Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Даша Фёдорова, Артурас Болотов (предисловие Ю. Михайлова), Константин Марчик, Настя Самойлова, Лиза Воробьева, Надежда Захарова, Олеся Киселёва (письмо А. А Вагизовой)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Здравствуйте, дорогая редакция!

Спасибо за письмо, за добрую весточку о том, что «Мотив ночной звезды..» может быть представлен в одном из номеров журнала. Это радует, ведь «Огни Кузбасса» - это высокий уровень, хорошая, достойная планка.

Связалась с девочками, авторами, Надей и Олесей (обе студентки, первокурсницы, учатся в вузах Новокузнецка и Кемерова). Вспоминали, как в процессе работы проникались любовью к пронзительному рубцовскому слову, как чувствовали себя сопричастными к трудной, трагической судьбе поэта. Испытали потрясение от красоты и глубины строк «звёздного» содержания.

Несомненно, что художественное слово, литература, поэзия способствует формированию ценностей жизненных ориентиров, эстетического вкуса, и девочки вышли в большую жизнь с хорошим нравственным и интеллектуальным багажом. За что величайшая благодарность поэту Николаю Рубцова. И литературе в целом.

Получив Ваше письмо поспешила на почту выписать журнал. Весточка от Вас стала мне с девочками лучшим подарком в 8 марта. Ещё раз спасибо.

С пожеланиями успехов в работе коллективу редакции «Огни Кузбасса»

Вагизова Альбина Алексанровна, учитель.
 

Надежда Захарова, Олеся Киселева,

10-б класс, литкружок «Стожары»,пгк Краснобродский
 

Мотив ночной звезды в поэзии Николая Рубцова (печатается в сокращении)

О нем можно говорить бесконечно. Прочитанные однажды, стихи Рубцова надолго западают в душу, вновь и вновь всплывая в памяти, тревожат, беспокоят, волнуют. Мы открыли для себя поэзию Николая Рубцова четыре года назад, когда в шестом классе учили наизусть его стихотворение «Звезда полей». С тех пор он - один из любимейших наших поэтов. Его стихи словно «существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и земли и сами стали этой вечной синевой и зеленью...»

Лучшие стихи написаны Рубцовым в шестидесятые годы прошлого века -не такое уж отдаленное по меркам человеческой жизни время. Это было время детства наших родителей, это было не так давно, и тем более удивительно, что в России тогда мог появиться поэт-классик. Не золотой век, не серебряный, да и сам дух эпохи, застойной, номенклатурной, не особенно располагал к творчеству. И вдруг возникают стихи, необычные, яркие, являющие глубинную сущность русского духа.

Лирика Рубцова полна тайн. Она проста и сложна одновременно. Разные исследователи его творчества неоднократно подчеркивают, что очень сложно производить литературоведческий анализ стихов поэта, сущность его поэзии с трудом поддается определению. Его стихи «выражают то, что не выразимо ни зримым образом, ни словом в его собственном значении. Образ и слово играют в поэзии Рубцова как бы вспомогательную роль, они служат чему-то третьему, возникающему из их взаимодействия». То, что не выразимо, - это и есть тайна, а таинственное, загадочное, непостижимое в отношении к художественному слову всегда представляет интерес и является актуальным.

Древняя, овеянная легендами Русь, ее размытые дороги, избы и тучи, плеск парома, «старинных сосен долгий шум», сказочная глушь бора, кружащиеся над селеньем птицы, «смутная грусть старины», «стоянки светлых русских деревень», «реки напев былинный», «дождевой веселый свист», лик священного Кремля и его «таинственные звоны», нива «пасмурная и грустная», разрушенные белые церкви «под куполом синих небес», древностью веющий дол, леса, погосты, молитвы, цветы, «небеса, горящие от зноя», желтая, захолустная березовая сторона, огоньки в ночи, «среди тревог великих и разбоя», чудные детские хоры, свадьбы, которые «скачут», «летят»... Святое, вечное, земное, истинно русское. Это мир Рубцова, его лирика, наш с вами мир.

Но в этом мире есть и нечто другое, особенно поэтическое, сокровенное, яркое, неожиданное.

В черной бездне

Большая Медведица

Так сверкает. Отрадно взглянуть.

В звездном свете, блестя, гололедица

На земле обозначила путь.

(Стих. «Гололедица») Или:

И все же, глаза закрывая,

Я вижу: над крышами хат,

В морозном тумане мерцая,

Таинственно звезды дрожат.

(Стих. «Далекое») Или вот такие, пробуждающие светлую грусть строки:

Позднее врем - спешат запоздалые дроги,

Плачет звезда, холодея над крышей сарая...

(Стих. «У размытой дороги»)

Можно отыскать несколько десятков стихотворений в рубцовской лирике, в содержании которых так или иначе присутствует «звездный» элемент, причем образная сторона выражения этого элемента самая различная. Это и Дальних звезд мерцанье и Пустынный свет на звездных берегах, или следующие, проникнутые высоким пафосом строки:

И надо мной - бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье

«Видения на холме»

А вот нежное, проникновенное:

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

«Зимняя песня»
 

И болотная пленка воды

Замерзает при звездном свете.

«Ночь на перевозе»


Пустынно мерцает померкшая звездная люстра…

«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»

«Звезда полей», «Венера», «В горнице», «Гололедица»- в этих и некоторых других стихах наиболее сильно и глубоко выражен «звездный» пафос и образ ночной звезды , «звезды полей» - ярчайший, доминирующий художественный образ.

Повторяемость «звездного» элемента в разных стихотворениях и его яркое воплощение в образе ночной звезды позволяет нам говорить о мотиве ночной звезды в лирике Николая Рубцова.

При этом набор лексических средств не представляет собой ничего выдающегося, а зачастую он, напротив, чрезвычайно прост, зауряден, даже банален. Взаимодействие слова и образа тоже ничего не дает в этом плане. Что же тогда обеспечивает рубцовским стихам такую высоту, проникновенность? Рассмотрим стихотворение «Венера». Первые две строки:

Где осенняя стужа кругом

Вот уж первым ледком прозвенела

в художественном плане выглядят откровенно слабыми. Зато далее следует нечто совершенно потрясающее, восхитительное по своему поэтическому содержанию:

Там любовно над бедным прудом

Драгоценная блещет Венера.

 

Стихотворный сюжет неожиданно, как блеск метеора в ночном небе, становится ярким, значимым:

Жил однажды прекрасно поэт,

Да столкнулся с ее красотою,

И душа, излучавшая свет,

Долго билась с прекрасной звездою.

Для поэта, лирического героя, характерно взаимодействие человеческой души и необъятной Вселенной. Душа, излучающая свет, и звездный свет льющийся в душу. Звездная красота окрыляет душу, наполняя ее высоким поэтическим содержанием. Художественное сознание Рубцова - это осознание и переживание им особой красоты и тайны природного мира. Рубцова нередко называют поэтом тютчевской традиции, а иногда его сравнивают с H. Заболоцким.

Однако поэт творит в своей манере, он самобытен, ярок, индивидуален. «Звездный» элемент, или мотив ночной звезды становится в его лирике мерилом высоты поэтической души.

В заключение нам хотелось бы привести строки собственного сочинения:

Николаю Рубцову. Поэту России

Объемлет сон холодной ясной ночью

Холмы, боры, деревни и поля.

И стихнут хоры. Пред тобой воочию

Предстанет в тайне русская земля

Зажглись светила в бездне мглисто-синей,

Струится в души благодатный свет.

Звезда Рубцова всходит над Россией...

А значит, жив и здравствует поэт!

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.