Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Владимир Ерёменко. Дерево жизни Ирины Ерёменко

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Первая публикация о кузбасской художнице Ирине Павловне Еременко появилась в третьем номере «Огней Кузбасса» за 1988 год. Это был очерк Зои Николаевны Естамоновой.  
К столетнему юбилею художницы, который состоится 26 мая  2019 года,  мы публикуем   статью её сына, поэта Владимира Ерёменко, написанную  в 2014 году.
 
 Владимир Ерёменко
 
ДРЕВО ЖИЗНИ ИРИНЫ ЕРЁМЕНКО
       Ерёменко Ирина Павловна родилась в 1919 году в деревне Осиновке Велижского района Смоленской области в крестьянской семье. С десяти лет жила в Сибири, куда весной 1929 года переехала их семья.  
     Здесь, в деревне Правый Мурюк Чебулинского района, тогда Новосибирской, ныне Кемеровской области, и поставили дед с отцом для семьи крепкий просторный дом, посреди вековечной тайги, великой, щедрой красавицы Сибири. Отсюда Ирина с другими ребятами ходила в школу в село Новая Оленьевка за двенадцать километров. Старшая из десяти братьев и сестер, Ирина с детства познала теплоту семейной любви, нелегкий крестьянский труд, уход за детьми, заботы по дому, красоту сибирской тайги, земли и неба.
 В шестнадцать лет пошла в доярки, а через два года в числе лучших работниц была направлена в филиал областной зоотехнической школы в поселок Тяжин. Окончив с отличием школу, она устроилась работать участковым зоотехником в поселке Чебулинский. Молодость, красота мира, трудовой азарт – все это сформировало сильную, активную, творческую личность. В ее участок входило двадцать колхозов. Всю войну Ирина работала на нём.  Только глубокое традиционно-нравственное воспитание, крестьянская закалка, высокая ответственность перед Богом и людьми помогли с честью вынести эту ношу. «Я у папы с мамой из первого материала кроёная», – говорила про себя Ирина Павловна. 
       В 1946 году вышла замуж и переехала в город Мариинск Кемеровской области, где до пенсии трудилась торговым работником.
В 1974 году  Ирина Павловна ушла на заслуженный отдых.
       И вот уже 57-летней оказалась волею судьбы (поехала за дочкой помогать воспитывать внучек) в Казахстане  на берегу Каспия, в городе Шевченко, ныне Актау.  
    Красавец-город! Будто взлетающий белый лебедь. Дома на высоких сваях. А выстроен он в безводной пустыне. Пресная вода завозная, а также –  переработанная через атомный реактор морская. 
Красавец-город, да не Сибирь! 
Просторно глазу, да сердцу тесно.
Разве это деревья?
Затосковала Ирина Павловна по Сибири и впервые в жизни, взяв в руки кисточку и детские краски, вылила тоску на бумагу – нарисовала сосну. 
Кто бы мог подумать, глядя на ее первый рисунок, что из этого зерна вырастет дивный лес Ерёменко Ирины Павловны?
      Через три года она вернулась в Сибирь к своим деревьям. Красота, наполнившая её душу в далёком детстве, звала к себе.  
«Древо Жизни» – так будет она называть многие свои работы. «Древо Жизни»  – так называются теперь все её выставки. 
– Мама, –  спрашиваю я её, – а что бы ты делала, если бы не поехала с Таней в Шевченко и не начала рисовать? 
Она отвечает:
– Работала бы где-нибудь в киоске.
– Хорошо, что поехала,  –  смеюсь.
– Хорошо, –  подтверждает.
 
И вот уже двадцать пять персональных выставок на счету художницы Ерёменко Ирины Павловны. 
Первая выставка была оформлена в родном городе Мариинске (1986 год). 
О, как она боялась, сопротивлялась показывать своих детей-младенцев (так она называла собственные рисунки) широкой публике!
 –  Надо мной же смеяться будут! Меня же там все знают! Скажут, что это с ней на старости лет?!. 
И только после убедительных уговоров, после разъяснений, что это особый вид художественного творчества – самодеятельное, наивное искусство («Вот у нас такой же всемирно известный художник-примитивист Иван Селиванов!..»), согласилась. И сразу же – радостные отклики, улыбчивые лица, вопросы.
 И первая запись в книге отзывов: «Дорогая Ирина Павловна! От всей души поздравляю Вас с открытием Вашей выставки. Пусть Ваши солнечные работы всегда радуют людей! С уважением, Ю. Кудряшов, 3 августа 1986 года, г. Мариинск». 
И пошли выставки одна за другой. 
 Помню, когда мы оформили в 1990 году выставку в прекрасном зале Дома Творческих Союзов, Александр Суслов, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России, окинув взглядом представшую красоту, утвердительно воскликнул: «Лувр! Мама – наше национальное достояние». Кстати, мамою её называли не только дети, но и родственники, близкие и дальние люди. 
       Из книги отзывов: «Удивительная выставка! Ничего подобного раньше не приходилось видеть. Картины полны жизни, чистоты. Надо иметь доброе сердце и очень любить природу, чтобы создавать такую сказку.  Не хочется покидать выставку. Спасибо Вам, Ирина Павловна. Доброго Вам здоровья и дальнейших творческих успехов! 20.02.1990 г. Г. Новокузнецк. Романенко Е.В.».
     В этом же 1990-м году – город Кемерово,  Дом художника. Отзывы: «Ваши картины – что-то необыкновенное, такое впечатление, что попадаешь в свое детство, в мир сказки, радости, как будто напился из родника детства. Спасибо Вам, радуйте и радуйте всех добрых людей. Пусть радости в жизни будет больше. Подпись. 30.10.90». 
      Санкт-Петербург (тогда Ленинград), 1991 год, Музей этнографии народов СССР. Два месяца выставка (совместно с работами мастеров-туесочников Кузбасса) украшала одну из самых элитных выставочных площадок страны. «Сибирь в Ленинграде»  –  так называлась экспозиция. Из  отзывов: «Большое Вам спасибо! Сердце оживает при виде такой красоты. Очень бы хотелось увидеть издание работ Ирины Павловны Ерёменко. Такая книга пришлась бы по душе многим из нас. Ещё раз спасибо! Лана Мамонова (художница), 27 августа 1991 года, г. Ленинград».
       И опять – Новокузнецк (1992), Дом творческих союзов. По стенам и на ширмах – деревья, а на кубах и пандусах – золото берестяных туесов народных мастеров Мариинска. 
В этом же 1992 году её картины участвуют в выставке наивных художников России «Сон золотой» в городе Москве в галерее «Дар». Восхищенные отклики известного искусствоведа Ксении Богемской, директора выставки Сергея Тарабарова, других организаторов. Пять картин Ирины Павловны висели в одном зале с полотнами известного миру художника-земляка Ивана Селиванова.
     Москва (1993 год, январь-февраль), Государственный Дом народного творчества. Совместная выставка с туесами  мастеров Кузбасса.
     Москва (1993 год).  Выставка «Шедевры наивного искусства» на Солянке. Впервые прозвучала идея о создании энциклопедии наивного искусства России. Три работы Ирины Павловны выбраны для этого планирующегося издания. Но вот уже 2014-й, а энциклопедии пока нет. Образован, слава Богу, Музей Наивного Искусства в Москве, который старается  продвинуть издание Энциклопедии. Собрано много материалов, в том числе о творчестве Ерёменко И. П. 
      В 1994 году открывается шестая персональная выставка в Кемеровском областном музее изобразительных искусств в рамках экспозиции «Семья», на которой представлены работы четырех творческих семей художников. И самый большой зал – зал «Древо Жизни» Ерёменко Ирины Павловны. Ее картины с рисунками её детей и внуков. 
     Седьмая персональная  – город Ленинск-Кузнецкий, 1996 год, краеведческий музей. 
     Восьмая персональная выставка (посмертная) в 2009 году к 90-летию художницы снова в Кемерово в музее ИЗО. Открытие 1 июля. Весь третий этаж (залы и коридор) украшен деревьями Ерёменко Ирины Павловны. Из книги отзывов: «Восхищен!!! Прекрасный художник мой современник! Такое чистое мышление. Мне хотелось бы, чтобы в городе Мариинске был музей её имени, а лучше бы в Кемерове. Этот дар Божий нужно умело хранить. Вл. Сотников, заслуженный художник России. 14-7-2009».
       Почти все работы художницы подарены детям, внукам, родственникам, друзьям, близким и дальним людям, музеям, находятся в частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом. Её знают и ценят многие художники-профессионалы, зрители хранят самые радостные воспоминания о встречах с её работами. 
       По окончании экспозиции выставка «Древо Жизни»  в качестве передвижной с сентября 2009 по сентябрь 2011 гастролировала по городам  Кузбасса.  Вернисажи, музеи, детские художественные школы организовывали экспозиции, торжественные  открытия и закрытия выставки, проводили экскурсии. Так Ирина Павловна Ерёменко продолжала работать и после ухода с земного плана. На семнадцати выставочных площадках области в течение двух лет радовали людей  картины художницы. 
      Благотворителями выставки были губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев, Департамент культуры Кемеровской области, ГУК «Кемеровский областной центр народного творчества и досуга», ГУК «Кемеровский областной музей ИЗО», ООО ПК «Галтель», ООО «Берег-Кемерово, бумага и картон». Информационные спонсоры: ООО «Антом», ООО «ИНТ». Даже нашли возможность для издания двух наборов открыток. 
Многие люди принимали участие в организации, проведении и освещении выставки. Спасибо всем!
Навсегда отпечаталось в душе удивительное ощущение и осознание того, что не мы всё это организовывали, а Ирина Павловна собирала нас и влекла в радостные просторы чудесного Вечного мира!
Звала и возвращала в Рай!
        Да, все, кто занимался выставкой и посещал её, никогда не забудут этих встреч с Красотой, счастливого пребывания в свободе, ликования души. 
       Потому хотелось закрепить это чувство. Организовать музей картин Ерёменко Ирины Павловны. Подарить всем постоянную возможность видеть их в любое время. С первых же выставок оформилась эта идея. С первых зрительских возгласов. С первых откликов профессионалов. Уже начали всерьез думать, где быть музею – в Мариинске или в Кемерово.
         Люди хотят встречи с радостью. 
       С мгновениями Рая в своей душе.
       Незадолго до своего ухода из земной жизни мама как-то сказала, что в последнее время  часто, не только во сне, но и наяву видит множество цветов.
        – Разноцветные!.. Голубые… Розовые… Но в основном –  белые… Такое большое белое кипенье цветов!.. Что бы это значило?.. Кто мне это разгадает?.. 
       Я улыбнулся: 
      –  Я разгадаю, мама!.. Рай ты видишь… Нарисуй его.
      –  Рай!.. – она улыбнулась.
       А я нисколько не выдумывал, не преувеличивал, не успокаивал её. Я просто с этим чувством жил уже давно. С того самого дня, когда впервые, разложив на полу её картинки, вдруг почувствовал, что через них, как из окон, на меня глядит Рай! В этот же день я написал об этом стихотворение «Сосна горит на солнце янтарём…»
       Это стойкое ощущение.
       И не у одного меня. 
       Вот и в статье «Из Рая возникнув» член Союза художников России, искусствовед Людмила Оленич пишет о заложенном в подсознании художницы удивительном первородном восприятии мира, его гармонии и красоты. Чудесной  способности передачи этого видения через свои картины: «Её искусство, не сомневаясь, можно отнести к лучшим образцам современного отечественного примитива… Стилистика её работ уникальна, в ней соединились коллективно-этническая память и потрясающий личный опыт художницы. Механизмы такого соединения загадочны, их нельзя объяснить, и потому творческий путь этого мастера должен остаться в памяти как неподражаемое достояние нашей культуры».                            
       А мама сама удивлялась тому, что выходит у неё из-под кисти.
       Радовалась и удивлялась.
       И растила всё новые и новые свои сказочные  деревья. 
       Иногда, глядя на свои рисунки, она говорила: 
–  Ну, какая я художница?!. Я ведь и рисовать-то  нигде не училась!..
       А однажды, отвечая на вопросы, и прежде всего самой себе, –  откуда всё это?  – Засмеялась и сказала: 
        – Вот говорят, что мне помогал Бог! Правильно!.. Бог увидел, что я стараюсь, спустился и помог мне…
       И это так. И это называется синергия. Кто так живет, тому во всем помогает Бог.
      Так и рождается художник, творец. Сначала он услышит Зов, затем начинает проявляться во всех делах своих, во всех работах, которые творит, казалось, далеко от художественного (самодеятельного ли, профессионального) творчества – и вдруг тянется к кисти, краскам, к листу бумаги и начинает выражать свои чувства рисунком, цветным пятнышком, ликующей песней. Выражать то главное, что наполняет все существо его – Любовь к Жизни. Что проявлялась всегда в характере его и сейчас в новом деле настоятельно просится наружу. И неумелые вроде картинки вдруг начинают играть такой радостью цвета, что уже хочется яснее это изобразить-выразить. А ремесла, мастерства – не хватает… И тогда на помощь ему приходят Высшие Силы.
       Потому, наверное, глядя на картины Ирины Павловны, душа наполняется такой высокой радостью и красотой.  
       Красота!..
       Праздник!..
       Рай!.. 
 
 
 
 
P.S.   К 100-летнему юбилею Ирины Павловны Еременко в Москве, в  Музее наивного искусства, с 26 декабря 2018 по 17 февраля 2019 года состоится персональная выставка кузбасской художницы.  
В 2019 году планируется провести выставки еще в Кемерово и Иркутске.
Выставками  «Древо жизни» после смерти сына художницы занимается её внук Александр Еременко-Клаузер.
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.