Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


"Сияние России". Диалоги с Валентином Распутиным

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

И.Ф.Г.:

- Вы, Валентин Григорьевич, говорите об идеальном - о симфонии семьи и школы. Наша забота - воспитание любви к родному краю и шире к стране, большой Родине. Эта любовь рождается в родном очаге, в образе жизни народа, и расширяется, укрепляется в школе. Не будем затрагивать образ нынешней семьи - продолжим разговор о школе.

В.Г.Р.:

- Идет борьба двух тенденций -русского национального самосознания и русофобского. Русское сознание напитывается родным духом, национальными традициями, материнским молоком в широком понимании. Кое-что в этом направлении делается. Школа открывает отечественные родники живой воды. Дети знакомятся с такими совершенными личностями, как Пушкин, Гоголь, Аксаков, Достоевский, Тютчев, Толстой. В естественно-математических науках это Ломоносов, Менделеев, Вернадский и множество других. Высокие качества этих совершенных людей, как и избранных простых людей, хранятся в глубинах сознания подрастающего человека. Но сейчас у «образованцев», руководящих образованием в стране, другая цель: перестроить детские и юношеские души на рыночную, европо-американскую колодку. Все корёжится: почва, традиции, народный православный образ жизни, многовековые быт и бытие. Нынешняя Россия нахраписто вырывается из России исконной, исторической, глубинной. Эта сознательная переоснастка - свидетельство жестокой борьбы в сфере образования. К чему это приводит? Напомню статью Розанова "Три главные принципа образования», которую Вы, конечно, хорошо знаете. В ней есть справедливое утверждение: образование строится по принципу взаимоисключающих и взаимопоглощающих лучей. Один принцип явно не по душе "образованцам", засевшим в Министерстве. Это опора на крошечные остатки традиции ("Это – я»). Второй - любимое дитя Министерства. Так называемая инновация: "Это моя пустота". С пустотой легче переродить русских православных детей. Со «старой закваской» не сладить. И.Ф.Г.:

- Мы не можем действовать в смятении и отчаянии. Сидеть сложа руки и молчать - это предавать школу и шире - Россию. Как Вам, Валентин Григорьевич, видится путь спасения, по которому мы стараемся вести нынешнюю русскую школу?

В.Г.Р.:

- Русский язык. Надо выполнить клятву Ахматовой в блокадном Ленинграде: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Тогда сохранили от внешнего врага. Теперь приходится и от чужого, и от «своего». Рядом - русская литература и история. Всё это в нераздельности. И вместе с русской школой наша Православная русская Церковь. К названному триединству добавляется ничем не заменимое воздействие молитвы. Получается квартет. И подрастающий человек, слушающий музыку этого квартета, не сможет ни при каких обстоятельствах оторваться от Родной Земли.

И.Ф.Г.:

- Я смотрю на вопрос несколько иначе. Представляется целесообразным спецкурс «Русский язык как явление национальной культуры». Необходимо изучение церковнославянского языка - без него не войти в глубины православия. Сложен вопрос с историей. Её надо изучать. Но ведь до сих пор нет доброкачественной Истории Государства Российского и хотя бы сносной истории русского народа. Вспомним, к примеру, запись Л.Н. Толстого 4-5 апреля 1870 года об «Истории России с древнейших времен» СМ. Соловьева. Несколько проще вопрос о литературе. Но и здесь нужно иметь в виду, что и она не редко наносила огромный вред русской школе. Вспомним только её участие в подготовке переворота 1917 года. Что касается «молитвы», то здесь необходимы два предмета: «Русское православное вероучение» и «Христиански-православная культура» (с историей русского православия).

Вас, Валентин Григорьевич, тревожит великое неузнавание России и столь же великое непонимание её. Избавиться от этой беды нельзя только языком, историей, литературой и православной культурой. Необходимы новые национальные предметы: «Бытовая культура русских», «Россия и мир: творческое взаимообогащение», «Этнография русского народа», «Этнография народов России», «Русская православная цивилизация», «Русский ум», «Святыни России», «Светочи России», «Русский национальный характер», «Семья, родство и свойство в России», «Культура русского современного земледелия», «Национально - религиозные основы современного земледелия», «Культура деловых отношений Запада в свете традиций России».

В.Г. Р.:

- Ваш девиз? И.Ф. Г.:

- На парусах русской национальной школы к сокровенной, исторической и ранее не бывшей России, глубоко православной, стремящейся к идеалу добра и животворной красоты, по-настоящему просвещенной, освободившейся от образованщины и ставшей образованной, самостоятельно и поголовно продуктивно мыслящей, беспрерывно трудолюбивой, достигшей более высокого уровня жизни, всеобщего благосостояния, достатка, безбедности, сохранившей лидерство русской нации в сбережении целостности России, весьма значимой на планете.

В.Г.Р.:

- Это грандиозная проблема - русское национальное воспитание и образование, осуществляемые в современной русской школе. Нужен учитель новой формации: национально-избранный, начитанный, я бы сказал совершенно исключительной образованности, просвещенности. Такой учитель сможет широко открыть школьные двери для подлинных национальных учителей: преподобных и богоносных отцов русской церкви; для славянофилов, «почвенников» и евразийцев; для русского искусства. Такой учитель не допустит к своим ученикам тех, кто оплевывает наше прошлое, унижает Россию, опошляет русского человека. Такой учитель будет опираться на тщательно изученную отечественную педагогическую мысль в лице Ушинского и его последователей, Пирогова, Толстого, Рачинского....

И.Ф.Г.:

- В РГПУ им. А.И. Герцена уже приступили к воспитанию такого учителя. Создан первый в истории российского просвещения учебно-методический Центр национального образования, в котором обучаются руководители управлениями образовательных учреждений, директора школ и их помощники, учителя новых национально-ориентированных предметов («Русский ум», «Светочи России», «Святыни России», «Русский национальный характер» и многие другие).

В.Г.Р.:

- Сейчас нам навязывают американский стандарт образования. Но у нас есть своя весомая педагогическая культура, которую Вы отлично знаете. Ее надобно возрождать, продолжать, развивать. Высшая педагогика - это национальная педагогика. Есть мудрость и в западной педагогике. РГПУ им. А.И. Герцена идет по новаторскому правильному пути - по пути совмещения главного, глубинного, почвенного и плодотворного зарубежного. Выражаю личную писательскую благодарность тем, кто особенно по - деловому поддерживает Вас, Иван Федорович: ректору Г.А. Бордовскому, проректорам СБ. Смирнову и В.П. Соломину.

Наступило минутное молчание. Его прервал Валентин Григорьевич:

- Отечество корчится в муках. Помочь ему - получается плохо. И.Ф.Г.:

- Почему? У нас есть мудрые и деятельные сыны и дочери. Но их дело не подхватывается так, как того требует все более острая и драматическая обстановка России. Что же мешает?

В.Г.Р.:

- Разобщение лучших сынов России. Нам вредят амбиции, обиды, непременно «своя» точка зрения, неумение слушать других, предельно ослабленное сознание общности, каждый хочет быть лидером. Но ведь лидерами себя не назначают. Лидерами становятся. Главное сейчас - забыть все осложнения, не выяснять отношения и позиции и прямо-таки кинуться общими созидательными делами спасать Россию. Подавить любое недружелюбие (а порой и враждебность), взяться тепло за руки и отводить Отечество от гибели. Нужна всеобщая миротворная жертва. Она более трудна, чем жертва на поле сражений. Но мы должны ориентировать народ на это. В русской школе имеет смысл ввести предмет «Культура национального общения».

И.Ф.Г.:

- Россия никогда не жила стабильно хорошо. Хотя у нас были - и неоднократно - периоды краткого благоденствия. Это наша судьба. И наши потомки будут сводить концы с концами?

В.Г.Р.:

- Будут жить лучше нас и наших предков, но при условии: если мы подготовим добротную почву. Я разделяю Вашу позицию: тут первое слово за школой. В ней дети должны готовиться к более гармоничному цивилизационному устройству быта.

И.Ф.Г.:

- Русский народ не хочет быть Конягой. Он исчерпал свои возможности жить на пределе. Ему не нужно богатство, но в достатке он нуждается. Не кажется ли Вам, Валентин Григорьевич, что мы, не теряя в духовности, должны позаботиться о выходе из хронической бедности? А путь к этому - совершенствование ума народа путем добротного национального воспитания, образования и просвещения.

В.Г.Р.:

- Согласен с Вами. Наш народ - добрейший народ. Он житейски мудр, трудолюбив, в нем есть тяга к святости. Но далеко не все русские были верующими. Душу нашу «проматывали» долго и разными путями. Её созревание прервали. Освободиться от безверия - этому надо помогать и литературой, и всей нашей православной культурой. Но и этого мало. Мы должны стать поголовно - всем национальным опытом - воспитанными, просвещенными и образованными. Поставить заслон невежеству. Тогда и природный ум укрепится наукой. Помимо школы этого достичь невозможно. На русскую школу самая большая надежда!... Русскую душу кромсали и кромсают. Но православная святыня, хранящаяся в ней, - в неприступной крепости. Сатанизм, начавшийся до революции, развернувшийся в 1917 году и продолжающийся по сей день, побудил нашу душу повторить судьбу опустившегося на дно града Китежа. Русская душа покорежена, но не разрушена до конца. Пусть русская школа, в создание которой Вы вкладываете все вплоть до благородного фанатизма и неистовости, и русская православная церковь, набирающая силу после кровавой сечи, будут духовными озерами нашей смены. Пусть в душе каждого будет чистое озеро души, как некогда был безукоризненно чистым священный Байкал.

И.Ф.Г.:

- Русская национальная школа - оазис самобытного продуктивного мышления. Россия остро нуждается в крупных национальных умах. Русским свойственна генетическая высокая одаренность. Только путем долголетнего образования у нас, в России, появится достаточное количество продуктивно мыслящих людей, великанов государственного национального ума. В нашем народе - величайшие, несокрушимые подспудные силы, огромная сила духа и творческая энергия, обаяние. Вижу одно из призваний Русской школы: отворить, раскрыть это и объяснить нашему юному поколению.

В.Г. Р.:

- Вы добровольно, по зову истинно русской патриотической души и русского ума взвалили на свои плечи и плечи своих сподвижников геркулесову задачу. Силы богатырей вам! Русская школа, вами создаваемая, - это засевание исстрадавшейся России новыми поколениями с русской сутью, мудростью, устремленностью к небу и по-житейски деловыми, имеющими силы для личного и общенационального возрождения. До революции, сразу же после нее проявлялись опасные отступления русскости в русском человеке. На человеке виделись раны духовно-нравственные: отчуждение от родной земли, от природного мира, от общинного сознания, от Родины-матери, от духовного лада... Но Великая Отечественная война остановила этот процесс. Заговорил инстинкт самосохранения, воспряла незыблемая народная душа, воспитанная православием и историей, духовная потрепанность заменилась глубочайшей верой в собственные силы, распад соборного народного организма был вытеснен единением. Человек защищал родное село, землю, страну, хотя она не всегда была для него матерью. А после Отечественной снова начали калечить русскую душу, возлагать на нее непосильный труд, отчуждать от земли и природы, выбрасывать из жизни, с которой он был в духовном родстве. Наши времена продолжают эту разрушительную работу. Сейчас наша душа находится в таких невзгодах, что ей трудно сохранить себя.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.