Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Единение, благодаря Достоевскому

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

(О III Международном симпозиуме «Русская словесность в мировом культурном контексте»)

Столичная пресса все чаще отмечает, что в последнее время, после двух десятилетий культурного сумбура, Россия становится настоящим мировым культурным центром. Происходит это прежде всего, благодаря недюжинным усилиям просвещенных личностей и обществ людей, понимающих важность сохранения русского культурного наследия и чувствующих ответственность за него. Примером такой работы может послужить Фонд Достоевского, объединивший огромное количество культурных представителей во всем мире. По инициативе фонда в России уже несколько лет проводятся масштабные форумы. В декабре ушедшего года в Москве состоялсяТретий международный симпозиум, обозначивший свою тему очень широко: «Русская словесность в мировом культурном контексте». На него были приглашены ученые (филологи, лингвисты, историки, философы, культурологи и т.д.), писатели, переводчики, издатели из России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

В конгрессе учавствовали более трехсот ученых-русистов и литераторов из разных городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, стран Балтики, Молдовы, Германии, Франции, США, Японии и Китая. И это не полный список государств, делегаты которых съехались на симпозиум, потрясающий своей масштабностью и географией. Как оказалось, заявок на участие в форуме на этот раз было прислано в два с половиной раза больше отведенной квоты, поэтому устроителям симпозиума пришлось немало потрудиться при отборе кандидатов.

Проходил конгресс в подмосковном пансионате «Покровское» на заповедной Звенигородской земле, с её лесами и родниками, в свое время воспетой Пушкиным и Фетом, Чеховым, Буниным и Куприным. Сегодня «Покровское» - это целый комплекс больших уютных гостиниц (пятиэтажных корпусов, коттеджей и таун-хаузов), расположенных среди живописного соснового леса. Гостиницы оснащены оборудованными конференц-залами, малыми аудиториями, большим современным кинозалом. У каждого зала свое замечательное имя – «Летний сад», «Конгрессный», аудитории «Историческая», «Литературная», «Философская» и др.

Основной целью симпозиума было осмысление русской литературы трех последних столетий как мирового духовного феномена: ее художественного и нравственного опыта, взаимодействие с литературами других стран, а также обобщение некоторых итогов развития самой филологической науки. Поэтому задано было несколько направлений в работе: Достоевский и Толстой в мировом художественном сознании, современная русская литература и литературный авангард, русский язык как средство мировой коммуникации, проблемы литературного перевода и ведущих издательств, Россия-Запад-Восток в диалоге культур и др.

Игорь Волгин - президент Фонда Достоевского, известный в России и за рубежом исследователь Достоевского, писатель, профессор Литературного института им. Горького, указывая на объединительную роль Ф.М. Достоевского, открыл форум следующими словами: «Наряду с Пушкиным и Толстым Достоевский относится к числу тех русских писателей, чьи биографии стали частью национальной истории. Но и все полутысячелетие существования рода, к которому принадлежит автор «Братьев Карамазовых», являет нам некое метафизическое единство, заключающее в себе еще не разгаданный смысл. Разумеется, Федор Достоевский — главное скрепляющее звено в этой генеалогической цепи.Его предки, обитавшие на территории Белоруссии, России и Украины — часть той культурной и этнической общности, которая легла в основу общерусской ментальности». И еще, с присущей ему образностью, Волгин пояснил цели мероприятия: «Данный форум — попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань — то есть исследователей русской литературы и русских писателей».

На секциях, посвященных Л.Н. Толстому, выступающие говорили о возрастании роли духовного наследия писателя в перспективе XXI века, о возможности переосмысления толстовских идей. Высказывалась и мысль о том, что востребованность Толстого в новом столетии будет сопряжена с общим кризисом мировой цивилизации.

Довольно горячей была атмосфера круглого стола«Россия на постсоветском пространстве: социокультурный и лингвистический аспекты». Он был посвящен сохранению накопленного культурного наследия в изменившейся геополитической ситуации. Его участники, приехавшие из разных стран СНГ и Балтии, говорили о судьбах русской культуры и статусе русского языка на постсоветском пространстве. Дискуссия, касавшаяся этой больной темы, выявила большой разброс мнений и проходила подчас в весьма острой форме.

Новокузнецкий музей Достоевского принял участие в семинаре «Литературные музеи: реальность и перспективы» с докладом на тему: «Музей Ф.М.Достоевского в Новокузнецке: история, особенности, проблемы и перспективы». Здесь прозвучала история появления музея со всеми многолетними перипетиями, связанными с его открытием, были озвучены мотивы создания оригинальной символико-образной экспозиции, затронут вопрос неоднозначности ее восприятия, наравне с существующей неоднозначностью отношения к кузнецкой истории Достоевского. Кроме того, нельзя было обойти проблему удаленности столь значительного музея от культурных центров,проблему недоступности, связанную с расположением в социально неблагополучном, пользующимся ныне дурной славой районе города, а в действительности – в его духовном и историческом сердце.

Особенно полезной стала попытка наметить пути развития и сотрудничества литературных музеев страны и зарубежья. Порадовал неподдельный интерес работников других музеев к нашему, Новокузнецкому музею Достоевского, его необычной тематике и нетрадиционной, яркой, образной экспозиции. С не меньшей, а то и большей, заинтересованностью к Кузнецкой истории писателя и месту, хранящему о ней память, отнеслись ученые-филологииз Киева, Кишинева, Петрозаводска, возникали диалоги с представителем духовенства из Петербурга, издателями крупного литературного альманаха в Таллинне. Подобные встречи оказывают значительное влияние на преодоление той самой пресловутой дистанцированности между культурными очагами городов и стран, помогают налаживать духовные связи, как между собственно представителями интеллигентной среды, так и самими различными социокультурными средами.

В рамках программы «Специальный показ» участникам конгресса были представлены две киноверсии произведений великих классиков: «Палата номер 6» режиссера Карена Шахназароваи «Анна Каренина» Сергея Соловьева. С.Соловьев представил свой фильм публике лично, поделился с ней собственными мотивами обращения к великому роману Льва Толстого, ответил на многочисленные вопросы.

Заключительным мероприятием форума стал поэтический вечер, посвященный 40-летию знаменитой литературной студии МГУ «Луч», существующей под руководством И.Волгина. Здесь выступили поэты-студийцы разных лет: Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков (США), Александр Кабанов (Киев), Мария Ватутина, Татьяна Полетаева и др.

Участники Третьего международного симпозиума «Русская словесность в мировом культурном контексте» выразили благодарность за организацию этого большого мероприятия. Много хороших слов было адресовано Игорю Волгину – инициатору и главному организатору форума, ставшего событием в культурной жизни нашей страны.

Напомню в заключении, что вместе со следующим годом грядет юбилей Ф.М.Достоевского, поэтому так важно приложить должные усилия сегодня, чтобы знаменательная дата достойно была отмечена ни только в столицах, но и в нашем городе, куда на протяжении довольно длительного времени были направлены все мысли и чувства великого писателя.Кузнецкая история Достоевского оказалась вне времени и несомненно является маяком,способным (в особенности сейчас!) указать путь к тому многому в нашем культурном самосознании, что еще не достигнуто. 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.