Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Валерий Плющев. Духовная услада (О поэтической антологии «Слово о матери»)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

«Духовная услада…»

Уникальное издание явил читающему миру Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» – двухтомник «Слово о матери: Антология сибирской поэзии».

Эти два тома – каждый около 700 страниц – являются продолжением серии общесибирского историко-литературного альманаха «Тобольск и вся Сибирь», количественно подбирающегося к двум десяткам изданий, посвященных истории освоения и преобразования Сибири, – проект можно с полным правом назвать самой настоящей сибирской энциклопедией.

«Духовная услада» – так назвал «Слово о матери» один из поэтов-участников альманаха. А всего на страницах издания представлено более 500 поэтов.

«Слово о матери» издано в итальянском городе Вероне, навечно связанном с гением Шекспира, хотя поэт никогда там не бывал. По-настоящему роскошное издание увидело свет громадным для нынешнего времени тиражом 5 тысяч экземпляров. Мелованная бумага, крепкие корешки под кожу, тиснение золотом, замечательные многоцветные иллюстрации  лучших сибирских художников плюс детские рисунки – всё сделано добротно, на века, чтобы можно было взять с книжной полки и через пятьдесят лет, и через сто или двести.

Издание, несмотря на его немалую себестоимость – 3,5 тысячи рублей, не поступало в свободную продажу: только дарение этого  книжного великолепия со стороны его инициаторов, что можно оценить как  беспримесную духовную благотворительность. В число адресатов-получателей вошли, среди прочих, и основные сибирские библиотеки, среди которых и наша «Федоровка» в Кемерове.

Одним из авторов и инициаторов этого уникального проекта является Аркадий Елфимов – председатель президиума общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», бывший мэр этого города, книгоиздатель, историк, художник-фотограф, меценат, коллекционер. Это его энергия, вложенная  в каждый из томов великолепной серии «Тобольск и вся Сибирь», сливаясь с энергетикой авторов, коих общим числом уже более тысячи человек, захватывает всех, открывающих страницы альманаха.

«Слово о матери»… Откуда взялась идея? Родилась у её редактора и составителя, поэта из Омска Юрия Перминова на Шукшинских чтениях, совпавших с празднованием 100-летия мамы Василия Макаровича. Поэт подумал: а не сделать ли книгу, «посвященную образу матери». Три года труда и издание в руках читателя.

В книгу включены известные и малоизвестные поэты, представившие свою песнь о Матери – святом для каждого слове, священном имени. Здесь же стихи о Родине, Родине-Матери, её святынях рукотворных и нерукотворных, духовной мощи и нравственном запасе, по крупицам собранном поколениями предков. И о Родине Небесной, которая предвосхищается в лике Родины земной, в её нивах и бессловесной душе Природы, в иконных светоносных образах. 

«В этой книге заключена соборность» – очень точно определил один из поэтов-соавторов. Книга-приношение включает в себя поэтов в изначальных границах Сибирской губернии – это значит, что вошло  и поэтическое Зауралье, и Верхотурье, и Соликамск, и Исецкая провинция, Пермь Великая и Вятка, Дальний Восток. В ней не только уроженцы Сибири и ныне живущие здесь, но и поэты, отбывавшие здесь каторгу и ссылку, воевавшие на стороне «красных» или «белых» и примиряющиеся на страницах антологии, эмигранты со всего белого света. Вот, например, мелькнул предтеча Серебряного века русской литературы Иннокентий Анненский всего одним стихотворением. И сноска, в которой сказано: «Родился в Омске». А следом через несколько страниц наша кузбасская Любовь Арбачакова, поэт и художник, выставку произведений которой, лучащуюся национальным колоритом, можно было недавно лицезреть в нашем кузбасском Прокопьевске. И Николай Асеев, соратник Владимира Маяковского, заявившийся в послереволюционную столицу, поет о Москве, как о матери, широко поет, напитываясь от полноты и глубины родных дальневосточных далей.

А кто-то и молитву вышептывает. Одни поэты – давно в лучшем из миров, некоторые недавно ушли, многие живут и здравствуют. Есть и расстрелянные в годы террора. На страницах антологии живут совместно, не мешая друг другу, хорошо известные русские поэты всех поколений: Александр Одоевский, Николай Клюев, Павел Васильев, Леонид Мартынов, Николай Заболоцкий, Сергей Наровчатов, Борис Ручьев, Станислав Куняев, Татьяна Смертина, Светлана Сырнева, многие другие. На страницах альманаха поселились навсегда авторы с громадной территории, где проживают представители многих наций, среди которых коренные национальности и народности: русские и якуты, чукчи и тувинцы, эвены и ханты, коряки и юкагирцы, манси, алтайцы, ненцы, нанайцы буряты и шорцы… 

Не хотел приводить поэтических строк, в качестве примера: все, заинтересовавшиеся поэтической антологией могут ознакомиться с изданием в нашей областной библиотеке. И не удержался, взял  только одно из своеобразных стихотворений в переводе, созданное бурятом Батожаргалом Гармажаповым под названием «Я» – высокий настоящий гимн Матери.

Я – стремление матери,

                                  Я – мучение матери,

                                  Я – горе матери,

                                  Я – щит матери,

                                  Я – совесть матери,

                                  Я – счастье матери,

          Я – единственный сын матери. 

А вот наш кузбассовец Николай Колмогоров, проживший полвека, представлен всего одним стихотворением «Мать солдата». И отчего-то в кратких биографических его данных последние слова: «Затем уехал в Москву…» И всё? Да нет же. Уехал, учился, вернулся в Кузбасс и плодотворно работал на поэтической ниве. Потому я и подписал карандашом после трех точек текста на странице: «И вернулся в Кемерово».

Всего же в антологии представлено 24 поэта из Кузбасса, все хорошо известны в нашем индустриальном крае. Перечислю так как они даны в алфавитном порядке на страницах двух томов, не упоминая тех, о ком сказал выше: Виктор Баянов, Виктор Бокин, Борис Бурмистров, Леонид Гержидович, Сергей Донбай, Валерий Зубарев, Владимир Иванов, Анатолий Иленко, Александр Катков, Дмитрий Клёстов, Виталий Крёков, Вячеслав Лопушной, Ирина Малкова, Валентин Махалов, Наталья Мурзина, Любовь Никонова, Семен Печеник, Сергей Подгорнов, Наталья Поляченкова, Андрей Правда, Александр Раевский, Таяна Тудегешева.

А ещё и Николай Шипилов (1946 – 2006 гг.) жил в нашем Новокузнецке, учился там когда-то в школе, и Анатолий Суздальцев из Магадана, состоявшийся как поэт, конечно, в Кузбассе, и, безусловно, Василий Федоров – музей его имени находится в любимой им Марьевке, где поэт проводил каждое лето в последние свои годы, – это наши поэты, из Кузбасса.

Кто-то не попал в антологию по разным причинам, не будем об этом сейчас говорить. Но такое мощное представительство «кузбасских», конечно же, обязано, прежде всего, поэту и многолетнему редактору журнала «Огни Кузбасса» Сергею Домбаю, члену Редакционного Совета двухтомного «материнского» альманаха. Это его усилиями не очень дисциплинированное в обыденных  условиях поэтическое сообщество было так емко представлено на страницах «Слова о матери».

Антологии (альманахи) часто обзывают разными  пренебрежительными словами, вроде «коллективного кладбища», есть и более хлесткие определения. Дескать, никто не читает эти «кирпичи». А и не надо открывать «Слово о матери» всуе. И не требуется читать всё подряд: открыл, впитал одно-два стихотворения и достаточно, до следующего раза. Но, что эти стихи будут востребованы, в том сомнений у меня нет.

Издание уже называют выдающимся – таких, действительно не было, – уникальным, историческим, нужным нынешнему и будущим поколениям, подтверждающим сплоченность российского народа.

А ещё ведь и художники Сибири явлены во всей разности школ и стилей работами «в тему» антологии. Среди живописцев присутствуют три представителя от изобразительного искусства из Кузбасса: С.Аристов, Е. Юманова и А. Осипов – каждый представил по несколько талантливых работ. В «Сказание о матери» включены детские рисунки и несколько фотографий, опять-таки с образами матерей. 

Результат работы большого коллектива в виде двухтомной антологии получился по-настоящему светлым, духоподъемным и интеллигентным. 

Валерий Плющев.

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.