Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Критика, литературоведение

Ирина Ащеулова. Об Александре Ивановиче Каткове

Рейтинг:   / 0
Одному из известных поэтов Кузбасса – 70 лет. А. И. Катков принадлежит к поэтическому поколению 1970–1980-х годов. Если говорить сухим официальным языком биографии: родился на хуторе Зайцево Курского района Ставропольского края, учился в Пятигорском институте иностранных языков, продолжил учёбу в университете имени К. Маркса (г. Лейпциг, Германия). Работал переводчиком, преподавал немецкий язык в вузах Кемерова. Лауреат премии «Молодость Кузбасса» (1988). Печатался в газетах и журналах: «Литературная Россия», «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни» (Новосибирск), «День и ночь» (Красноярск), «Огни Кузбасса», «Южная звезда» (Ставрополь), «Барнаул».

Михаил Рантович. Следы божественного (о книге Ю. Шкуратовой «Следы»

Рейтинг:   / 0
Тонкая книжка Юлии Шкуратовой «Следы» заключает в себе три десятка небольших стихотворений, хотя могла быть составлена из меньшего их числа, поскольку не все они равноценны, без некоторых можно было бы обойтись. Крайне невыверенной выглядит композиция книжки. Минималистичный формат издания всё-таки обязывает к отбору лучшего и характернейшего из написанного, а также к обдуманной компоновке отобранного. Юлии Шкуратовой, кажется, не достаёт более ответственного отношения к представлению своего творчества.
Жаль, поскольку творчество это уже потому довольно ценное, что для Кузбасса не совсем типичное (насколько вообще можно говорить о типичном в отношении стихов: поэзия как раз там и начинается, где ожидания обманываются).

Владимир Есенин. Сирень, цветущая у сердца (О книге Александра Каткова «Сирень»)

Рейтинг:   / 0
Больше всего человечеством сказано о Боге и любви, а связь между тем и другим глубокая и органичная, потому что Бог есть любовь. И слова о них – самые прекрасные, гениальные и одухотворённые. Хотя лучшие умы веками посвящали себя воспеванию Бога и любви, всё равно этого так мало, что многие считают, будто любви и Бога вообще нет. Могут возразить, что и деньги обладают таким же, якобы Божественным свойством: сколько бы их ни было, их всё равно всегда мало. Однако в первом случае речь идёт о духовном, во втором – о материальном.

Татьяна Горохова. Отклик на сборник стихов Д. Клёстова «Распутица». Отклик на книгу Г. Гулевича «Одной судьбой с Отечеством живу»

Рейтинг:   / 0
Отклик на сборник стихов Дмитрия Клёстова «Распутица»
 
«Распутица» – новая книга поэта Дмитрия Клёстова, вышла в 2019 году. Рас-пу-ти-ца. Удивительно ёмкое слово, имеющее множество синонимов, в каждом из которых скрыт свой смысл. Беспутица, беспогодица, бездорожица, раздорожица, кисель. Но первое, что приходит на ум, – бездорожье, непролазная, раскисшая грязь. У Иосифа Бродского дорога в распутицу «как река, зараза, <…> не то чтобы весна, но вроде. Разброд и кривизна». А вот у Клёстова всё по-другому – «мне отрадно в распутице вешней». Как говорится, почувствуйте разницу. 

Марина Федорова. Бабочки в кадре и за кадром. (Читая стихи Михаила Рантовича)

Рейтинг:   / 0
Рантович снимает мир (и себя в мире) на плёнку, нисколько не смущаясь повсеместного массового перехода на «цифру». Более того, ощущая собственную – победную – уникальность в верном следовании тому, что кто-то сочтёт старомодным. Будто из тех времён, когда и плёночная фотография ещё только набирала популярность, в строках его стихотворений вдруг появляются-проявляются поэты первой волны эмиграции: Вячеслав Ходасевич, Георгий Иванов и другие. От слепого подражательства здесь нет и следа. Напротив, очевиден поиск собственного пути, который в том числе проходит дорогами великих поэтов. Консерватизм Рантовича, однако, далёк от пассеизма.

Нина Инякина. Без позолоты фальши

Рейтинг:   / 0
Получила неожиданный подарок – новый сборник стихов Сергея Донбая. Узнала о его выходе в свет случайно из интернета: библиотеки.кемеровские.рф поделились информацией под названием: «Листая страницы журнала «Огни Кузбасса». Оттуда я и узнала, что 28 февраля 2019 года в детской библиотеке имени А. М. Береснева состоялась творческая встреча авторов журнала-юбиляра с читателями. На встрече главный редактор журнала не только рассказал историю журнала, которому исполнилось 70 лет, но и представил свою новую книгу «Во сне снегов», стихи из которой прочитал собравшимся.

Пётр Ткаченко. «Во мгле мерцающие строчки…». К 60-летию Н. Зиновьева

Рейтинг:   / 0
Поэты, как правило, приходят не оттуда, откуда их ждут. Если ждут вообще… Так, видимо, устроено восприятие и постижение мира, что зачастую люди судят о настоящем по предшествующим образцам. А потому так часто и не различают своих поэтов. Или же принимают за поэзию то, что ею не является. Ведь, как правило, от поэта ждут подтверждения своих представлений, порой основанных на случайных влияниях. А он являет нам неведомое, ибо он – «единственная новость, которая всегда нова» (Б. Пастернак). Подняться к нему труднее, чем снизвергнуть его с его духовной бытийной высоты в быт и повседневность, подстроить его под себя, что и делается обыкновенно. Но дело поэта, назначение его состоит вовсе не в том, чтобы удивить, а то и ошарашить человека, выбить его из привычного хода жизни и повергнуть в растерянность. 

Вячеслав Елатов. Открываются архивы

Рейтинг:   / 0
В канун 25-летия нашей Победы над фашистской Германией известный советский поэт Николай Тихонов предвидел, что со временем архивы откроются и «покажут миру славу и позор». Ещё 25 лет спустя статья, приуроченная уже к полувековому юбилею Победы, напомнила читателю об этом восьмистишии, где глагол в первой строке по-прежнему отсылал нас к неопределённому будущему: 
 
Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.