Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


О. Лаврентий Донбай. Кратко о начале философии

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Это опыт предельно лаконичного (в тысячу знаков) изложения учения первых греческих философов до Сократа на основе дошедших свидетельств древних авторов и оставшихся фрагментов философов. Это пересказы их философских мыслей. Сюда не вошли биографические свидетельства, научные открытия, личностные портреты авторов. Только философский концентрат! А вот с Сократа начинается новая эпоха. Становится значим человек со своим умом и сомнениями в окружающем его обществе, философия уже не отделима от автора. 
Здесь нет начальных философов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Пифагора. 
Почему? После первых трёх осталось по несколько фраз, подлинно им принадлежащих, а после последнего так много всего, но – доподлинно только его ученикам. 
Отрывки прошли письменную и устную «защиту» с коллегами по интернет-курсу «ФИЛОСОФ@Я» на предмет: «Не добавлено ли сюда, чего нет в первоисточниках» и «Не упущено ли здесь чего-либо важного». 
Источники: «Фрагменты ранних греческих философов» (ред. А. В. Лебедев). «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (Диоген Лаэртский). «Воспоминания о Сократе» (Ксенофонт). «Апология Сократа» (Платон). 
Пересказ Парменида «О природе»
Юноша, возносясь «куда только мысли возможно достигнуть», встречает Правду, раскрывающую врата меж стезею Дня и Ночи, – к познанию путей истины и мнения.
Путь истины: «Есть» – не быть невозможно.
Путь незнания: «Не есть» – это ничто.
Одно и то же – мыслить и быть. Не разорвать сплошности бытного. Есть только «Быть». «Ничто» – не есть, его не помыслишь.
Заблуждение и «быть» и «не быть» считать одинаково равным и разным. Тогда кажется, что всё возникает и исчезает. Заблуждение – привычка мыслить не умом, а видимым, слышимым и говоримым людьми.
Знаки бытия: не появилось, не исчезнет, в себе однородно, недвижно, целокупно. Не появилось – нет причин ему появиться раньше или позже. Не исчезнет – не быть не возможно «шароподобно оно». Однородно – не быть ему где-то больше иль меньше. Недвижно – некуда сдвинуться. Целокупно – едино и неделимо. Бытие самотождественно – в себе пребывает. 
Разделяя всё на «световидный эфир» и «тяжеловестную темень» – бесконечны разговоры о преходящести неба, светил и путей их. Как в центре всего Богиня, первым измыслившая Эрота. Тогда единится мышление с изменчивым естеством человека (а не бытием!). В случении половин являются все выродки и порождения.
Пересказ «Апорий» Зенона
Многого нет, поскольку: 
– каждое из единичных составляющих многое должно быть и бесконечно большим, и бесконечно малым (вообще не существовать);
– как бы ни было оно велико, оно должно быть тождественно конечному числу и при дальнейшем дроблении между его частями превращается в бесконечное.
Хотя движение мы и видим, но рассуждение, вскрывая в нём множественность, отказывает ему.
Дихотомия
Проходя путь, объекту нужно пройти половину пути, половину половины, половину половины половины – и так до бесконечности.
Предмет, проходящий конечный путь, должен прикоснуться к бесконечному количеству занимаемых им мест.
Ахиллес 
В точке обгона Ахиллесом черепахи она всегда ещё немного проползёт вперёд.
Стрела 
Летящая стрела, последовательно проходя все точки на своем пути, покоится во всех занимаемых ей местах.
Стадий
Движущийся ряд предметов проходит за одно и то же время разное количество параллельных рядов предметов, один из которых движется навстречу, а другой – покоится.
Применение множества уводит рассуждение в дурную бесконечность.
Парадокс места
Занимаемое место должно находиться в месте, которое в свою очередь занимает место, и так до бесконечности.
Пересказ Гераклита «О природе»
Космос, не созданный никакими богами, существует вечно, мерно возгораясь и затухая. Всем через всё правит Логос – бог, содержащий в себе все противоположности вплоть до бытия и небытия. Стихии природы таковы, что они появляются и исчезают в результате войны и дружбы, заключённых в боге. Смерть огня – рожденье воздуха, смерть воздуха – рожденье воды, смерть воды – рожденье земли, и наоборот – восход, к огню. В этом процессе путь верх и вниз – один и тот же. Божественный огонь является разумным началом и концом для всего. Находясь в непрерывном движении, природа всегда новая. 
Человек, сам непрерывно меняясь, воспринимает её истинно при правильном устремлении своей бесконечной души. Её самовозрастающий логос является божеством в ней. Постигая в себе логос, человек познает гармонию всего как одного. Для этого нужно высушить душу от иллюзий, приблизив её к стихии огня, и проснуться от сна. Сна, будто у каждого человека свой разум, в результате чего все видят, слышат мир по-своему, как бы плывя во влажном изменчивом состоянии всего. Ум заключается не в многознании несвязных мнений о мире, но в постижении его Единого Логоса, содержащего в себе всё разумно. Вечность – игра огня.
Пересказ Демокрита
Есть только атомы – «что». И пустота – «ничто». 
Атомы – мельчайшие сущности, познаваемые идеи, существующие тельца. Безкачественны, непроницаемы, чувственно не воспринимаемы из-за малости или чрезвычайной величины.
Всё в пустоте, во всеобщем ничто. Из него ничего не возникает, и в нём не исчезает. Гибель – распад вещей до атомов, но не в ничто.
Бесконечное количество атомов неисчислимо в конечном разнообразии их форм. Различаются они по фигуре, соприкосновению, повороту, величине. Вихревое движение атомов сталкивает их в случайные соединения до определённых стихий, далее всё происходит по необходимости. Подобные атомы соединяются за счёт существующих у них неровностей, а от превосходящей силы соединения распадаются.
Тёмное познание – когда органы чувств улавливают исходящие от вещей образы, образуя их представления. Истинное познание в мышлении познаёт недоступное чувствам. Цвет, запах, вкус – вторичные качества предметов. Истинны первичные качества – форма, порядок, положение, плотность предметов.
Душа тождественна уму, состоит из самых подвижных маленьких атомов круглой формы. Цель жизни – душевное равновесие. Избегай непосильного тебе.
Пересказ Эмпедокла
Люди познают только то, что они встречают на своём пути в течение временной жизни, а всякий мнит целое ведать. Подобное познаётся подобным, поэтому человек содержит в себе все стихии мира. Лучше всего они смешиваются кровью в сердце, которым человек мыслит. Души перевоплощаются, влекомые нравственным законом.
Люди говорят о рождении и смерти, на самом деле их нет. Всё временно собирается и опять распадается до основных стихий. Нет ни пустоты, ни излишка.
Огонь, воздух, вода, земля, взаимопроникаясь, временно образуют различные формы растений, животных, людей, демонов. Из всего источаются тончайшие токи, всё дышит, всё чувствует, всё мыслит. 
Процессами срастания и распада стихий заведуют Любовь и Вражда. Рассеиваясь, стихии не исчезают, они всегда есть и будут.
Всё в себе содержит божественный Сферос. Он неизменен, шарообразен и самодоволен в себе. У него нет внешних атрибутов, он недоступен чувствам и познаваем лишь в откровении. Бог есть святой дух, своей мыслию наполняющий всё.
Пересказ Анаксагора
Изначально существовали все вещи, находящиеся в неразличимом смешении, и отдельный от всего, чистый Ум. Мельчайшие частицы гомеомерии или подобочастные, в которых заложены семена всех вещей – вечная материя и Ум – деятельное начало. Под действием Ума всё смешанное пришло в движение с ничем, не сравнимой скоростью. От скорости явилась сила, выделяющая в круговращении гомеомерии. Путём отделения от противоположного (тёплого от холодного, сухого от влажного и т. д.) появляются огонь, воздух, вода, земля, все прочие вещи. Скорость (Ума) распространяется, постоянно захватывая новые области инертной материи. Наш мир не единственный. Каждая вещь представляется тем, каких частиц в ней больше. В крови более кровяных частиц, в костях – костяных и т. д. Рождение и исчезновение – это всегда соединение и разделение гомеомерий.
Во всех вещах есть всё, кроме ума, но кое-где есть и ум. Деятельная разумность есть в животных, но речевой ум – только у людей. Есть Ум большой и ум малый. Они подобны. Последний есть у людей. В явлениях невидимое обнаруживает себя для ума. Чувственное восприятие слабо различает вещи.
Ум ограничивает познанные вещи и предрешает их существование. Воспоминания о Сократе. Ксенофонт
Сократ предстаёт человеком, всю жизнь заботящимся, как сделать других людей лучше, и сам являющийся образцом нравственности для своего времени. Практически пример из будущих житий святых. Он почитал богов, поскольку сам участвовал в общественных жертвоприношениях и учил других, как нужно совершать их благочестиво. Сократ следовал указания своего божественного голоса, который он слышал внутри себя. Он учил умеренности и воздержанию, как нужно порядочно обходиться с друзьями, готов ли юноша стать правителем. Он давал наставления своему ребёнку о почтении к матери, вёл разговоры о воспитании детей. Есть примеры разговоров о мужестве, справедливости, добродетели, прекрасном.
Диалектика – это разбор какого-либо вопроса, приводящий к ясному выводу. Общие понятия находят себе объяснения только в единичных проявлениях. Все эти воспоминания о разговорах Сократа практически лишены проблематичности. Сократ сам всё знает и только учит других. Только безумец может сказать, что он сам себя не знает и что он может знать что-то из того, что он совсем не знает. Ксенофан демонстрирует полное опровержение обвинений Сократа на суде.
 Защита Сократа на суде. Ксенофонт
Речь Сократа на суде была очень гордой. Сократ чувствовал свою очевидную правоту и не боялся смерти. Обвинения в непочитании богов и развращении юношей он опровергал не заготовленным словом, но примером собственной жизни. Все видели, как он участвовал в общественных жертвоприношениях. Свой божественный голос он слушал, подобно всем слушающим предсказания богов по полётам птиц, погодным явлениям, вещаниям оракула. Он и сам предсказывал другим – за что ему были все благодарны. Есть свидетельство о предсказании оракула о Сократе, что он самый порядочный, справедливый и рассудительный человек. (Это возмутило суд!) Никто в результате общения с Сократом не стал хуже. Напротив, он учил умеренности, нравственности, правильному рассуждению. Его речи привлекали учеников, ведь от общения с ним юноши чувствовали, что становились лучше. Не слушаться отца возможно, если только есть воспитатель лучше родителя. Сократ не держался за жизнь в своём возрасте, когда скоро наступит общее ослабление ума и тела. Он выбирает лучшую смерть, поскольку далее последует только худшая. Штраф за свою вину он справедливо предложил заменить наградой. За это осудили его на смерть.
Защита Сократа на суде. Платон
Сократ защищался против старых и новых обвинителей в непочитании богов и развращении юношей. С давних пор к Сократу прониклись ненавистью разные слои афинян за обличения их в мнимой мудрости. Что он является в этом деле посланцем оракула, провозгласившим: «Нет никого из афинян мудрее Сократа». Он же ходил со своими расспросами, лишь проверяя это пророчество. Себя мудрецом не считал, но в этом знании своего незнания выступал для афинян мудрецом. Против новых обвинителей во главе с Мелетом Сократу защищаться было легче. Есть свидетели на суде. Безбожных речей о происхождении неба и земли он не говорил. Богов чтил, раз верил их знамениям. Имел собственный, как сам считал, божественный голос, останавливающий от неугодного богам его и тех, кто прибегал к совету его. Нет свидетелей, чтоб Сократ сознательно сделал кого-либо хуже. А за бессознательное такое дело на подобный суд не приводят. Он служил богу и афинянам во всём самоотверженно и бескорыстно. Доказательства – его бедность и небоязнь смерти. Последнее все помнят из его общественного служения. Справедливости ради считает достойным не выпрашивать прощение у судей, но назначить ему общественное поощрение. 
Подготовил о. Лаврентий Донбай
г. Горно-Алтайск
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.