Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Вера Лаврина. Весною золотою

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Вера ЛАВРИНА
«ВЕСНОЮ ЗОЛОТОЮ…»
Детская литературная студия 
«Словотворчество»

Удивительной чертой нашего времени, возможно, ещё не совсем осмысленной, является массовое писательство, повальная тяга к созданию текстов (а также изображений и видео). Это связано, конечно, с необычайными возможностями, которые предоставляет интернет. Писать принялись все, начиная от детей и заканчивая людьми элегантного возраста. Часть пишущих делает это ради заработка, но подавляющее большинство – ради интереса, увлечения, самопрезентации. Интернет взрывается от лавины статей, постов, размещённых на разных ресурсах художественных произведений. Так что для большинства нынешних малышей писательство станет неизбежной судьбой. Писать придётся. Поэтому умение создавать литературные или просто интересные тексты будет очень востребованным. И совсем не лишне, а очень актуально – формирование навыка сочинительства у детей.

На это и нацелена работа студии «Словотворчество» детского садика № 32. Создание студии было частью реализации гранта «Мы родом из детства», который выиграл коллектив детского сада (директор О. А. Степанова) совместно с кузбасским отделением Союза писателей России. В студию пришли детки четырёх – семи лет из разных групп. Они хорошо справились с различными литературными заданиями, победили в конкурсах чтецов. Мной была составлена обширная программа. Она предполагала сочинительство в таких жанрах, как: загадки; колыбельные песенки; дразнилки; страшилки; стихи о временах года, любимых игрушках, мамах и папах; рассказы; сказки; «мультики»; театральные представления.

Но было одно большое но. Дети не умели ни читать, ни писать, им нельзя было давать какие-то творческие задания на дом – следовало творить здесь и сейчас. Существовал лишь один неограниченный ресурс – их живая подвижная фантазия. Проблема метода встала сразу и во весь рост.

Одним из таких методов стал рисунок. Живопись восполняла неумение писать: дети изображали свои фантазии. Рисунки становились отправным моментом для литературного творчества. Рисование позволило также осуществить индивидуальный подход к каждому. Для литературных занятий это необходимо и неизбежно: пока все рисуют, с теми, кто уже готов, можно начинать процесс сочинительства. А сам живописный образ, созданный ребёнком, становится поводом для литературного произведения. Многие дети с помощью педагога стихи и сказки сочинили на основе рисунков.

 

Вот такой стих о зиме сочинила Вирсавия Понасенко:

Мальчик в снегопад идёт,

На планете – Новый год!

Ёлочка всех веселит.

Дед Мороз с мешком спешит!

 

Соня Ильиных придумала интересную сказку «Злая ведьма» тоже на основе своего рисунка. Сказка предварялась стихом:

 

Летит ведьма на метле,

С длинным носом – на метле!

Заколдовывает всех

Её громкий жуткий смех!

 

ЗЛАЯ ВЕДЬМА

 

Девочка шла по полю с кошкой. Она зашла в лес и встретила там ведьму.

– Как ты узнала, что я здесь живу? – спросила ведьма.

– Я хочу, чтобы ты расколдовала мою кошечку, – ответила девочка. – Когда я спала, кошечка убежала в лес. Она была белой, блестящей и доброй, а теперь стала синей и злой. 

Ведьма не хотела расколдовывать кошку.

И тогда Сонечка решила сделать волшебный компьютер с кнопками. Она взяла бумагу и нарисовала его, а в центре нарисовала самую главную волшебную кнопку и покрасила её красным цветом. Сонечка нажала на волшебную кнопку, и кошечка снова стала белой, блестящей и красивой. Так Сонечка помогла девочке и кошечке.

В этой сказке два неожиданных и очень креативных для ребёнка решения.

1. Сам автор, Сонечка, вмешивается в повествование.

2. Она рисует на бумаге волшебный компьютер, то есть становится волшебницей и помогает героине сказки. Рисунок превращается в сказочный артефакт. 

Ещё одним важным инструментом работы с детьми стал «подогрев». Этим игривым термином я называю довольно обычное занятие – чтение образцовых, проверенных произведений тех жанров литературного творчества, которым посвящены занятия. Вдохновляющими примерами становились известные, классические произведения русских поэтов и писателей и лучшие образцы кузбасской литературы, фольклор. Если тема занятий – «Загадки», детям предварительно предлагались для отгадывания различные загадки, если «Колыбельные песни», то они слушали колыбельные, затем – «Считалочки», «Стихи о весне» и так далее. Такое чтение расширяло читательский кругозор детей, настраивало их на творческую волну, задавало некие архетипы, образцы для собственного творчества.

 

Так, Нина Корягина с Сашей Исхаковым сочинили колыбельную, в которой использовали повторяющиеся для колыбельных обороты:

 

Мой любимый хомячок,

Мой любимый толстячок,

Ты ложись-ка на бочок

И усни, мой толстячок.

 

Даша Щеглова сочинила считалочку с традиционной для них концовкой:

 

Мы устали, 

Мы устали,

Собирали мы цветы.

Кто выходит?

Я и ты!

 

Детям с высоким литературным потенциалом предлагалось сочинять стихи построчно: первая строчка сочиняется ребёнком, вторая – педагогом, потом опять ребёнком и педагогом. Замечательный результат показала Соня Мягких, сочинив вместе с педагогом колыбельную песенку:

 

Соня: Солнце село за окном,

Педагог: Тишиной наполнен дом.

Соня: Спи, малыш мой, баю-бай,

Педагог: Поскорее засыпай!

 

Ну и конечно, новые произведения рождались в постоянном диалоге с детьми. Метод «вопрос – ответ» оказался самым действенным. Именно с помощью этого метода рождались, редактировались и шлифовались многие детские произведения.

Когда осваивался жанр рассказов, а мы начали с рассказов о маме, для создания связного текста использовался исключительно метод «вопрос – ответ». Многие дети, начиная с ответов на вопросы, поставленные педагогом, продолжали свой рассказ спонтанно, добавляя интересные детали, рассуждения, желания. Хочу привести два небольших рассказа о маме, созданных детьми с использованием этого метода.

 

Первый написал Станислав Конев.

 

Моя мама красивая, у неё глаза зелёные, как лето. Я её люблю, потому что она моя мама. Я люблю делать с ней всё на свете. Я ей помогаю мыть посуду, застилать кровать и свою, и папину с мамой. Если у мамы есть время, я с ней играю в камень, ножницы, бумагу. А когда мы едем на дачу, то играем в игру «Угадай на букву…».

Я люблю всё, что мама готовит, но больше всего омлет с кукурузой, помидоркой и мяском.

Мама не смотрит со мной мультики, она в телефоне своё кино смотрит, но мне неважно. Главное, чтобы маме было хорошо. Если у меня будет много денег, когда вырасту, то я куплю ей машину и мы поедем путешествовать. Мама хотела в одну страну съездить, я забыл, как она называется.

 

Второй рассказ сочинил Дима Князев.

 

Моя мама красивая, у неё короткие коричневые волосы. Когда мы куда-то идём, она модно одевается. Она иногда добрая, иногда строгая. Мама часто улыбается. Я бы хотел подарить маме много бриллиантов разных цветов. Я хочу сам их вырастить в лаборатории, где кристаллы выращивают. Я знаю мамину мечту: она хочет новую машину «Нива», не «Шевроле», а обычную. Она очень любит смотреть фильмы по телевизору и в телефоне. Называет меня котик и Димулька.

Незаменимым помощником стал для нас диктофон. Дети с воодушевлением наговаривали на диктофон свои произведения и потом с интересом слушали то, что сочинили. Дальше записывался диалог, в котором уточнялся и редактировался текст юного сочинителя.

Диктофон использовался и для совместного сочинительства в ходе упражнения «Сказка бегом». Включался диктофон, и начиналась импровизация: дети по очереди развивали сказочный сюжет, передавая диктофон от одного к другому. Правда, буйная детская фантазия с трудом придерживалась единой сюжетной линии, но кое-что всё-таки получилось.

 

Вот отрывок из сказки «Баба Яга и дракон», которую сочиняли все дети с помощью диктофона.

 

Жила в дремучем лесу Баба Яга. Один раз у неё очень сильно заболела спина. И она пошла в лес собирать грибы, чтобы сделать себе лекарство. И нашла там маленького-маленького дракончика. У него было сломано крылышко, потому что на него напал большой дракон. Она взяла себе маленького дракончика и стала его воспитывать…

И, конечно, мы много играли и даже баловались. Ведь мои юные сочинители – большие непоседы. Мы танцевали, маршировали, играли с мячом под стихи, демонстрируя и вырабатывая чувство ритма. Придумывали персонажи из фломастеров – Досю и Фросю, которые путешествовали по сказкам-рисункам, запускали бумажные самолётики с рисунками для сочинения сказок, мастерили из листочков куколок и убаюкивали их под свои колыбельные.

Начинали мы с самых простых и вместе с тем интересных для детей жанров – фольклорных. Сначала это были загадки. Они дались довольно легко. Дети с удовольствием придумывали их – и все вместе, и по отдельности.

 

Много загадок сочинила Соня Ильиных

 

Оно волнуется,

А им любуются.

(Море)

Я не знаю, как зовут,

Он гуляет там и тут. 

(Котик)

 

Интересной получилась загадка у четырёхлетнего Артёма Пичугина, она состоит всего из двух слов: «Игручая, мяучая».

 

И ещё. «Запускают красиво, но это не салют (конфетти)» – придумала Василиса Ефимова; «Капает с неба, когда серые тучи (дождик)» – Лиза Григорьева; «Белые пушинки, но не снежинки. Попробуешь на вкус – и сморщишься (соль)» – Даша Щеглова.

Потом перешли к считалочкам, колыбельным песенкам, дразнилкам. Последний жанр вызвал у детей воодушевление, они сочиняли дразнилки не только друг на друга, но и на себя.

 

Вероника Гончарова сочинила про себя такую дразнилку:

 

Вероничка-клубничка,

Очень любит кашку, 

Такая милашка!

Много внимания было уделено вечной литературной поэтической теме: временам года. Невозможно привести все стихи, сочинённые детьми, но некоторые мне хочется представить.

 

Шутливый стих о зиме написала Дарья Щеглова:

 

Лепим мы снеговика –

Нина, Саша, Лида, я.

Снеговик у нас такой:

Толстый, белый и большой.

 

Василиса Ефимова написала о весне:

 

Весна, весна, весна пришла!

Тепло и радость принесла!

Травка пробивается,

Цветочки распускаются.

На занятии, посвящённом стихам о весне, я предложила детям нарисовать мультик. Мы раз­делили листочек на три части. Первый «кадр» – это ранняя весна, второй – средняя и третий – поздняя. При обсуждении того, что происходит в каждом весеннем периоде, дети накапливали впечатления, воспоминания, необходимые слова и выражения. И затем мы приступили к написанию стихов.

 

Вот что сочинила Вирсавия Понасенко:

 

Весною золотою 

Небо голубое.

Солнышко сияет,

Снег холодный тает.

Птички прилетают,

Радостно порхают.

 

О летнем веселье задорно написала Соня Девятко:

 

Летом в парке развлечений

Мы качались на качелях

С маленькой сестрёнкой

И смеялись звонко!

 

Сонечка Ильиных сочинила такое стихотворение об осени:

 

Осень щедрая пришла,

Урожай нам принесла:

Фрукты, ягоды, грибы –

Всё, что очень любим мы!

 

Много занятий было посвящено сказкам. Пожалуй, это был самый лёгкий и благодатный для детей жанр, потому что согласовывался с детской фантазией, особенностями их воображения.

 

Руслан Хисамутдинов сочинил экологическую сказку с очень изобретательным (прямо-таки библейским) наказанием злого охотника:

 

Жил-был злой охотник. Он каждый день ходил в лес, по следам выслеживал животных и убивал их. Он очень много убил животных. Об этом узнал добрый волшебник. Он прилетел и наказал злого охотника. Он превратил его в рыбу, которую постоянно ловят на крючок.

Интересным этот опыт был тем, что он опроверг моё устоявшееся мнение о литературной одарённости детей. Я ожидала, что должны выявиться какие-то лидеры, которые смогут одинаково хорошо сочинять в разных жанрах и на всех занятиях. Такие дети были. Но было и другое. Дети, которые долгое время никак не проявляли себя, вдруг к середине курса стали сочинять необыкновенно фантазийные сказки или даже фантастические рассказы, демонстрируя очень высокий потенциал. Фантастика оказалась их темой. Например, Глеб Волокитин стал автором нескольких ярких фантастических историй, которые он умело иллюстрировал подробными, затейливыми рисунками. 

 

Отрывок из рассказа Глеба Волокитина «Инопланетяне и метеорит»:

 

Жил-был мир. В Солнечной системе произошли магнитные изменения, из-за которых треснула Луна. Огромный кусок отвалился и стал метеоритом. Он начал приближаться к Земле. А в это время мимо Земли пролетал инопланетный корабль, в нём летели инопланетяне. Они увидели, что к Земле движется огромный метеорит, и стали спасать Землю. Инопланетяне послали сигнал землянам о метеорите, чтобы вместе начать работу по спасению Земли. Потом они выпустили из корабля огромную железную магнитную руку, которая должна была захватить метеорит. <…> Операция по спасению Земли закончилась благополучно.

 

Склонность к фантастическим рассказам про инопланетян проявила и Нина Корягина. Фрагмент её произведения «Пришельцы»:

 

В одной деревне стояли избушки. В них жило много-много людей. Однажды прилетели в деревню огромные пришельцы: папа и два его сынка. И они напустили на деревню такие чары, чтобы она перевернулась. Она перевернулась, и все дети и взрослые из этих избушек вывалились. Люди хотели поймать пришельцев, но они скрылись в закате. 

Для любознательных читателей сообщу, что история закончилась тем, что земляне и инопланетяне вместе вырастили на Земле прекрасный «огромный сад, который был виден даже из космоса».

 

В фантастических рассказах Нины Корягиной фигурируют и злые инопланетяне:

 

Была прекрасная Земля. И вдруг возле Земли появились летающие тарелки. Когда они приземлились, из них выскочили инопланетяне. Они были злые и страшные: пятиглазые, с тремя ногами, двумя хвостами и большим красным ртом. С ними шли их животные: четырёхрукие и четырёхногие, с очень большими ушами, как у слона.

 

Творчество Глеба Волокитина и Нины Корягиной убедило меня включить в программу сочинение фантастических историй. Современные дети вполне готовы и склонны к этому.

 

Случалось и так, что ребята, на которых я рассчитывала и у которых что-то получалось, вдруг, по непонятным для меня причинам и к моему большому сожалению, переставали интересоваться литературным творчеством и посещать студию. Ещё один интересный момент: были дети с буйной не­оформленной фантазией, у них иногда выходил сумбур вместо связного повествования. Но именно они порой становились авторами значительных творческих идей и замыслов.

Одно занятие у нас было посвящено пьесе. Мы долго думали, про кого же сочинить пьесу, кто будет её героем? И вот Ариша Баталова, у которой в руках был лопнувший шарик, сказала: «Я буду про шарики сочинять!» Она тут же нарисовала шарик, покрасила его и вырезала. Потом другой, третий. «И действительно, – подумала я, – нет более простого и интересного персонажа для пьесы, которую исполнят сами дети, чем воздушный шарик. Дети держат в руках цветные воздушные шарики (это персонажи) и разыгрывают с ними какое-то действие: разговаривают, танцуют, бегают». Возможно, когда-нибудь такая пьеса будет представлена.

Надеюсь, эти первые опыты литературного творчества не забудутся и благотворно скажутся на развитии детей.

г. Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.