Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Иван Литвинов. Милостливый муж.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Почти все время царствования Алексея Михайловича (Тишайшего) неотлучно находился при нем, служа по дворцовому ведомству, его ближний постельничий, а потом дворецкий и воспитатель (дядька) старшего царевича Алексея Федор Михайлович Ртищев. Он был почти сверстник царя Алексея, родился годами четырьмя раньше его и умер года за три до его смерти (1673 г.). Сторонним наблюдателям он был мало заметен: не выступать вперед, оставаться в тени было его житейской привычкой. 
Хорошо еще, что какой-то современник оставил нам небольшое житие Ртищева, похожее скорее на похвальное слово, чем на биографию, но с несколькими любопытными чертами жизни и характера этого «милостивого мужа», как его называет биограф.
Из «Русской истории» Василия Ключевского.
290 лет назад, 16 апреля 1626 года, в семье лихвинского городового дворянина Михаила Алексеевича Ртищева родился славный продолжатель старинного русского рода, ведущего свою историю со времен Димитрия Донского, - Федор Ртищев.
Вот как описывает удивительный характер Федора Ртищева наш известный историк: «Наперекор природным инстинктам и исконным привычкам людей Ртищев в заповеди Христа любить ближнего, как самого себя, исполнял только первую часть: он и самого себя не любил ради ближнего - совершенно евангельский человек, правая щека которого просто, без хвастовства и расчета, подставлялась ударившему по левой, как будто это было требованием физического закона, а не подвигом смирения. Ртищев не понимал обиды и мести, как иные не знают вкуса в вине и не понимают, как это можно пить такую неприятную вещь».
В лекции, посвященной жизнеописанию этого «редкого благоразумия и непоколебимой нравственной твердости» человека, Василий Осипович Ключевский рассказывает поучительную историю непростых взаимоотношений Федора Ртищева и его подчиненного:
«Некто Иван Озеров, некогда облагодетельствованный Ртищевым и при его содействии получивший образование в Киевской академии, потом стал его врагом. Ртищев был его начальником, но не хотел пользоваться своей властью, а пытался утолить его вражду упорным смирением и доброжелательством; он приходил к его жилищу, тихо стучался в дверь, получал отказ и опять приходил. Выведенный из терпения такой настойчивой и досадной кротостью, хозяин впускал его к себе, бранился и кричал на него. Не отвечая на брань, Ртищев молча уходил от него и опять приходил с приветом, как будто ничего не бывало. Так продолжалось до смерти упрямого недруга, которого Ртищев и похоронил, как хоронят добрых друзей».
По свидетельствам современников, «Ртищев, еще не имея сорока лет от роду, благоразумием превосходил многих стариков», был «миротворцем при дворе», человеком, способным «устранять вражды и столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей».
Он участвовал в самых разнообразных делах, управлял приказами, «чуть где проявлялась попытка исправить, улучшить положение дел, Ртищев был тут со своим содействием, ходатайством, советом, шел навстречу всякой обновительной потребности, нередко сам возбуждал ее и тотчас сторонился, отходил на второй план, чтобы не стеснять дельцов, ни у кого не перебивал дороги. Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени…»
Автор «Русской истории», не скрывая преклонения перед истинным смиренномудрием героя своего повествования, отмечает:
«Впрочем, не государственная деятельность в точном смысле слова была настоящим делом жизни Ртищева, которым он оставил по себе память: он избрал себе не менее трудное, но менее видимое и более самоотверженное поприще – служение страждущему и нуждающемуся человечеству».
Составитель «Жития милостивого мужа Федора, званием Ртищева» передает нам несколько трогательных черт этого служения.
«Сопровождая царя в польском походе 1654 года, Ртищев по дороге подбирал в свой экипаж нищих, больных и увечных, так что от тесноты сам должен был пересаживаться на коня, несмотря на многолетнюю болезнь ног. В попутных городах и селах устраивал для этих людей временные госпитали, где содержал и лечил их за свой счет и на деньги, данные ему на это дело царицей. Точно так же и в Москве он велел собирать по улицам валявшихся пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных, престарелых и убогих устроил богадельню, которую также содержал за свой счет. Он тратил большие деньги, выкупая русских пленных у татар, помогал иноземным пленникам, жившим в России, и узникам, сидевшим в тюрьме за долги. На выкуп пленных из Крыма и Турции Ртищев пожертвовал 1000 рублей серебром.
Его человеколюбие вытекало не из одного только сострадания к беспомощным людям, но и из чувства общественной справедливости. Ртищев подарил городу Арзамасу свою подгородную землю, в которой горожане крайне нуждались. В 1671 году, прослышав о голоде в Вологде, Ртищев отправил туда обоз с хлебом для раздачи нищим и убогим, а затем 900 рублей серебром и 100 золотом, вырученных главным образом от продажи своего имущества, включая одежду и утварь».
Ртищев заботился и о своих дворовых людях, особенно о крестьянах: старался соразмерить работы и оброки крестьян с их средствами, поддерживал их хозяйства ссудами. При продаже одного своего села уменьшил его цену, заставив покупателя поклясться, что он не усилит барщинных работ и оброков.
Перед своей смертью Федор Михайлович отпустил на волю всех дворовых и умолял своих наследников, дочь и зятя, только об одном: на помин его души как можно лучше обращаться с завещанными им крестьянами, «ибо, - говорил он, - они нам суть братья».
1 июля 1673 года - приближенный царя Алексея Михайловича Романова, окольничий, глава приказов, просветитель, благотворитель, основатель Андреевского монастыря, больниц, богаделен и школ, прозванный современниками «милостивым мужем», - Федор Михайлович Ртищев отошел ко Господу, оставив о себе добрую память, явив собой пример достойный подражания для всех жаждущих спасения.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7) - Сам Господь говорит нам, что таковые будут Им помилованы. Так что же значит быть милостивым? Быть милостивым значит быть неравнодушным, быть готовым откликнуться на чужую боль и страдание, быть терпимым, кротким и добрым. Быть таким, как Федор Ртищев.
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.