Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Борис Бурмистров. Поиски духовного родства.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Озаглавил статью и задумался: верно ли? По большому счету, я думаю, да! Поиски духовного родства, поиски опоры в родном русском языке – это и есть сохранение и сбережение народа. Но любая крепь, любая опора требует постоянной профилактики, требует бережного отношения. Русский язык! Мы живем им, мы болеем им, мы радуемся и скорбим с ним – душа наша и плоть в нем.

А вот вам, господа (это я обращаюсь к окололитературным мусорщикам), язык нужен только для пользования, для достижения своих целей, для исполнения корыстных замыслов. И ради этого вы готовы к нападению на самую суть языка, на его корневые основы. И вы позволяете себе засорять язык, искажать его – мол, все вынесет великий и могучий. Но только вот вопрос: а зачем испытывать его? Разве вы не знаете, что более двухсот тысяч слов нашего родного языка достаточно, чтобы говорить высоко о любви, говорить и с другом, и с врагом – он понятен всем. Зачем делать ему больно, ведь он живой! И он все чувствует и защищается от вас как может.

Но вам мало этого, вы и молодежь, и детей наших научаете издеваться над тем, что всех нас делает людьми, и не просто людьми, а народом. Вы издеваетесь над тем, что нас объединяет во времени и в пространстве, над важнейшей нашей крепью – словом русским.

Сегодня нелегкие, грозные времена на Руси. Снова западничество, оголтелая русофобия. Крепь России и в нашей идентичности, нашей вере, в нашей русской традиционной культуре.

И на этом фоне происходят не совсем понятные события. В феврале 2022 года на общественное обсуждение был вынесен проект Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Кстати, об этом многие годы поднимал вопрос Союз писателей России в центре и на местах. И об этом же говорится в обращении Российского политологического и экспертного общества к президенту России, стратегический национальный приоритет определен в этом документе! А это, прежде всего, сбережение народов России, защита традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Но сегодня Минкультуры приостановило обсуждение указа. Почему? Не для того ли, чтобы дать внутренним русофобам подготовиться к замораживанию этого указа, чтобы как можно больше нанести ущерба русской культуре и литературе?

Хватит закрывать глаза на целенаправленное, неприкрытое уничтожение русской литературы, поголовное оболванивание народа, особенно молодого поколения. Сколько можно пичкать детей наших словесной жвачкой?! Они и так не вылезают из интернетного пространства в живой мир, и только-только появляется кусочек реальной жизни, мы их и тут «по мозгам», не говоря уже о душе, которая скукоживается и прячется в уголки сознания от пустого громыхания пошлых, хамских слов, от дикой, сумасшедшей музыки, от предметов «живописи», от которых глаза «вылазят из орбит», чтобы понять что-то (но не понимают ничего).

Бездарность выдают за шедевры, бессмысленность – за образы, тем самым убивая вкус у детей (да и у взрослых!) к нормальному, красивому, доброму слову и искусству. И это на всех уровнях, начиная от Москвы и до самых до окраин. И в этом преуспевают новые, альтернативные союзы. К примеру, Союз российских писателей. По крайней мере, мы видим это у себя в Кузбассе. Сотни бездарных виршей можно привести из того набора книжек, публикаций СРП, что уже изданы – причем за бюджетные средства президентских грантов. Оторопь берет – во что завтра превратится литература, искусство с приходом малообразованных, но искушенных в пошлости, цинизме «литераторов», не знающих ни истории, ни классиков, ни русского языка. Ведь «творения» свои они маскируют под многозначительность, таинственность (коих отродясь не было в этих сочинениях – это бред словесный).

Союз писателей России защищает нравственные принципы в литературе, искусстве – что «является раздражителем для тех, кто видит творчество лишь как «игру», как «эксперимент», эстетический «умственный процесс» без каких-либо этических обременений. И это, зачастую лишь прикрываемая экспериментированием, прямая пропаганда извращений, открытое развращение молодого поколения, надругательство над святынями поколений старших. До каких пор это будет ненаказуемо?» (Из обращения секретариата СП России.)

А теперь посмотрим конкретнее на то, что происходит в литературе у нас в Кузбассе. Вот лишь несколько примеров такого творчества. Но прежде следует объяснить, из каких они взяты печатных изданий.

Предыстория такова. Начиная с 90-х годов идет целенаправленное уничтожение традиций русской литературы: созданы альтернативные союзы русскоязычных писателей с сомнительными способностями, несущих «гениальный» словесный бред. У нас в регионе тоже объявили такой союз, возглавила его мало кому известная (так как сама не является ни поэтом, ни прозаиком, не написала ни одной книги, но принята в члены Союза российских писателей) Н. Ибрагимова. Она себя позиционирует как знающую толк в литературе и обвиняющую нас в незнании, непонимании современной поэзии. Ощущение такое, что она специально приставлена рушить традиционную русскую литературу. чего только стоит фотография голого супруга в молодежном журнале «После 12». Что это? Тоже часть современной поэзии. Только с какой стороны смотреть на это фото?

И ей поручено в Кузбасском центре искусств заниматься молодежными проектами. Бюджетные средства в виде президентских грантов тратятся на бездарные книги, портящие вкус к литературе у молодого поколения. 

Вот некоторые примеры таких «гениальных» произведений.

Станислав Михайлов (г. Новосибирск), стих «Парикмахер»:

 

Парикмахер пахнет лесом // пахнет армия

прикладом

Гений пахнет мелким бесом // ямб воняет

трупным ядом...

.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Подаяньем пахнет нищий // ножичком

из голенища 

Пахнет нищая Россия и Иуда и Мессия

 

И так далее – куча строк в этом же духе. И концовка:

 

И поди скажи старухам // по которым

ночью плачем 

Что нужны мы с этим нюхом // хрен кому

к чертям собачьим.

 

Почти из всех строк этого грязноватого сочинения торчит оскорбление России, страны, в которой автор живет. Ну, а следующий автор просто «классик» современной поэзии (по крайней мере, так нам представляет его автор проекта) – Дмитрий Воденников, но это уже из Москвы, там его даже по телевидению показывают. Вот его вирши:

 

Я буду никнуть, горевать, 

искать пути,

та-та-та, та-та, та-та-та,

а ты лети.

Вы ждете продолжения? Но это весь стишок. Зато есть еще один:

51 – 16 = 35

35 лет что-то происходило в моей личной жизни.

Не пора ли прекратить?

 

У автора, без сомнений, с арифметикой порядок. А в остальном?

Книжка заполнена бредом, который просто невозможно цитировать. Настолько он расплывчатый, бесформенный, унылый.

А ведь чиновники от культуры настойчиво пихали нам Воденникова то в руководители молодежных семинаров, то в председатели жюри...

О таких хорошо в свое время сказал поэт Иосиф Куралов:

 

Так пусть хоть здесь наговорится,

Коль там не слушают его!

 

А почему мы сейчас принижаем достойных наших кузбасских талантливых поэтов?

Далее – читаем Александра Самойлова, он с Урала. Оговорюсь: не география здесь виновата, мы знаем многих прекрасных поэтов из Москвы, с Урала, из Сибири, которые талантливее, но намного скромней оных.

Так вот, А. Самойлов:

 

Наврали вам, что я помер,

Что с головой не дружу. (И это, похоже, правда. – Б. Б.)

Мой новый смертельный номер 

Хотите сейчас покажу?

Я выступаю первым!

Здрасте! Физкульт-привет!

Надеюсь, здесь нет слабонервных?

Надеюсь, беременных нет?

 

И это весь стишок, где обещанный смертельный номер – демонстрация собственной бездарности.

Ну, а последний стих в сборнике этого автора – апофеоз, так сказать, вершина творчества:

 

Русская уборка // кислота и хлорка //

Русская уборка // кислота и хлорка...

 

Как же надо ненавидеть русский мир, Россию...

«Исчезла интеллектуальная ценность знаний, а потому художественные произведения утрачивают познавательный компонент» (Н. Ягодинцева).

Это пресловутое: «Я так вижу».

И такого – до фига в собраниях сочинений, издаваемых Н. Ибрагимовой при поддержке бюджета.

Сегодня при всей провозглашенной свободе слова порушена грань традиций русской литературы. Да, с одной стороны, ушли, слава богу, от риторики, излишнего пафоса, от идеологических воспеваний. Но в то же время исчезает трогательное, волнительное восприятие и описание мира, чувств трогательных и чистых. Исчезло понимание: а для кого пишутся стихи? В поисках чего-то нового – много пустопорожнего, бессмысленного бормотания рифмованных и нерифмованных фраз, что явно отличается от шепота, от тихого философского размышления, осмысления сути нашего бытия. Я всегда задаю вопрос молодым авторам: для чего пишут они стихи? Если потешить свое самолюбие – это одно (читайте друзьям). А если для того, чтобы быть понятным многим, нужен другой – профессиональный духовный – подход к творчеству...

Массовая профанация литературного труда, обилие пустых текстов, вхолостую прокручивающих огромную массу привычной словесной жвачки, налицо. В общем, место литературы активно стремится занять антилитература. как заметил наш выдающийся земляк Виктор Лихоносов: «Литература стала изощренно-бездушной».

Сегодня не хватает профессиональной критики и профессиональной учебы литераторов.

Я понимаю, что этой статьей вызываю снова огонь на себя, но молчать, видя эту вакханалию в литературе, стыдно.

Найдутся такие, кто выплеснет в мой адрес желчь и злобу, потому что суть их такова. Они не принимают никакой критики, они абсолютно лишены способности делать анализ происходящего, самоуверенны в своей лжи. Они претендуют на единоличность, а на деле являются толпой, исполнителями чужой воли...

Как сказал классик, «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». А у нас сегодня профессионализм в сторону, а чиновники и подчиновники исполняют всё, что понимают, и всё, чего не понимают.

Выдающийся российский педагог Константин Ушинский в своей работе «Как сделать русского человека русским» писал, что наших детей надо воспитывать на основе русской духовной традиции. Прежде других историй ребенок должен изучить историю своего Отечества, тысячелетние традиции. Прежде других языков – свой, изучить свою географию. («Загляделся в прозрачный ручей // И над жизнью задумался снова. // Отдохнуть бы от мутных речей // В ожидании светлого слова».) 

Продолжая эти утверждения, скажу, что все три названных образовательных предмета, включая еще и веру, доступны для такого понимания в русской классической литературе.

Почему мы сегодня должны обращаться к русской литературе? Чтобы познавать Правду народа, история которого исчисляется тысячелетиями.

Классическая литература всегда несла эту правду, и она доступна нам сегодня благодаря сбережению художественных книг, в которых суть, характер, менталитет, душа русского народа.

И еще. В русской традиции писатель прежде всего Учитель, во-вторых – друг и только в третью очередь – развлекающий нас затейник. А что касается Запада, то там с точностью до наоборот. Вот и у нас пытаются выстроить такую иерархию писательского труда и ценностей художественных произведений.

Для кого вообще пишутся книги, для чего собираются мудрые мысли многих поколений? Часто ли мы видим на столах людей ответственных умные книги, великое наследие предков наших и современных литераторов? Ведь они на ошибках своих, в муках творческих разбивали и разбивают лбы в поисках противоядия всем духовным страданиям и болям! Этот опыт жизненный необходим, чтобы не повторять многих ошибок прошедших десятилетий и столетий. Сколько можно? Об этом должны задуматься деятели культуры, педагоги и политики. Защита наша только в традиционно сильных многовековых духовных скрепах. Вот на чем строится патриотизм и нравственная идея общества – чтобы не посрамить предков наших...

Другая политика ведет к духовной деградации, к разброду умов молодых, что мы сегодня и наблюдаем в связи с событиями на Украине. Ведь столько грязи вылито на наше прошлое, и в этом постарались уже и современные литераторы. И все это от нашего образования и культуры. ЕГЭ повышибал, порушил русскую литературу, а ведь культура и литература всегда были столпами воспитания молодого поколения. Сегодня же двойные стандарты в искусстве и литературе. Призываем к традиционной русской культуре, к совестливой, честной литературе – а на деле потакаем пошлости, цинизму. Сегодня либеральные ценности вдалбливают в головы студентов. Один из российских профессоров высказался в центральной прессе, что не надо молодежи ничего запрещать (вот и не запрещаем. – Б. Б.). Вновь западничество, русофобия процветают, многие деятели культуры не могут или не хотят понять, что Западу мы интересны своей уникальной, неповторимой культурой, а не суррогатом на западный манер. Даже господин Черчилль говорил, что всю западную культуру он отдал бы за одну русскую грустную песню. А Ромен Роллан высказался еще определенней: «Если бы Россия, кроме литературы, ничего не сотворила больше, она все равно была бы великой из великих в мире».

В 2018 году, выступая в Кремле на вечере, посвященном Дню космонавтики, президент В. В. Путин сказал: «Конечно, наши конкурентные преимущества – в преемственности поколений». Он правильно понимает, но почему же на деле происходит другое? Во всех сферах, во всем и всегда именно эту преемственность пытаются (и не без успеха!) разрушить в культуре и духовности нашего народа. И не надо на это закрывать глаза. Создаем внешний лоск, эффект одномоментный – не замечаем главного, что творится, что происходит в глубине души молодого человека. Внешний лоск быстро размывается реальной жизнью. Надо на равных, в форме постоянного диалога разговаривать с молодым поколением. Нести правду, а не украшать, не подменять истину. Но и не пугать... В этом я вижу задачу нашей литературы. Без традиции, без почтения к вере, к отечественной истории не решить поставленной перед Россией задачи.

Слово должно работать, литература – врачевать, чтобы оградить молодых людей от пошлости и разврата. В стихах о любви должна звучать нежность, доброта, таинственные строки должны волновать, тревожить и направлять мысли только в хорошую сторону.

И еще наше дело писательское – это творчество и просвещение, а продвижение этого все-таки забота госструктур культуры и образования, так должно быть, так было. В Союз писателей принимать молодых не только потому, что они молодые, но и за другие качества... Плохо, что сегодня это понимают немногие. Вместо серьезной работы по обучению в России больше устраивают литературные игры, шоу, ничего общего не имеющие с литературой.

Философия – это мудрость, а мы, унижая старшее поколение, отодвигаем его от участия в духовно-

воспитательной жизни общества. Это я вижу на примере творческих людей, в частности писателей (но это происходит и в других, даже в производственных сферах). Приходят новые, зачастую поддерживаемые властью «новаторы» (авангардисты, альтернативщики, о коих я уже говорил здесь), и опыт предыдущего подвергается сомнению. А если бы этот опыт накапливался и использовался в обществе, каким прекрасным был бы этот мир!

Произведения литературы все равно остаются как документы, по которым потомки будут узнавать историю, быт людей уходящих столетий, жизнь своих предков. В базе мировой культуры, истории нужно накапливать и сохранять дела, мысли, имена. База добра, база зла. И то и то нужно знать и помнить – для того чтобы множить добро и не делать тех же ошибок, приводящих к страшным проявлениям зла на земле.

Что есть литература? Это такая связующая нить времен и народов рода человеческого. Это философия жизни на земле и за ее пределами. Что может быть важнее и нужнее, чем зримые события прошедшего и взгляд в будущее – а все это и есть настоящая литература. Неужели мы не понимаем, как с 90-х годов создается в России чужая культурная среда? Слава богу, президент выправил внешнюю политику России, вернув ее в ряд мировых держав. А вот внутри беснуются так называемые «звезды» от культуры. Выдаваемое сегодня за культуру, за произведения искусств, русскую литературу зачастую ни к культуре, ни к искусству, ни тем более к русской литературе в их традиционном понимании никакого отношения не имеет. Однако имеет конкретное предназначение – это подмена смыслов бытия и растление нашего народа. И еще, называясь русским писателем, надо помнить, что мы живем в православном мире, где добродетели наши тысячелетние превыше всего. Стыд, совесть, правда, милосердие – все это закладывается в нас с рождения, не растеряйте! Давайте вместе будем помнить об этом. И Русь наша будет скрепляться русским словом, русской традиционной литературой.

Во времена тотального вранья –

Где ты, «мой друг», и сегодня я?

С какого краю и в каком ряду?

Ты за спиной у всех. Я на виду. 

Я попадаю снова под прицел.

А ты опять тихонечко присел

И выжидаешь: снова пронесет...

И так всю жизнь – «везет тебе, везет».

Во времена тотального вранья – 

Все стрелы зла направлены в меня.

Всё потому, что за моей спиной

Мой древний род: небесный и земной.

 

г. Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.