Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Игорь Мангазеев. Святые – небесные заступники земли Кузнецкой

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
«Что в имени тебе моём?»
А.С.Пушкин
 
На прошлогоднем Первомае бывший глава города Прокопьевска Валерий Гаранин, обращаясь с трибуны к участникам праздничного шествия, громогласно заявил, что Прокопьевск – один из дюжины российских городов, носящих имена святых. Добросовестное заблуждение! Имена святых присутствуют в названиях таких региональных столиц, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владимир, Иваново, Ярославль, Петропавловск-Камчатский. И это не считая Архангельска и Благовещенска. А что говорить о райцентрах! У многих на слуху Сергиев Посад, Борисоглебск, Николаевск-на-Амуре, Козьмодемьянск, Дмитров, Павловск, Златоуст...
В Кемеровской же области не один, а сразу три города носят имена святых - Мариинск, Прокопьевск и Гурьевск. Это уникальное сочетание выделяет Кузбасс из всех российских регионов! 
 
***
13-го июля в Доме литераторов Кузбасса представляли третий выпуск журнала «Огни Кузбасса» за 2017 год. Священник Дионисий Злобин,  в частности, поведал о своём романе «На реках Вавилонских». А автор этих строк, излагая сюжет статьи о прокопьевском драмтеатре, написанной совместно с Еленой Тихоновой, заметил, что на 158-й странице «Огней» в работе Марии Заболоцкой имеются досадные ошибки. «Когда давали название Прокопьевску, то вспомнили о местном церковном служителе Прокопии – и в честь него назвали город», - во фразе сразу три неточности. Когда город Прокопьевск появился на географических картах, церковная тематика была не в фаворе, а в совершенном запрете. Во-вторых, Прокопий – не церковнослужитель, но один из шести святых с именем Прокопий. Более того, Прокопий, в нашем случае, вообще не местный, он из иноземцев, купец из Германии. К тому же, на территории современного Прокопьевска стояла не только церковь Прокопия Устюжского, были и другие. К примеру, Усятская церковь Илии-пророка, перестроенная в клуб после Гражданской войны.
Выступление отца Дионисия и промашки московской певицы М.Заболоцкой заставили меня задуматься о небесных покровителях Сибири. Первый христианский святой, в земле Сибирской просиявший, - это Василий Мангазейский, молодой ярославский приказчик, избравший сибирское Заполярье. «Сказание о Василии Мангазейском» - первое литературное произведение Сибири. Его образ - во всех церквях Сибири. Правда, «златокипящей» Мангазеи не стало ещё в XVII веке, но город Новая Мангазея до сих пор существует как райцентр Туруханск.
И по окончании презентации о. Дионисий благословил меня на написание данной статьи. Его, к слову, заинтересовало то, что название Анжеро-Судженска созвучно Лос-Анджелесу (Los Angeles, в переводе – «Город ангелов»). Но сходство только фонетическое: Анжера в переводе – «река, текущая по земле, богатой зверями». Кстати говоря, названия «златокипящей» Мангазеи и Манхэттена не только созвучны, но и в обоих наличествует указание на «край земли».
***
Хронологические затеси.  Город Кийск переименован в Мариинск 14 октября 1857 года, посёлок Прокопьевск преобразован в город 30 июня 1931 года по факту, а рабочий посёлок Гурьевск утверждён городом 4 декабря 1938 года.
 
ГОРОД  ПРОКОПЬЕВСК
 
Прокопий Устюжский - первый на Руси юродивый Христа ради, причисленный к лику святых. У небесного заступника города на Абе есть и собственный небесный покровитель: самый первый из шестерых святых Прокопиев – великомученик Прокопий Кесарийский, отдавший Богу душу в Диоклетиановом гонении. 
В 1960-е годы нам, ученикам прокопьевской школы № 68, учительница истории Таисия Максимовна Фирстова объясняла, что Прокопьевск получил наименование по фамилии инсургента Прокопьева, сосланного в Кузнецкий уезд. Сегодня более достоверной выглядит другая версия: «28 июля 1753 года Указом Ее Императорского Величества Елизаветы Петровны было определено в Монастырской деревне заложить деревянную церковь во имя святого праведного Прокопия. Так  250 лет назад появился первый храм будущего города Прокопьевска — деревянная однопрестольная церковь во имя святого праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого». 
В 1938 году храм разрушили. Сегодня на его месте стоит новый деревянный храм Прокопия Устюжского. 11 августа 2013 года его посетил митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. Он освятил новый храм на Прокопьевской улице, возглавил первую Божественную литургию в нём и крестный ход.
…27 августа 2015 года на южном въезде в Прокопьевск был установлен восьмиметровый памятник Прокопию Устюжскому.
 
СЕЛО ПРОКОПЬЕВО
А в Ступишинском поселении Тяжинского района Кузбасса есть село Прокопьево. Из администрации поселения мне любезно переслали интереснейший очерк о селе. В 1949 году местный старожил Иван Филимонович Лизунов, родившийся в 1870 году, рассказывал школьникам, что он - внук одного из первопоселенцев, но раньше всех здесь поселился крестьянин Захар. Тот в 1820 году обосновался у озера, которое с тех пор так и зовётся Захаркиным. А потом приехал Прокопий с сыновьями…  Это одна из версий. По другой - первый дом на селе освятили 12 марта, в день Прокопия-перезимника. Известный кузбасский краевед Владимир Шабалин также упоминает это предание: «Первый дом в Прокопьеве был освящён 12 марта, в день св. Прокопия Перезимника. До 1917 года Прокопьево входило в состав Мариинского уезда».
По старому стилю Прокопий Перезимник отмечается 27 февраля, а по новому - 12 марта (или 11-го в високосный год). Народные названия праздника: Прокоп, Дорогорушитель, Дорогопрокопатель. В эти дни начинали таять накатанные санные пути. 
В церковном же календаре этот день посвящён памяти святого Прокопия Декаполита, жившего в VIII веке. Он был родом из Декаполитской области, восточнее Галилейского озера. Ещё в юности решил отстраниться от всего мирского и ушёл в монастырь. Монахи замечали чистоту его помыслов и аскетический быт. В годы борьбы императора Льва Исаврянина против икон Прокопий встал на их защиту и доказал, что они не являются идолами. Правитель разгневался и заточил Прокопия в узилище. Освободили Прокопия только после смерти императора. 
 
ГУРЬЕВСК
Существуют разные версии происхождения его наименования. Бытует, например, такая: Гурьевский сереброплавильный завод и посёлок при нём названы в честь министра финансов графа Дмитрия Александровича Гурьева. 
Подсказку находим в книге Михаила Сорокина «Гурьевск» (Кемерово, 1996). Профессор Густав Эллерс шлёт рапорт в Петербург: «Печи пущены в действие для плавки руд 15 ноября в день святых мучеников Дмитрия и Гурия, почему по принятому в заводах обычаю новому заводу и дано наименование Гурьевского». 
Исповедник Гурий, память которого отмечается 15 ноября по старому стилю, почил в Бозе между 1603-м и 1613 годом. Он включен в собор новгородских святых, так как основал и был первым игуменом Шалочской Успенской пустыни. Сохранились два единоличных образа преподобного Гурия, оба в Устюженском краеведческом музее (Устюжна – райцентр Вологодской области, на границе с Тверской). На паломнической пядничной (размером в пядь) иконе конца XIX века Гурий предстоит Иисусу Христу и представлен старцем с непокрытой головой и седой бородой, как у Серафима Саровского, в светло-оливковом подряснике, схиме на плечах и длинной чёрной мантии, руки скрещены на груди. На фанерной иконе 1903 года Гурий изображён в коленопреклоненном молении у реки Шалочи, в серо-голубой схиме, с куколем на голове, с короткой седой бородой. 
В тот же день 15 ноября отмечается память мученика Димитрия, отошедшего ко Господу около 307 года, а также Самона (299 – 306 гг.) и Авива (322).
 
МАРИИНСК
В 1856 году село Кийское было «возведено в степень города». А осенью 1857 года Сибирский комитет обратился к Александру II с просьбой переименовать город на Кие в город Александровск. Идею переименования выдвинул генерал-губернатор Западной Сибири Густав Гасфорт. На прошении монарх начертал: «Мариинск». Своё решение он объяснил тем, что город был открыт в день тезоименитства государыни императрицы Марии Александровны.
Тезоименитство — это день именин члена царской семьи. Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другое название именин – день ангела. Именины и день ангела в наши дни не принято широко отмечать из-за утерянной традиции и вследствие путаницы понятий. При желании в них ещё можно разобраться, но встал новый вопрос. Какой, чуть позже.
Изначально мне было понятно одно – Мариинск назван не в честь императрицы Марии Александровны, как глаголано во многих изданиях, официальных и не совсем, а по имени святой Марии, заступницы принцессы Гессенского дома, родившейся в Дармштадте 8 августа 1824 года. Младенца нарекли сложным именем: Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская. После принятия православия 5 (17) декабря 1840 года она и стала Марией Александровной.
Сегодня Церковь почитает уже 13 святых Марий, и с налёта не угадаешь, в честь какой именно святой Марии нарекли принцессу в лютеранской церкви. Марии Магдалины? Марии Египетской? Марии – сестры Лазаря? Марии Константинопольской, патрицианки?..
Священник Виктор Федотов, уроженец Прокопьевска, напомнил, что при переходе из протестантизма в православие крещения не требуется, принимаются через покаяние или через миропомазание, если не миропомазаны: «Имя, скорее всего, меняли при бракосочетании, а также при принятии российского подданства, на созвучное предыдущему имени». Имя императрицы, действительно, осталось прежним – Мария. А в Сети опубликован документ, который, казалось бы, всё расставил по своим местам: «Слово в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны. (Говорено в Чудове мон. июля 22; напечатано в Твор .Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.)»
Видим дату: 22 июля по старому стилю (4 августа по новому). Это день памяти Марии Магдалины! Итак, небесная заступница города Мариинска - Мария Магдалина. По всем канонам. Ведь мироносица равноапостольная Мария Магдалина – святая покровительница всех, носящих имя Мария.
 
ВОПРОСЫ НА ПОЛЯХ
Но позвольте! Получается, принцессу официально нарекли ещё во чреве матери. Это против привычной нам практики, православным имя дают только после рождения. Принцесса появилась на свет 8 августа (по григорианскому календарю), а день памяти Марии Магдалины отмечается на четыре дня раньше. Или в лютеранстве даже венценосных особ нарекали любым понравившемся именем? 
Представители прокопьевских пятидесятников и субботников просто не поняли мучившего меня вопроса, а пастор протестантской церкви «Прокопьевская» Вадим Скрябин честно признался, что не знает. Помощь пришла из отдела канонизации Кузбасской митрополии. Председатель отдела протоиерей Максим Мальцев 18 июля прислал на мой запрос электронное письмо: «Относительно императрицы Марии можно сказать, что её небесная покровительница - равноапостольная Мария Магдалина (память 4 августа по н. с.).  В честь кого она была наречена в лютеранстве, сказать трудно - протестанты, в том числе и лютеране, не почитают святых…  Но то, что, приняв православие, она была наречена в честь св. Марии Магдалины, это известно. Правда, в книге А.Н. Ермолаева «Уездный Мариинск. 1856–1917 гг.» на стр. 36 указано, что Мариинск статус города получил 22 июня (ст. ст.) в день тезоименитства императрицы. Думаю, это ошибка, т.к. тезоименитство у нее - 22 июля (ст. ст.) и 4 августа (н. с.). Буду рад, если чем-то помог Вам».
 
МАРИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ
По неумолимой логике вещей, при обращении Марии Гессенской и Прирейнской в православие её святой покровительницей должна бы считаться мученица Мария Константинопольская, патрицианка. День её памяти – 22 августа по новому стилю, то есть ближайший ко дню рождения принцессы.
В «Житиях святых» рассказывается, что мученики Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария патрикия, протоспафарий Григорий и прочие пострадали за святые иконы в 730 году при иконоборце Льве Исаврянине. Упомянутых мужчин заключили в темницу и держали там около восьми месяцев. Каждый день они принимали по 500 ударов. По приказу императора им сожгли лица раскалённым железом и отрубили головы. Мария патрикия не была заключена в тюрьму, но, узнав о предстоящей казни, добровольно приняла мученическую кончину. Тела мучеников были зарыты в Пелагиевой местности близ храма святого мученика Феодора и обретены нетленными через 139 лет.
…По всей вероятности, венценосным особам дозволялись какие-то исключения из общих правил наречения. Но и это ещё не последний поворот в сюжете! 
 
ПОД ЗАЩИТОЙ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Экскурсовод музея-заповедника «Мариинск исторический» Олеся Степаненко изумилась тому, что мариинцы, опрошенные ею 17 июля, не ответили на вопрос: кто небесный заступник города? Никто, ни один человек. Кроме священника Никанора, настоятеля городского храма. Тот сразу сказал: Мария Магдалина. 
«Но от себя вот что добавлю, - сообщает Олеся Владимировна. - Три года назад на главной площади города установили деревянную скульптуру Николая Угодника в память о разрушенном в 1940 году Никольском соборе. Собор построили в 1824 году, и площадь, на которой он стоял, так и называлась – Соборная, но в 1921 году там захоронили погибших красноармейцев, и её переименовали в площадь Свободы. В 2014 году возникла мысль поставить мемориальный знак в память о потерянном соборе. Скульптор Юрий Михайлов сделал скульптуру нашего Николая Угодника, и в прессе тогда заявили, что святой Николай - небесный покровитель Мариинска. И действительно. Судите сами. Ведь имя Марии Александровны город получил только в 1857 году, а до 1856 года было село Кийское. А наше селение возникло примерно в 1719 году, когда была построена самая первая деревянная церковь в честь св. Николая». 
Ту церковь строили с целью крестить местных татар. Подробности её возведения отразил в своей книге историк А.Н. Ермолаев. Приехали русские священники из Томска, и началась история Никольского погоста. Именно так долгое время называлось селение на месте нынешнего Мариинска. Только в 1763 году впервые было зафиксировано село Кийское. Когда первый храм обветшал и разрушился, поставили в 1824 году новый, каменный, тоже во имя Николая Чудотворца. 
«Когда я напомнила эту предысторию отцу Никанору, - продолжает Олеся Степаненко, - тот задумался и сказал: "Да, это так. Мы можем считать Николая Угодника заступником в первую очередь, а Марию Магдалину - во вторую". Но народ-то не знает, кто наш заступник. Скорее, назовут Николая Чудотворца, потому что все наши мариинские главные всегда носили имя Николая. Действительно, проблема. Я сама лично до Вашего вопроса считала, что наш покровитель - Николай, хотя знала о дне ангела Марии Александровны, но никак не связывала это со статусом небесной заступницы. Получается, Мария Магдалина нам покровительствует, а мы об этом знать не знаем».
Комментарий протоиерея Максима Мальцева: «В почитании Николая Чудотворца в Мариинске нет ничего удивительного – ему был посвящён самый первый храм. Отец Никанор в Мариинске пока человек новый, а с историей города хорошо знаком Александр Васильевич Винников - краевед, автор книги и пономарь в храме. Он говорил, что  одно время у них даже была идея строительства храма в честь св. Марии Магдалины».
 
ПОКРОВИТЕЛИ СЁЛ
Прокопий Устюжский и Прокопий Декаполит, исповедник Гурий и мученик Димитрий, Мария Магдалина и Николай Чудотворец – это далеко не весь сонм небесных заступников земли Кузнецкой. Некоторые села, дожившие до наших дней, тоже носят в своих названиях имена святых. 
Например, в Чебулинском районе найдём деревню Петропавловку, а в Тяжинском есть и село Борисоглебское, и основанная в ХIХ веке деревня Акимо-Анненка. Святая Анна в христианской традиции - мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа, жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. И хотя краевед В.М. Шабалин был убеждён, что деревня названа по личному имени и фамилии первопоселенца Акима Анненко, тут есть над чем поразмыслить. 
В советскую эпоху церковные наименования кузбасских сёл, как, впрочем, и по всей стране, специально упрощались и маскировались: Алексеевка, Андреевка, Дмитриевка (Гурьевский район), несколько Ильинок, Николаевки и Никольские, Георгиевка и Ново-Георгиевка, Павловка, Пантелеймоновка, Петровки, Романовка, Сергеевка и Старосергеево,  Фёдоровки, Юрьевки, Яковлевка… Перечень, разумеется, неполный.
Дорогой читатель! Ты, конечно, заметишь, что в нём отсутствуют Благовещенка, Гавриловка, Воскресенки и Вознесенки, Иверка, Михайловки, Новорождественское и Рождественка, Новопреображенка, Покровки, Троицкое, Успенки и многие другие населенные пункты…  Не включён в перечень и бывший центр Горной Шории - замечательный посёлок Спасск, созданный золотоискателями в середине XIX века. Это не случайно. Святая Троица и Богоматерь, архангелы, а также история Церкви как таковой, не привязаны к той или иной географической точке. Ведь Бог везде и во всём.
Каждый христианин хвалит Бога и взывает к нему независимо от того, где находится. Поэтому детей из чувства благоговения не нарекают в честь Саваофа, Иисуса Христа и Марии Богородицы - только по именам святых.
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.