Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
и ЗАО "Стройсервис".
«Являются ли немцы по отношению к нам высшей расой, превосходят ли они нас дарованиями, умственными способностями? Нет, но они ценят относительное, осуществимое и в достижении ограниченных результатов проявляют огромное упорство. Они бьют нас тем самым качеством, которым били нас японцы, которым превосходят нас едва ли не все наши соседи, - житейским умением. Народ, родивший Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, несомненно, обладает высшими дарами гения; нас губило доселе скорее отсутствие меньших дарований»[11].
Е.Н. Трубецкой.
В России природных ресурсов и источников топлива на душу населения в 10 раз больше, чем в США и в Канаде, и в 27 раз больше, чем в Западной Европе. На ее территории сосредоточены треть мировых запасов энергоресурсов, половина пресной воды, хвойного леса и чернозема. А страна остается «недостроенной храминой». Занимаем 67 –е место в мире по качеству жизни.
Наш гений, Нобелевский лауреат И.П.Павлов, камня на камне не оставил на русском уме.[12] Это, конечно, перехлест. Русский народ – смышленый народ, смекалистый. Однако есть основание говорить о слабом, малоквалифицированном рядовом массовом уме. Вот некоторые его изъяны:
-Неспособность к неустанной работе творческого воображения и мозга, аналитически наблюдать и разумно оценивать важные национальные события, силой суждения определять характер их влияния на жизнь страны.
-Эмпиричность, житейность, без достаточно установленного разумного познавательного труда, без просвещения культурой.
-Неразвитость самопознания, познавательная беспечность. Нежелание тщательно изучать особенности своего народа, правителей, страну, выявлять неоспоримые достоинства своей нации, величие России. Слабая нетрудовая любознательность.
-Подражательность.
-Отсебятина, самодеятельность без грамотности, образованности (немец о русском мальчике в «Братьях Карамазовых»).[13]
-Мифологичность, удаленность от реальности, утопичность без сознательного и критического отношения к утопиям (ярчайший пример: фильмы «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк» и т.п.;
-Организационное разгильдяйство: если заспорят три русских – будет четыре мнения.
-Решительное неумение применять знания на практике.
Наши незаурядные умственные способности без достаточной образованности ожидают совершенствования. В каком направлении? Основное точно сказано Л.А.Тихомировым: «…Быть русским, жить и думать по – русски – это значит пребывать в том типе жизни, в том строе мысли, которые национальны для России, то есть выражают вековую и тысячелетнюю мысль и жизнь нации. Русская нация в вековой жизни своей работала, устраивалась, верила и мыслила, и вот внутренняя принадлежность к этой мысли и жизни, соответствие с ней - определяет, по-русски ли живет и мыслит такой-то человек и даже такая-то партия».[14]
России – это вера и светские знания. Они имеют специфические, но равные права.
«Образование без воспитания –
меч в руках безумца».
Народное изречение.
Опасно преклонение перед обретением знаний, пред техническим прогрессом без опоры на этику, нравственность, мораль. Познание без этической основы приводит к катастрофическим последствиям. И в русской школе мы перестраиваем содержание образования: даже на уроках естественно-математического цикла учителя обращают внимание на религиозное понимание жизни выдающимися учеными, на их верование. Хребет образования – постижение смысла жизни как жизни духовной, нравственной, умножающей добро и недопускающей зла, умственной, творчески-созидательной. Для этого необходима организация в школе именно этического познания. В учебно-воспитательном процессе раскрываются темы нравственности, морали. Образец есть: «Азбука», «Новая азбука» и «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Л.Н. Толстого.
В русской национальной школе не место бездуховным знаниям, не способствующим нравственному развитию личности. Л.Н. Толстой согласился с французским просветителем Ж.-Ж. Руссо, утверждавшим, что культура, цивилизация не продвинули общество в нравственном совершенствовании. В статье «О народном образовании» он резко подчеркивал: народу вместо «хлеба», то есть духовной пищи, предлагается «камень», понятие души становится излишним в знании, где нервы, общие человеку и лягушке.
Бездуховные научные знания – это знания без морально-нравственной подоплеки, без ориентации на умножение блага для людей. Верное направление образованию дают духовность, религия, вера, нравственность. Они определяют отношение человека к миру и его познанию, смысл самого познания и шире – жизни. Л.Н. Толстой предостерегал просветителей и педагогов: нельзя распространять безрелигиозную и безнравственную науку.
Русский бог
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог…
Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек…
К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати…
Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог…
Бог бродячих иноземцев,
К нам зашедших на порог,
Бог в особенности немцев…
П.А. Вяземский
У нас 22,5 млн. квадратных километров. Ни одна страна не имеет столько. Но в каком состоянии эти километры? Каков их социальный ландшафт? Они устроены примитивно или цивилизованно? Многомерны, емки, эффективны, продуктивны? Сравните наши Курильские острова и соседнее японское Хоккайдо.
За Санкт-Петербургом в радиусе двухсот километров многое вытоптано (видимо, ходят слоны!), загажено бутылками и мусором. Большевики и «перестройщики» уничтожили более 20 тысяч деревень, превратили их в мерзость запустения. «Колыбель без ребенка, рама без картины» - это мы. У нас цивилизационная отсталость, технически- бытовая примитивность.
У нас бытовая бездарность, невладение искусством борьбы за достойное земное существование, цивилизационная хилость. О многих местах можно, пользуясь словом И.С. Аксакова, сказать: «свиновато». И русская школа есть школа преодоления бытовой неурядицы, возрождения культуры отлаженного православного быта, устроенности, влечения к более эстетизированным родным «ларам и пенатам», научения искусству красоты окружающей среды.
Еще обратим внимание на некоторые важные положения и обозначим ряд особенностей русской школы. Кое-что повторим.
«…Для того, чтобы русская система народного образования не была хуже других систем (а она по всем условиям должна быть лучше), она должна быть своя и не похожа ни на какую другую систему»[15]
Л.Н. Толстой
Первый основопологающий принцип: верность истине.
Второй принцип: энциклопедизм, культурологическая целостность.
Третий принцип: постижение реальной жизни, действительности, той, которая не отражена в науке, культуре, искусстве, религии.
Четвертый принцип: русское самоуважение, достоинство, честь.
Пятый принцип: со-творчество учителя и ученика. Со-трудничество – лишь первая ступень школьной атмосферы.
Шестой принцип: принцип семейной атмосферы в школе.
Седьмой принцип:единство образования и самообразования, фундаментальность знаний.
Восьмой принцип: со-развитие учителя и ученика, перерастание воспитания в самовоспитание.
Девятый принцип: принцип радости узнавания.
«Россия слишком мало известна русским…».[17]
А.С. Пушкин
«Велико незнание России посреди России».[18]
Н.В. Гоголь
В современной отечественной школе культурно-исторический западноцентризм сменяется культурно-историческим руссоцентризмом.
Санкт-Петербург
[1] С.Н. Трубецкой. Записки ординарного профессора, князя Сергея Трубецкого о положении высших учебных заведений и о мерах к восстановлению академического порядка. Составлена по просьбе Государя Императора 21 июня 1905 г. //Собр. соч.: В 6 т. Т.1. - М., 1907. - С 411-412.
[2] С.С.Уваров. Всеподданнейший Юбилейный доклад «Десятилетие министерства народного просвещения. 1833 – 1843»//Российские консерваторы. Публ. М.М. Шевченко. – М., 1997. – С. 106.
[3] И.А. Ильин. Творческая идея нашего будущего. - Новосибирск, 1991. – С. 8-9.
[4] Ф.М. Достоевский. Пушкин // Дневник писателя. - М., 1989 - С. 536.
[5] К.Д. Ушинский. О необходимости сделать русские школы русскими//Пед. соч.: В 6т. Т.2. – М., 1988. – С. 360.
[6] Г.П. Федотов. Проблемы будущей России // Судьба и грехи России: В 2 т. Т.1. - С-П., 1991. - С.254.
[7] Л.А.Тихомиров. Что значит жить и думать по-русски ? // Христианство и политика. - М., Калуга, 2002. - С.168.
[8] Павел Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия. // Избранные труды по искусству. - М., 1996. - С223.
[9] Н.А.Казакова. Я.С.Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси XYI - начале XYI века. - М.;Л., 1955.
И.Я. Фроянов. Драма русской истории. - М., 2007.
[10] Н.А.Бердяев. Душа России // Русская идея. Судьба России. - М., 1997. - С.232.
[11] Е.Н. Трубецкой. Смысл жизни. - М., 1994. - С.331.
[12] И.П.Павлов. О русском уме.// Рефлекс свободы. - СПб., 2001. - С.107-125.
[13] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. - М., 1973. - С.569.
[14] Л.А.Тихомиров. Что значит жить и думать по-русски? // Христианство и политика. - М., Калуга, 2002. - С.167.
[15] Л.Н. Толстой. Проект общего плана устройства народных училищ// Пед. соч. - М., 1953. - С.124.
[16] Проект составлен на основе изучения учебных планов Царскосельского Лицея, В.А.Жуковского, С.А.Рачинского, Л.Н. Толстого, И.А. Ильина, опытной проверки в ряде регионов России.
Консультанты: академик А.М. Панченко, Народный учитель СССР Т.И. Гончарова, профессора В.М. Акимов, С.Н. Артановский, А.В. Соколов.
[17] А.С. Пушкин. О народном воспитании // Собр.соч.: В 10-т. Т.7. - М., 1975. - С.308.
[18] Н.В. Гоголь. Нужно проездиться по России.// Духовная проза. - М., 1992. - С. 145.