Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Тамара Высоцкая. 30-летию Новокузнецкого городского отделения Союза художников России

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Мы одна из молодых общественных организаций в составе ВТОО «Союз художников России» - самого масштабного и массового объединения художников страны и зарубежья. Родословная отделения ведется от Кемеровского областной организациис 1989 года. Процесс ее становления на территории Кузбасса и Новокузнецка описан членами нашего отделения - искусствоведами: В. А. Панжинской – Откидач; Л. Г. Даниловой, системно изучившей историю художественной жизни города; Т. М. Высоцкой, автором-составителем юбилейных альбомов и каталогов; в информации издателя справочников и альбомов О. М. Галыгиной. Избранность профессии «художник» в том и состоит, что память о нем сохраняется не только в фотографиях и сердцах близких. Она остается в холстах и графических листах, в памятниках, созданных скульпторами и монументалистами; в альбомах и каталогах, написанных искусствоведами; на страницах журналов и газет, воспетая журналистами - преданными поклонниками местной творческой среды. «Память эпох и поколений» хранится в фондах городского художественного и краеведческого музеев, музеев Сибири и России, в общественных зданиях, в городской среде, в частных собраниях, воспоминаниях коллег и современников.
Поэтому в раздел юбилейной выставки, по традиции, включена экспозиция произведений мастеров, ушедших из жизни, чье творческое наследие находится в собрании НХМ. Второй раздел составили произведения современных мастеров искусства. Третью часть - коллекция картин и графических листов, подаренных авторами своему отделению, которая была систематизирована, оформлена и впервые обнародуется в залах Дома творческих Союзов. 
У выставки, как у произведения искусства, должно быть имя для ее идентификации в истории. Пять лет назад мы многообещающе провозгласили: «25 лет Новокузнецкому отделению СХ России: продолжение следует».  Поэтому и нынешнее образное название - «Новые горизонты» -  символично и оправдано. На наш взгляд, оно отвечает чувству подъема, который переживает коллектив после успешного проведения межрегиональных проектов «Сибирь-12», «Сибирь. Регионы»; перспектив выставочной деятельности по реализации художественного проекта «Форма», который  включит молодых и зрелых художников трех Федеральных округов: «Урал – Сибирь - Дальний Восток»; в виду открытия в Новокузнецке Сибирского Центра Современного Искусства.
«Горизонт»,  как известно, - это линия, визуально разделяющая небо и землю, у нее нет края и до нее нельзя добраться, но на ней есть точка схода. У каждой творческой личности есть своя «линия горизонта», а у всех нас общая точка схода – «Союз художников России». И, конечно, наше родное отделение, которое объединяет, поддерживает, стимулирует и представляет искусство Новокузнецка на разных выставочных площадках сибирского и всероссийского масштаба.
Ну чем не горизонты, расширившиеся до огромного культурного пространства?! Безусловно, многие из нас и ранее были участниками или инициаторами проектов, конкурсов, научных конференций регионального и российского уровня по линии НХМ, региональных организаций СХ, галереи «Сибирское искусство», по личной инициативе А.В. Суслова в работе с творческой молодежью города и региона. Теперь же стратегия нашего городского отделения стала программной не только для художественной жизни Новокузнецка, Сибири, но и России, фокусом творческих событий. Ощущение, что «продолжение следует возникло и благодаря успехам молодых художников, недавно принятых в Союз, но имеющих огромный послужной список выставок регионального и российского уровня, отмеченны высокими наградами и поддержанных со стороны СХ России стипендиями и премиями (Екатерина Чепис, Илья Храбрый, Ярослава Хмель, Всеволод Суслов, Илья Ключников)… Это поколение, родившееся в восьмидесятые годы, местное, взращенное в Новокузнецком колледже искусств, в Красноярской и Новосибирской школах.
К своему тридцатилетию, несмотря на преобладание «возрастных» членов СХ, мы не устали, а окрепли и оживились. Череда «весенне-осенних» экспозиций сменилась практикой выставок конкретизированных идеей и темой, таких как «Тепло Кузбасса», «Продукт на экспорт», молодежный выставочный проект «Окна», «Белое крыло», «АРТ-форум художников – преподавателей Юга Кузбасса»; организацией индустриальных пленэров, конкурсными выставками «На встречу 400-летию града Кузнецкого», издательскими планами каталогов и альбомов…
На пустом месте ничто не вырастает: прежде нас жившие и творившие, старшие коллеги-современники своей творческой деятельностью подготовили и поддерживают прекрасную почву для полнокровной современной художественной жизни.  Ретроспективная часть экспозиции – важный культурный срез эпохи и «портрет» личностей самих художников.
Свои «горизонты» у поколения пятидесятых-шестидесятых, которые были членами общей для Кузбасса организации СХ. Они просматриваются в листах С.А. Бачевского, А. С., Холодова, в картинах Ю. Г. Лобузнова, в скульптуре А. И. Брагина, отразивших позитивное мироощущение и дух романтического отношения к реальности. Для того поколения главным предметом художественного осмысления были заводы и шахты, магистрали и линии высоковольтных передач, портреты типичных тружеников Кузбасса. Графические листы Холодова, мастерски исполненные в индустриальном жанре, - эти знаки эпохи «соцреализма», остались непревзойденными по символической силе образов. Галерея портретов А. И. Брагина так же обладает весомостью образов и вещностью формы.
Живопись И.А. Лебедева и Г.И. Елина из фондов НХМ являет образцы новых принципов художественной образности семидесятых годов, стилистически более смелой и декоративной. Произведения из ретроспекции художественной жизни того периода отразили осмысление современности, полное надежд и свершений, память о времени, когда человек человеку был товарищ и брат, а мироощущение было едва ли не общим для всех. Впрочем, на каждом временном отрезке местной истории искусства выделялись художники-лидеры, определявшие творческие ориентиры и атмосферу жизни коллектива.
В экспозиции представлены произведения из объемных авторских коллекций тогда еще молодых художников Новокузнецка: Александра Бобкина, Николая Мигулина, Виталия Карманова, Николая и Людмилы Статных, Ивана Шмидта - «формалистов», транслирующих другое ощущение времени вэкспериментально смелых художественных высказываниях. Ретроспекция экспозиции показывает, насколько современники, но не сверстники, были людьми разных эпох, какой ярко выраженной образно-пластической системой и сугубо индивидуалистской, критической или оппозиционной, вплоть до отторжения  от реальности, они обладали и обладают.
Достаточно вспомнить творчество Виталия Карманова – экспериментатора формы, язвительно разоблачающего идеологию «совка» и пародирующего темы «соцзаказа». Насколько разные художественные реакцииу них возникали в условиях вялотекущих процессов и последующего за ним хаоса. Тогда «горизонты» казались закрытыми, а численность отделения составляла менее 30 человек.
Но следующая за ними группа художников, рожденных на рубеже шестидесятых: А. Гаврилов, А. Архиповский, А. Попов, А. Брызгунов, С. Шаталов, А. Храбрый, Е. Гаврилова – формировались в среде, едва ли не самой свободной по критериям новой художественности 1990-х и «нулевых» годов. Отметим, что наше местное сообщество художников отличалось благожелательностью к формальным экспериментам своих коллег, оставаясь достаточно строгим на выставках.
В целом, этот период изобразительное искусство Сибири характеризуется  многообразием художественных стилей и эстетических концепций. Одни пережили  увлечение этноархаикой (А. Суслов, О. Комаров, Спесивцевы, А. Архиповский, Л. Арбачакова). Другие ушли в переоценку опыта русского и зарубежного авангарда начала XX века: в неодекоративизм (Н. Мигулин, Е. Сиротюк, А. Думлер, А. Архиповский, С. Соломатин, Е. Гаврилова); в русло экспрессивно-живописного и абстрактного направлений (Н. Ротко, А.  Попов, В. Спесивцев (в графике), Е. Чепис. Менялись, искали и находили для себя новые «горизонты» в разных и даже противоположных пластических системах, но большинство предпочло язык экспрессий. Не прямого отражения реальности, но арсенал экспрессивных средств  - интерпретирующей функции искусства как более действенной формы репрезентации новых смыслов.
Обратимся к современной части экспозиции. Здесь экспонируются работы зрелых и молодых членов новокузнецкого отделения, определяющих ныне основные художественные направления в творческой среде, часть из которых имеет полувековой стаж работы в изобразительном искусстве. Некогда«молодое» поколение как-то незаметно перешло в ранг «старших»: Е. П. Башарина, И. Б. Бессонов, Н. А. Ротко, А. В. Суслов, П. П. Рещиков, А. М. Гаврилов. Оставаясь тем не менее  в творческом активе, в который на рубеже девяностых и «нулевых» вписались младшие современники: Анатолий  Думлер, Архиповские, Елена Гаврилова, Спесивцевы, Якунины, Руслан Высоцкий, Анатолий Храбрый. Эти «свободные художники» до сих пор не позволяют себе простоев, обладают огромной рабочей самодисциплиной. Они выпускники разных школ: от Харькова до Иркутска - непохожие, противоположные по мирочувствованию и пластическим средствам, работающие без оглядки на авторитеты. (Как это бывает, когда в среде количественно превалируют коллеги одной-двух школ).
Творческое кредо ныне активно действующих художников: П. Рещикова, Е. Башариной, В. Пешкова, В. Васильева, С. Стрыгина, А. Архиповского, А. Ковригина, А. Храброго состоит в продолжении классических традиций российской школы, в стремлении к объективному отражению и поэтичному воспеванию натуры.Эта линия следования есть в тонкости акварельных разработок пейзажного жанра Е. Гавриловой и А. Суслова; в мастерстве и профессиональной культуре В. Спесивцева, Я. Хмель, С. Стрыгина, Т. Никулиной. Была она в пейзажном жанре В. Лукьянчикова и А. Брызгунова. Словом, есть это крепкое крыло традиций в изобразительном искусстве Новокузнецка.
Есть и крыло диаметрально противоположных авторов, чье мироощущение оказалось более восприимчивым к жесткой детерминации социальными и идеологическими бурями. Оно в той или иной мере наблюдается у старших и младших, предпочитающих язык стилизаций, обобщений и экспрессий.
Для И. Б. Бессонова отстраненность от дисгармонии социума выразилась в уходе во   внутреннюю жизнь, погружение в жизнь моделей и героев композиций, исполненных в оттенках печали, к сфере духовной в евангельских композициях. Границы формы, абрисы и колорит со временем у него станут все более эфемерными, ибо он пишет хрупкий мир, как бы держась от реальности на расстоянии вытянутой руки.
Для Александра Суслова формой отстранения стал  уход в неосимволистскую эстетику с надмирными символами и знаками. В воплощение сверхчувственных и интеллектуальных идей о единстве современности с евразийской историей и культурой, в кодировку смыслов, изобретение собственного художественного языка, более того, новой формы.
Более прочные связи с предметным миром отмечаются в пейзажах А. Храброго, А. Архиповского, А. Гаврилова, демонстрирующих ту меру и силу экспрессии, которая преображает натурные виды в формат «пейзаж-картина».
В русле тезиса «искусство как форма познания действительности и способ ее отражения» приглядимся к творчеству следующего поколения современников. Оно демонстрируют иную шкалу реакций, достаточно широких: от насмешливого, порой язвительного отношения к явлениям общества средствами смыслового и пластического гротеска (С. Шаталов, А. Гаврилов, А. Брызгунов) до ухода в мир иллюзорных образов красоты (Н. Спесивцева). Или в упоение живописной декоративностью пластики и цвета (Е. Гаврилова, А. Думлер, Н. Спесивцева, В. Федоров).
После А. Бобкина и В. Карманова эту линию по своему продлил А. Гаврилов, с его склонностью к иронической отстраненности к персонажам в графических притчах, выполненных в гротескных формах,  в сюжетах «ню»; в знаковой форме избыточных по набору натюрмортов. В теплом юморе прикладников А. Архиповской, О. Комарова, Р. Багаутдинова, С. Петриной, в интерьерных натюрмортах В. Спесивцева, использующих средства народной культуры, фольклорных представлений о красоте, опять же экспрессивных в абрисах, ритмах, фактурах и цвете. В иронически-сочувственном  отношении к «шахтерской» теме, некогда главной в искусстве Кузбасса, в пластических интерпретациях А. Богданова, нагруженных смысловым подтекстом.
Некая отстраненность от сиюминутного усматривается в ряде произведений Е. Зерфус, в пластике кущ деревьев и садов, в замкнутости на себе моделей ее портретов. Для Никиты и Ильи Ключниковых, Ярославы Хмель искусство - сфера прекрасного, идеального. Они воспроизводят миры, зачастую не имеющие прямого отношения к реальности. Неоромантическая культурная традиция в творчестве этих молодых художников обращена к мифологии, образам «сада», Эдема. Герои Ключниковых - условны, у Ярославы – предметно убедительны и даже фотореалистичны. Но суть общая –оторванность  от земного,  противопоставление ему высших сфер,  образов духовного и фантастического.
Среди молодых отметим трех-четырех авторов, чье творческое сознание обращено к реальности и даже к ретроспективному пересмотру фундаментальных ценностей местной социальной и техногенной истории: В. Суслова, И. Храброго, А. Богданова. Тему главного продукта Кузбасса (уголь и металл), осознаваемую под знаком «плюс»,художники решают в романтическом и эпическом ореоле средствами резких цветовых контрастов, ракурсов, смещенных планов и акцентированных ритмов. Оценка экологических последствий индустриализации Кузбасса у Е. Чепис напротив - со знаком «минус» (серия листов и ряд картин).
Прикладное искусство сосредоточено в руках всего нескольких художников. Двадцать лет назад в новокузнецкое сообщество влились известные к тому времени мастера объединения «Прокопьевская береста» под руководством Е. Животова. Их творческие открытия возможностей бересты как материала стали чрезвычайно успешным опытом синтеза традиций российской народной культуры и школы профессионального мастерства. За ними в СХ пришли станковисты, укрепившие позиции художников в творческой среде Прокопьевска и внесшие разнообразие в общую картину творческих концепций, жанровых и видовых категорий изобразительного искусства Новокузнецкого отделения. Да так, что экспозиции декоративно-прикладного искусства теперь демонстрируют разные возможности и техники: в гобеленах Л. Якуниной и А. Архиповской, в знаковых аппликациях А. Архиповской, в керамической скульптуре А. Богданова и панно А. Добровольской,  в берестяной пластике Р. Багаутдинова и О. Комарова, в туесах В. Шмидта и В. Федорова. 
За тридцать лет деятельности Новокузнецкого городского отделения ВТОО «Союз художников России» произошла смена поколений, выросла численность организации, объединяющая 56 профессиональныхмастеров искусства: живописцев, графиков, скульпторов, монументалистов, художников декоративно-прикладного искусства, искусствоведов. Четверо удостоены почётного звания «Заслуженный художник России», двое - «Заслуженный работник культуры РФ», один – научного звания «Член-корреспондент Российской Академии художеств», четверо - «Народныймастер России», двое «Народный мастер Кузбасса». За последние пять лет в члены ВТОО «Союз художников России» принято 19 человек, организовано объединение молодых авторов и кандидатов для подготовки и приема в «СХ». Увеличилось число участников региональных, российских и зарубежных проектов.
Наряду с творческой деятельностью тринадцать человек преподает на художественных отделениях Детских школ искусств и Областного колледжа. Наши мастера многосторонне умелы, могут работать как в станковых формах, так и в прикладных. Группа художников под руководством Л. И. Ключникова занимается храмовым искусством -  фресковой живописью и иконописью; П. П. Сиротюк - храмовой росписью. Работают в традициях художественной росписи по металлу (О. Ротко), в технике бересты (В. Шмидт, Р. Багаутдинов, В. Федоров), гобелена и батика (Л. Якунина, А. Архиповская, Г. Назарова); эмали (П. и Е. Сиротюк). Умеют создавать скульптурные памятники и мозаики, разрабатывать художественные проекты, проекты музейных экспозиций и арт-объекты (В. Ерофеев), вести декоративно-монументальные росписи стен и реставрационные работы, иллюстрировать печатные издания. И много чего еще, что может быть востребовано современным обществом и на что может откликнуться художник, знающий, что такое труд и постоянное напряжение физических и интеллектуальных сил.
Время уходит – память остается… Среди нас нет уже 17 товарищей, оставивших огромное художественное наследие. Добрая память  и светлая печаль обо всех ушедших и безвременно покинувших этот мир.
В моей благодарной памяти хранятся воспоминания о частых встречах в мастерских, шумных спорах о политике и искусстве, о всеобщем дружеском расположении.  Как жили бурно, с безразличием к благополучию, ощущая свою личную свободу и личное пространство творчества как самую высшую ценность. Но, не смотря на безрассудное порой к себе отношение и некоторое пренебрежение к житейскому, здесь в мастерских, за темными окнами которых пролетает жизнь, художники успевают жить полнокровно, заполняя стены, ниши и антресоли картинами и графическими листами, периодически извлекая  их на свет,  и доставляют их на выставки: от городских до всероссийских; разрабатывают художественные проекты. 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.