Материалы

Любовь Арбачакова. Небесный полёт. О поэте Тайане Тудегешевой (1957-2022).

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Категория: Эссе
Автор: Арбачакова Любовь Никитична
Просмотров: 463

В конце ХХ века, по словам известного поэта и ученого Г. В. Косточакова, «появилась группа талантливых поэтов и прозаиков, которые вернули читателю неувядаемый, как выяснилось, аромат шорского поэтического слова, освежили своим светом и энергией красоту древнейшей шорской культуры». Тайана (Татьяна) Васильевна Тудегешева была одной из самых ярких звезд этой плеяды авторов. уже сейчас очевидно, что эта поэтесса внесла огромный вклад в развитие шорской литературы. По мнению А. С. Сазыкина, в стихотворениях Т. Тудегешевой отчетливо звучит «голос истории, но не в конкретных – узнаваемых или называемых – событиях, а в ее вечном дыхании, которое так чутко и индивидуально воспринимает душа поэта».

Ее биографию вы найдете в других источниках, здесь мне бы хотелось рассказать о Тайане не только как о большом поэте, но и как о человеке.

Родилась она в семье учителя и поэта В. В. Каныштарова. В конце 1930-х годов его шорские стихи публиковались в газете «Кызыл Шор» («Красная Шория»), то есть Тайана – потомственный поэт. Детство свое она провела в красивейшем уголке Горной Шории – в поселке Усть-Анзас Таштагольского района. Сам древний поселок с песнями и сказками старинными под кай-комус и с шаманскими бубнами, ее семья большая, прекрасная природа, отдаленная в то время от цивилизации, с раннего детства волновали ее воображение. Она выросла и, как все одноклассники, отправилась в город, получила образование, работу, вышла замуж, родила деток. В общем, все было как у всех: днем работа, вечерами дети, муж. Она жила полноценной жизнью обычных людей. Пока однажды...

Пока однажды шорцы не открыли свои глаза, пока не поняли, что они такие же, как любой другой народ, – со своим языком, культурой, традициями. И стали появляться писатели! Первым всех вдохновлял Н. Е. Бельчегешев, позже – Г. В. Косточаков, в 1990-х годах стала писать свои стихи и я.

В то время я жила в студенческом общежитии. Мы с Татьяной (Тайаной) сблизились и часто общались у нее дома, и уже тогда она мне говорила: «Не пойму, но со мной что-то происходит, душа плачет!» Признавалась, что тоже пробует писать стихи, но никому не показывает.

В 1997 году меня приняли в Союз писателей, а Татьяна все еще писала для себя, не для публики. Мы с Л. И. Чульжановой предложили ей отправлять свои стихи в газету «Туган чер». И уже через два года, в 1999-м, она вместе со сказителями В. Е. Таннагашевым и В. Борискиным вступила в Союз писателей России. Это была и наша маленькая победа. Но мы понимали, что все впереди!

Все шорские поэты публиковались в этой газете, которая рассылалась лично Любовью Чульжановой по разным уголкам Шории, она же была и редактором этой газеты. Для начинающих писателей было большим счастьем публиковаться в этом издании. И получить от Л. Чульжановой положительный отзыв тоже было большим счастьем. А она всегда всех хвалила, ободряла... Любовь Ильинична и сегодня остается такой же внимательной, чуткой. Низкий поклон ей!

Вы не представляете себе, наверное, какое счастье писать на родном языке, говорить о наболевшем, делиться с коллегами своими новыми стихами! Это было время творчества, радости, эйфории... Но время, увы, быстротечно. Сегодня мы потеряли одного из самых известных и интересных поэтов Горной Шории.

Тайана имеет неповторимый стиль, особую силу выражения чувств. Прежде чем что-то написать, она образно путешествует, как шаманы и сказители, по огромному пространству великих тюрков. Она умеет проникать в Пространство и Время. О своем мысленном полете по древним местам, о впечатлениях от встреч с воинами она пишет в цикле стихов «Сквозь столетий туман» (сборник «Небесный полет девятиглазых стрел»).

Путешествуя по родным краям, она слышит свист волшебных стрел, песни чудесной птицы кыйгылык... А еще натыкается на озеро, спрятанное от всех в лесу. Его она называет темной водой: «И луны не знает темная вода. Темная пучина, темные года...» Тайана пытается разгадать: что же таит в себе эта сокровенная вода, которой не касаются ни лучи солнца, ни свет ночной луны? На что она способна? Закодированные слова: «темная вода», «молва», «ветка сломанная», «приюти» – направляют нас к личным чувствам и переживаниям поэта. Она здесь говорит, возможно, о себе, о своем месте в поэтическом мире. А возможно, и о своем народе, который теряет язык, корни... Темное озеро застоялось; окруженное деревьями-великанами, оно забыто, покинуто, никому не нужно. Оттого оно стало отпугивающим, отталкивающим. Оно способно принять в себя лишь ветку сломанную, чью-то надломленную судьбу. чтобы перенести в мир мертвых?

Смерть близкого человека Тайана также отражает в описании природы: «Ты ушел. Все так же пели птицы...» Человек умирает, а вокруг ничего не меняется: поют птицы, веселый свет струится. Но ее личная жизнь «травинкой надломилась». Вот и сейчас: она сама ушла, ушла навсегда, а в небе солнце, чуя весну, все ярче светит, птицы уже веселее поют. А мы, оставшиеся, травинкой надломились...

В первом сборнике Тайана Тудегешева посвятила мне стихотворение, в котором есть прекрасные слова:

 

...В дни радостей так много лиц вокруг тебя,

А я крылам твоим дам силу – в час паденья.

 

Прости, что в твой час паденья не успела подставить тебе свои крылья, но они и не нужны были, ведь твоя душа устремилась ввысь, в небеса... Мы улетаем непонятно куда, но душа всегда где-то рядом!

г. Таштагол