Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


"Сияние России". Диалоги с Валентином Распутиным

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Мне задали много вопросов. Не буду их перечислять. Но на одном остановлюсь: «Руководство образования Иркутска и Иркутской области категорически против предмета «Основы православной культуры». Мы не однократно обращались в департамент. Безуспешно. Как попугаи нам твердят одно и то же: «У нас многонациональная и многоконфессиональная страна. В классы будут входить учителя православной культуры. Чисто русских классов у нас нет. В каждом классе есть татары, башкиры, чеченцы, евреи и представители других национальностей. Как они себя будут чувствовать? Введение «Основ православной культуры» вызовет межконфессиональные конфликты и будет провоцировать межэтнические столкновения».


Мой ответ:

- В России 85% народа - русские. Решительное большинство из них относят себя к Православию. Ваши местные «образованцы» заботятся о том, как бы не обидеть католиков, мусульман, иудеев. Почему они не думают о том как не обидеть русских учеников? Их родителей обижали учителя - атеисты, теперь - либералы-западники. Мы, русские православные, долго будем это терпеть?

Идет многовековая религиозная борьба - борьба между православием и иудаизмом, протестантизмом и католицизмом. В чем суть несогласия? В иудаизме - акцент на земной жизни: «Если держишь в руке саженец и тебе говорят, что пришёл Машиах (Мессия), сначала посади саженец, а потом иди встречай Машиаха». В США - даже в дружбе прикладные моменты. В России люди скреплялись в сыновьем и братском родстве. Это были сыны Земли Русской и братья во Христе. Духовное начало имело связующее значение. Но ныне многое улетучилось. Совесть, жажда Бога, благолепие, благородство, целомудрие, нестяжание, кротость, покаяние, смирение, любовь к человеку - это еще не весь перечень духовных качеств русского человека. У нас все родилось из христианства, православия, Церкви, монастырей: книгописание, книгопечатание, просвещение, архитектура, живопись, литература, пение, музыка. Казалось бы, надо усиливать нашу идеологию, основанную на православной культуре. Это тем более важно, что нам нужно избавиться от атеизма (помните у Ф.М. Достоевского - «Русский народ в православии хорош, а без Православия - дрянь») христианской и православной безграмотности. Но не тут-то было.

Л.А. Выговский повернул голову в мою сторону и недружелюбно вслушивался.

Я продолжал:

- Не допускается факультатив «Основы православной культуры», чтобы не обидеть детей другой веры. Это уродливая педагогическая корректность: она унижает православие и одновременно усиливает взаимное межэтническое и межконфессиональное отчуждение. Разумно преподносимая православная культура - это путь к содружеству и единению, к упреждению межцивилизационной борьбы, религиозной конфронтации.

Известно, что основная духовная пища русского народа - русское православие. Оно питает и научные, и художественные, и житейские устремления и знания. Духовно-определяющее начало русской школы, ее почва, недра, родник, живой корень, нерв - это русское православие, внесенное во все источники развития подрастающего поколения, во все системы религиозной и мирской культуры: именно оно дает наиглавнейшее - понимание смысла и назначения человеческой жизни.

Но сегодня все мы единодушны в том, что Родина нуждается в совершенствовании технической цивилизации. Ядро, Стержень отечественной новой школы - русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество - необразованное в глубине, мы признаны реализовать принцип всесторонней осведомленности и всестороннего освоения религиозной и светской культуры, единства и взаимодействия современного уровня науки и русского православия.

При этом нам не сдвинутся с замшелого места, если мы не признаем равноправия религиозной и светской культур и не добьемся совмещения, интеграции, синтеза, взаимопроникновения религиозно-православной веры и светского знания.

Наука и культура, естественно-математические и гуманитарные начала путем сближения, взаимообогащения являются живым источником цельной, гармоничной личности. Чем больше у личности контактов с действительностью и формами ее отражения, тем полнее и эффективнее она творчески проявляет себя.

Меня поддержал Валентин Григорьевич:

- Православность - самая резкая, самая отличительная черта русскости. Давным-давно народ в сердце принял главную заповедь Бога: «Бог есть любовь». Бытие России - Божье Дело на земле. Административное недопущение наших детей в культуру Православия - это путь дальнейшего ослабления нашего народа. Скажу определеннее: уничтожение русского народа путем духовного геноцида. Хочу по памяти напомнить точку зрения Александра Сергеевича Пушкина о Священном Писании: мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание: в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия - создательница искусства и литературы. Все, что было великого в самой глубокой древности - все находится в зависимости от религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра. Нам сам Пушкин - «наше всё» - сказал: «Писание надо читать». То есть изучать. Будем вместе бороться за изучение курса «Основы православной культуры». Снова Пушкин: Православие сообщило нам «особенный национальный характер». Почему же русские дети лишаются права и возможности более углублённо идти по пути национального самопознания?! А идея «Святой Руси» как идея самоулучшения перед лицом Божиим, как служение Богу, как исполнение Евангельских слов: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»?! А русские праведники, рождённые Православием и воспетые Лесковым?! Наши дети должны знать их облики: в самой значительной мере развитие и продолжение нашей истории держалось на них. Наша позиция: самооборона при непременном введении курса «Основы православной культуры». «Основы православной культуры» надо вводить непременно, не оглядываясь по сторонам. Пусть нам никто не указывает, быть этому предмету или не быть. Православие построило нам, по слову А.С. Пушкина, «особенный национальный характер». И потому что русская школа просто не может быть без Православия. Оно выработало идею «Святая Русь», которая не подразумевает нас совершенными людьми, но внушает нам: православие - отличительная черта русскости, воплощение его в жизнь как нашей веры - главное дело нашего земного существования. И русскому учителю свойственно культурно-педагогическое «само-стояние» как «залог величия» (А.С. Пушкин).

Я продолжил:

- «Основы православной культуры» вызывают яростное сопротивление недругов России. Этот курс вводят герои, рыцари. А остальные могут идти более спокойным путём: решительно во все предметы вкрапливать христианские мотивы. Здесь возможности исключительно широки.

Наш разговор продолжился:

- Наших великих национальных учителей тревожила мысль о том, что русские люди крайне плохо знают себя и свою страну. Вот первые пришедшие на память имена: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, К.Д.Ушинский, И.С.Шмелёв. Как вы полагаете, положение изменилось?

В.Г.Р.:

- Пушкин говорил о скудости познаний о России. Дальше пошел Гоголь. Он писал о великом незнании России посреди России. Советская школа была разной. Но всё же она давала более качественное образование, чем нынешняя. У нас есть Министерство образования. Но точнее его назвать Министерством безобразования. Помогать школьникам узнавать Россию и самое главное - понимать её - не в этом ли призвание Министерства народного образования? Но не тут-то было. Возьмите только один предмет - историю. Несметное количество учебников и пособий. Зачем? Чтобы затуманить Россию. Мы носим в сердце бессмертное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья». Министерство делает всё для того, чтобы в детские души поселить "гордый взор иноплеменный". Но руки у него коротки. Тот же Тютчев напомнил нам: мы под сенью благословения Господа Бога. Нас опекает Бог. Мы уповаем на волю Божью. А упование - это поддержка, помощь в умном духовном делании. Сегодня ситуация кажется безнадежной: не на что уже надеяться и ничего светлого не предвидится. Но упование на Бога - это высшая степень надежды. Она нас поддерживает. Но мы знаем слова апостола: "Вера без дел мертва есть". Но и дело без веры - пустота, обречённость. Только одухотворённое идеей дело безмерно значимо. Мы верим в непобедимость нашей православной цивилизации, России и русского человека.

И.Ф.Г.:

- Как представляется Вам образовательное русло русской школы? Велики достижения советской школы, но сегодня такая школа выглядела бы уродством. Нынешняя школа порочна. И что же?

В. Г. Р.:

- В идеологии большевиков было много дури: мировая революция, классовая борьба, пролетарская солидарность, гегемон - рабочий класс и т.п. Отсюда обессиливающая человека "образованщина". Но мы первые в космосе! Без доброго, умного в школе это не могло случиться. Нашей школе, как и нашей цивилизации, светила духовность. Теперь школе навязывают иную судьбу: готовить рыночника. Это против нашей исторически сложившейся здоровой натуры. Большевики, несмотря на потуги создать новую культуру, хотя в урезанном виде опирались на почву. Дети изучали и Державина, и, Пушкина, и Лермонтова, и многих других "почвенников". А сегодня в школе? Почва выбивается, здоровые традиции отвергаются. Замысел ясен: добить глубинную историческую Россию. Господь создал таинственный многомерный мир. Нужно его познавать, чтобы человек мог надежно определиться в нем. Кроме качественной наука и религии, нужны ещё средства познания. Какие? Это вопрос.

И.Ф.Г.:

- Россия, по крайней мере на обозримом времени, нуждается в просвещенном абсолютизме. Ею после переворота 1917 года управляли диктаторы - образованцы. Нужны образованные, могущие предвидеть результаты своих деяний хотя бы на несколько десятков лет. Кто из правителей нашей страны представляется Вам как просвещенный диктатор, много полезного сделавший для просвещения народа? В.Г.Р.:

- Пётр Первый. Он не имел классического образования. Но как гениальный человек наблюдал, постигал виденное, смотрел далеко вперёд. О нем другой наш гений написал: "Он смело сеял просвещенье". И это правда. Сегодня либералы-западники враждебны исторической России. И снова Пушкин о Петре: "Не презирал страны родной - Он знал её предназначенье". Для него процветающая Россия на первом месте, а он, царь, ниже, второстепеннее. Мы помним его возглас перед Полтавской баталией: "О Петре ведайте, что жизнь ему не дорога - цвела бы Россия". Он многое брал в Европе, не теряя русской своеобычности ни в своей личности, ни в лике России. Быт нашего народа был крайне неудобен для естественного состояния человека, в застывшем положении Пётр создавал новый русский быт, более целесообразный. На лике России взошла заря.

И.Ф.Г. :

- Валентин Григорьевич, не могу полностью с Вами согласиться. Вижу в Петре два лика: с одной стороны, страстное желание сделать Россию благополучной, сохранить её именно как Россию; с другой - безоговорочный пиетет перед Западом, насильственная пересадка на русскую почву европейских порядков, обольщение Европой, отречение от заветов предков. Чего стоят одни только указы Петра: Переодевайтесь! Бороды сбрить! Немецкий кафтан одеть! Табак курить! Водку пить! На попойке всем быть! Марш в ассамблеи! Это было не эволюционное развитие страны. Тут, конечно, сказывался страстный русский характер, темперамент, желание мгновенно заменить вековечное, крепчайшее. Царь боролся с русской почвой, русскими обычаями и нравами, русский быт и бытие заменял иноземным. И всё же в Петре - очарование: гениальность, любовь к родной стране, титанический труд во имя её блага, великая воля созидания.

В.Г.Р.:

- Да, это так. И всё же последствия деятельности Петра оказались благими. Обратите внимание на поместное дворянство последующих за Петром десятилетий и столетий. Столичная бюрократия была перемолочена на европейский лад. А поместное дворянство оставалось почвеннымк но уже было образованным, просвещенным.

И.Ф.Г.:

- Как Вам видится общее направление воспитательном образовательной работы школы?

В. Г. Р.:

- Любовь к Родине. Она обретается медленно. Начало начал - семья. В ней - любовь ребенка к ней самой - к семье, матери и отцу, родному очагу, родственникам, окружающим. В родном очаге ребёнок укореняется в земле, на которой рождён, в родном крае, в Боге и вере. Семья - это тепло. В этом уюте, в этом тепле ребенок получает материнские и отеческие наставления, обретает единую материнскую и отеческую веру. Семья - это почва. Ребёнок осознаёт её через материнское молоко. Окормление с пелёнок душевным, органическим, родным - это духовная ипостась, это соками семьи зарождение любви к окружающему, родному краю, родине. Школьное воспитание и образование - это тоже материнское молоко. Здесь продолжается семья, здесь ребёнок поднимается на более высокую ступень. Ему внушают мысли об Отечестве, гражданском служении ему. Место рождения сознательного патриота Родины - школа. И место рождения сознательного русского человека, русского характера. Доброе, заложенное в семье, в хорошей школе не пропадает.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.