Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Елена Трухан. Евангельские открытия Достоевского

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

К 190-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

 

 «Евангелие – настольная книга Достоевского» - так назывался  выставочный проект, реализованный к 190-летию со дня  рождения писателя в новокузнецком литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского. Он посвящен значению Священного Писания в жизни, творчестве, философии, судьбе гения мировой литературы. 

Импульсом к созданию новокузнецкого выставочного проекта стал выход в свет в конце 2010 года в издательстве «Русскiй мiр» фундаментального коллективного двухтомного труда «Евангелие Достоевского». Первый том этого издания представляет собой факсимильное воспроизведение «Нового завета» 1823 года, личного экземпляра писателя, с подробным описанием помет (ногтем, карандашом, чернилами, сухим пером), а также загибов страниц, сделанных владельцем книги. Второй том – кропотливо собранная достоевсковедами и приведенная в систему совокупность данных о присутствии евангельского Слова в  художественном, публицистическом, эпистолярном мирах Достоевского. Бесспорно, двухтомник «Евангелие Достоевского» для многих стал настоящим открытием. С его появлением в научный оборот вошли ранее неизвестные широкому кругу, находящиеся на грани утраты,  литературно-биографические и музейные источники. Именно они дали жизнь выставочному проекту.

Открытие нового в уже знакомом – лейтмотив экспозиции «Евангелие – настольная книга  Достоевского». Её авторы  -  директор музея Е.Д. Трухан, научный сотрудник М.Г. Баркова,  художник-оформитель В.А. Ерофеев - представили  музейное пространство как место открытий, как постижение неизвестных страниц жизни и творчества, казалось бы, известного писателя-христианина. Благодаря такому взгляду удалось передать посетителям многоуровневую мистическую и образно-символическую связь Ф.М. Достоевского со Священным Писанием, рассказать много нового о взаимоотношениях личности и Книги, наметить по-достоевски тонкую грань между жизнью и литературой, художественным и евангельским Словом.

Ключом к экспозиции «Евангелие – настольная книга Достоевского» и основой для ее членения на зоны стали слова 33-летнего писателя, адресованные им жене декабриста Н.Д. Фонвизиной  в конце января – 20-х числах февраля 1854 года. Это знаменитое размышление Достоевского о  символе веры: «…Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной…».

Движение вслед за мыслью Достоевского позволило  определить внутри эпистолярного фрагмента пять знаковых вех в биографической и литературной жизни писателя: «Евангелие чуть ли не с первого детства»; «Рождество и Пасха на каторге»; «1864 и «Мертвый Христос»;  «Мадонна в облаках»; «Вековечный от века идеал». (Пять – значимое для Достоевского число, достаточно вспомнить, что главные его романы называют «Великое Пятикнижие»). Детские впечатления и годы каторги, смерти родных и близких в 1864 году, зарубежные знакомства писателя с шедеврами мирового изобразительного искусства (Рафаэль «Сикстинская мадонна» и Ганс Гольбейн-младший «Мертвый Христос в гробу»), литературные отражения Нового завета в «Великом Пятикнижии» - все это разные по времени и глубине встречи с Евангелием, запечатленные в музейном пространстве в виде инсталляций.

При обрисовке определенных ситуаций из жизни Достоевского (хранил Евангелие под подушкой; гадал на Евангелии; во время каторги носил кандалы весом около 4,5 кг) авторы проекта вплотную приближались к принципам ансамблевого экспозиционного показа.

Как известно, окно в культурной традиции ассоциируется с выходом за пределы чего-либо (бытового пространства, скучных рамок, стереотипов мышления, общепринятых мнений и восприятий и др.). Оно как будто создано для того, чтобы визуализировать саму идею пространства открытий. Это внезапно распахнувшиеся  возможности познания другого мира и главная новость, свежий воздух перемен и  вероятность проникновения в дом лучей, шума другой жизни. На выставке типовые окна деревенского строения переживали метаморфозы, превращались в экспериментальное пространство. Больничное окно, каторжное окно, окно-переход между земным и небесным миром, храмовое окно - все это созданные «оконные лики»,  подчеркнувшие своеобразие каждой очередной встречи Достоевского с Евангелием.  

Выставка строилась как постепенное, пошаговое приближение экскурсантов к удаленному смысловому центру в третьем зале - письменному столу писателя, возле которого располагался холст, изображающий Спасителя с Евангелием в руках. Таким образом, весь экскурсионный маршрут становился метафорой индивидуального восхождения каждого посетителя к символу веры писателя -  Иисусу Христу, «вековечному от века идеалу». Примечательно, что эту же идею приближения ко Христу, к евангельскому Слову несет в себе и макет памятника Ф.М. Достоевскому, выполненный художником В.С. Дьячковым в 2001 году и также представленный в экспозиции.

Картина «Образ Спасителя» была специально написана для литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского новокузнецкой художницей, студенткой Красноярского художественного училища И.А. Луцишиной. 

Еще одним акцентом в инсталляции «Вековечный от века идеал» стало   факсимильное издание Нового завета 1823 года, личного экземпляра Ф.М. Достоевского, с вложениями, хранившимися в нем.  Все эти своеобразные «закладки», «заметы» писательской души, имеющие глубокое духовное содержание, ранее были указаны в  документальном источнике – «Инвентарной описи архивных документов», составленной Г.Ф. Коган.  Создатели выставки постарались максимально полно представить  вещественные реликвии из описи, чтобы показать посетителям неведомого Достоевского.

Раскрыть евангельскую тему в выставочном проекте помогли и другие музейные и немузейные образы. Так, в инсталляции «Евангелие чуть ли не с первого детства» старинный сундук превратился в символ духовного багажа и вместилище детских воспоминаний, в том числе - первой встречи с книгой «104 Священные истории Ветхого и Нового завета», а нити – в образ культурных, литературных, событийных, родственных, ассоциативных  и др. связей, тянущихся через всю жизнь Достоевского.

Привлекли к себе внимание посетителей и елочные  украшения (ангел-хранитель и расписное пасхальное яйцо) в инсталляции «Рождество и Пасха на каторге», одновременно несущие семантику новогодней игрушки и православного образа. Их переклички между залами предоставили возможность экскурсоводам «развернуть» в евангельском ключе «детскую» тему Достоевского и тему воскресения из мертвых, сердцем которой являлась инсталляция «1864 и Мертвый Христос Гольбейна». В ней сломанные напольные часы с полуистертым циферблатом и будто искореженными цифрами передают мысль о внезапно остановившемся, но в тот же момент давшем новую точку отсчета, времени. Оформленные в траурном стиле, часы воплощают образ безвременья, преодолеваемого Словом. Один из примеров такого преодоления – дневниковая запись Ф.М.Достоевского у гроба первой жены М.Д. Исаевой «Маша лежит на столе…» от 16 апреля 1864 года, которую исследователь А.С. Серопян рассматривает как исток «Великого Пятикнижия»…

Выставочный проект «Евангелие – настольная книга Достоевского» стал событием для многих посетителей новокузнецкого музея Ф.М. Достоевского. В частности, он был удостоен положительных оценок со стороны кузбасских поэтов и писателей. В своем отзыве о выставке член Союза писателей России Л.А. Никонова  отмечала: «Выставка «Евангелие – настольная книга Ф.М. Достоевского» открывает этапы Богопознания и Богообщения, через которые прошел великий писатель-христианин... Она привлекает внимание всех почитателей творчества Федора Михайловича Достоевского, внимание всех искателей ответов на загадки глубочайшего ума и мятущейся совести, подступающих в поисках Истины непосредственно к Богу...».

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.