к Тебе летели…
И Царство Божье в душах обрели
И то, что им даровано, успели.
 
Успели Храмы Божии открыть
И Тайн благоговейно причащаться,
Умели умирать и славно жить
И, как Онуфрий, Господу стараться.
 
Как Илия, Предтеча Иоанн, 
Что были Преподобному порукой…
Но в мир – страстей нахлынул океан,
Всенаслажденье обернулось мукой,
 
Которую представить не могли,
С которой мир дотоле не встречался.
И было: на одной шестой Земли –
Ад на поверхность с грохотом прорвался!
 
Такого взрыва не было в веках,
Включая даже Первые гоненья –
Святые храмы разметались в прах,
И начиналось Светопреставленье.
 
Но даже революционный смерч,
Под корень животворное разящий,
Не мог прервать молитвенную речь
И плач людей, ко Господу летящий.
 
Их вера в простоте была чиста,
Хоть бесновались дьявольские силы, - 
Стояли во Христе и за Христа
До крови, до распятья, до могилы.
 
И восходили жертвой в Небеса,
Уже Святые в подвиге по сути,
И повторяли в целом чудеса,
Что Преподобный изложил Пафнутий.
 
II
Египет.
Скитская пустыня.
IV в.
 
1
 
Шел без дорог я по теченью звезд
Во Внутреннюю, Скитскую пустыню…
И путь Отцов вставал суров и прост,
Являя миру Божью Благостыню.
 
Через гроба на Небо восходил,
Сквозь духов злобы Истиной светился.
Я созерцал Нетленный Свет могил
И трепетал, и Господу молился.
 
Земная персть земного бытия,
Небесного Сокровища желая,
По их следам приподнимался я
На Небеса, ко Господу дерзая.
 
2
 
– Пафнутий,  брат, напомни обо мне
И о трудах Пустынников Великих,
Что пребывают в Божием Огне
Среди врагов бесчисленных и диких.
 
Средь искушений, помыслов и бед,
Непредставляемых для человека,
Немыслимых без Помощи побед,
Без жажды нашей Будущего Века - 
 
Светлейшего Божественного Дня – 
Без Благости и Милости Господней…
И ты, сего сподобившись Огня,
Оплачь и погреби меня сегодня.
3
Я сделал так. Все, что он мне сказал,
Смиренный, грешный, Божий раб Пафнутий:
Похоронил, оплакал, записал,
Чтоб их трудами вдохновлялись люди;
 
Чтоб, поднимая непосильный труд,
Благословленный Подвигом Распятья,
Мы помнили, какую жизнь ведут
Святые наши Старшие собратья.
 
Блажен, кто только Свет их созерцал,
И преблажен, кто Господу старался,
 И трижды преблажен, кто воскресал,
Для Бога умирая, и – Спасался.
 
4
Рожден в семье персидского царя,
Оболганный до своего рожденья…
(Враг, лютой злобой на людей горя,
Безумные всевает наважденья,
 
Защиты Божьей взламывает бронь…)
Дух Тьмы под видом странника явился:
– Родится сын… Не твой!.. Бросай в огонь –
И он огнем земным не опалится,
 
Коли я лгу!.. Слова мои верны!..
Явился Ангел: 
                              – Отнеси в Обитель.
Не слушайся наветов сатаны.
Сей  - Божий сын, а ты его родитель.
 
5
Очнувшийся безумия отец,
Взяв из огня дитя, просил прощенья…
Господь простил. Избавил наконец
Его слепого самообольщенья.
 
В пустыне лань вела, как поводырь…
И ужасался царь, как был безумен!..
Пришли они в далекий монастырь
Близ города Гермополя. Игумен,
 
Встречая, Бога возблагодарил
Об Извещенном, пламенея сердцем.  
…Онуфрий часто в храме подходил
К Иконе Божьей Матери с Младенцем.
 
6
 
– А мне, Господь, дал хлебушек  ключарь…
Тебе не дал!..  На вот, возьми… Покушай…
Господь взглянул в его святую душу
И взял из рук Свой хлеб Небесный Царь.
 
– Я принесу еще!..  Хочу Домой…
Хочу к Тебе… С Тобою быть… Стараться…
Господь дал Благо, силы подвизаться
В трудах великих долгий путь земной.
 
Возрос Подвижник, словно кедр густой,
Плодами всю пустыню осеняя,
И в оный час свершилась Весть Благая:
Воззвал его Господь к Себе Домой.
 
7
Вертеп пустынный… Зной и хлад…
Подвижник, мира отрешенный…
Расцвел вдруг финиковый сад, 
В едином древе воплощенный.
 
Воды струящийся родник
Под солнцем радостным искрился…
Он сердцем к Господу приник, 
О мире Господу молился.
 
Творить сподоблен чудеса
Во славу Господа Живого…
Всходил Онуфрий в Небеса
Сияньем Духа Пресвятого.
 
8
Царя земного долгожданный сын
К Царю Царей Небесному восшедший…  
Единое Потребное обретший,
Восставший из погибельных глубин.
Родившийся, прошедший сквозь огонь
И разорвавший вражеские сети.
Он шел Домой, как любящие дети,
Себя влагая Господу в ладонь.
 
Какое Благо, Господи, Твое
Даруешь нам в Подвижниках Великих!..
Глядят в сердца с Небес Святые Лики,
     Земное освящая бытие.
 
III
Россия.
Сибирь.
Кемеровская область.
ХХ – ХХI вв.
1
 
Молитва… Труд… Смиренье… Крестный ход
Во Славу Божью, во  Спасенье людям!..
Очнулся… Пробуждается народ 
Безблагодатных, беспробудных буден.
 
Исчезла Смерти тягостная тень,
И в Небеса душа взлетает птицей!..
Благословен Любви Высокий День,
Благословенна Божия Десница.
 
Благословенны каждый день и час,
И все Твои дела благословенны!..
По Благодати Бог воздвигнул нас,
И мы во Славе Господа нетленны. 
 
2
Во Славе Божьей – Господа сыны,
Чтоб таковыми в Вечности остаться, –
Своею волей с Божией должны
В Любви мы во Спасенье сочетаться.
 
Отвергнуть попирающих Закон,
Предавших Божий мир на поруганье…
Конец времен!.. Грядет Армагеддон –
Последнее во веки испытанье.
 
Затем – Победа и Всеблагий Суд,
И каждому – свое определенье
По тем делам, что совершаем тут
Во времени для своего Спасенья.
 
3
 
Да, каждому во Благо. По делам.
По Совести. И – нелицеприятно…
По Милости, так непонятной нам,
По Щедрости, забытой безвозвратно.
 
Дай претерпеть до самого Конца
И осознать свое Предназначенье...
Дай сил для воспевание Творца
И сил для восхваления творенья!
 
Мы Божий Храм на собственной крови
И на Твоей, поистине Бесценной!..
Благословенны все пути Твои
И все Домостроительство Вселенной! 
  
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.