Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Зоя Естамонова. Я и мы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Читателю
В беседах и в письмах, в социальной сети и в книге порой неосознанно ищем созвучие – своих единомышленников, подобно тому, как в большом пространстве природы нашему голосу откликается эхо.
Иногда ответ – молчание или негативная реакция. Это не мешает общению с теми, кто не похож на нас. Всякое бывает в огромном семействе нашей планеты.
Главное – искать и находить способ дружелюбия.
1
Ум идёт вперёд, когда идут вперёд все нравственные силы.
Н. Гоголь
«А вы чувствуете, как над нашими головами из лазурного неба снижается какое-то загадочное, жутковатое существо, имя которому – цифросфера? – спрашивает, а может, предупреждает главный редактор газеты «Завтра», писатель Александр Проханов. – Цифровая тень затмила солнце прежней реальности…» Он считает, что зловещая технология – «универсальный инструмент управления историей».
С ним согласна доктор экономических наук Елена Ведута: «Власти стран пытаются использовать цифровые технологии для манипуляций людьми и тайного контроля над ними».
Согласны ли вы, доктор философских наук Фёдор Гиренок?
«Мы обезьяны цивилизации. Я пессимист. Я не верю в прогресс. Не верю в искусственный интеллект. Меня сейчас занимает не наука, а искусство».
Что же думает философ Анатолий Суханов?
«Математика – в основе творческой жизни. Цифры в ритмах изображения, музыки и поэзии… Музыка есть жизнь чисел. Красотой созвучий управляют числовые закономерности…»
Дипломат Дмитрий Рюриков, вы не согласны?
«Ставка сделана на глобальную цифровую революцию. Культура и искусство перерождаются – всё больше уходят от реальности, перестают служить духовному созиданию, превращаются в средство отупляющего развития…»
Что же сказал бы великий мыслитель ХХ века Николай Бердяев?
«…Человек привык жить в органической связи с землёй, растениями и животными. Власть техники несёт с собой ослабление душевности в человеческой жизни… Роковой процесс технизации, механизации, материализации жизни – кризис, прежде всего духовный».
Итак, противоположные точки зрения:
1) цифровые технологии – умное будущее,
2) оцифрованный – безбожный мир.
 
«Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» – звучит восторженный голос поэта. Политолог усмехается: «Как бы род людской, понукаемый с помощью машин и электронных компьютеров, не выродился, потеряв человеческое…»
Поэт не уступает:
 
Ещё, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там – всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
 
Поэта Валерия Брюсова и учёного Анатолия Суханова мог бы, наверное, поддержать, сам не зная об этом, создатель теории квантового единства Вселенной, лауреат Нобелевской премии 1922 года, датский физик Нильс Бор: «Искусство способно напомнить нам о гармониях, лежащих за пределами математического анализа».
Продолжая рассуждения о технизации жизни, Николай Бердяев говорит, что «техника создаёт атмосферу, насыщенную энергиями, которые были ранее сокрыты в глубине природы».
Нильс Бор мог бы добавить: «В глубине материи нет детерминизма, там неограниченное своеволие, пластическое своеволие мыслящей материи, истоки самосогласованности природы».
Вспомним об одном из событий в биографии гениального учёного.
В августе 1938 года в Кронбергском замке Эльсинора, там, где когда-то звучал голос Шекспира: «Быть или не быть?», Нильс Бор, выступая на сессии Всемирного конгресса антропологов и этнографов, говорит о «национальном самодовольстве, свойственном всякой человеческой культуре, замкнутой в себе». А когда он добавил: «Мы поистине можем сказать, что разные человеческие культуры дополнительны друг к другу», из зала демонстративно удалилась группа немецкой делегации.
1939 год. Завершён научный труд Н. Бора и Д. Уиллера «Механизм деления ядер урана». Эта работа и работы других исследователей, связанные с изучением процесса расщепления урана, совпадают по времени с гитлеровской оккупацией Европы, началом Второй мировой войны.
Известно, что существовал приказ об аресте и переброске Нильса Бора в Германию. Понимая опасность пребывания на родине, он спасается и в Швеции, и в Англии.
Власти этих стран беспокоятся о своём: информация о создании атомной бомбы может попасть в Советский Союз.
«А взорвётся ли она согласно теоретическим выкладкам?» – спрашивает Черчилль Бора, и тот отвечает: «Разумеется, она взорвётся, но что будет дальше?»
А дальше была Хиросима и Нагасаки.
Состояние Нильса Бора хорошо понимал его коллега Роберт Оппенгеймер: «Он был слишком мудр и потому безутешен. Мы сделали работу за дьявола».
На Женевской конференции по проблеме мирного атома тема выступлений называлась «Физика и человечество». «Квантовая теория больше не влечёт меня, – говорил Нильс Бор. – Первостепенная проблема – найти путь к предотвращению ядерной войны».
Да, но как найти согласие с теми, кто страдает манией величия? К примеру, один из них, вице-президент Америки Джон Линдон, после полёта в космос Юрия Гагарина признавался: «Вдруг небо стало чужим. Глубокий шок – от сознания, что другая нация достигла превосходства над нашей великой страной».
В майском журнале 2018 года «Архивы ХХ века» журналист О. Арсеньев публикует сообщение: «Согласно мнению большинства конспирологов, уже столетие в недрах США зреет чудовищный план: управление массовым сознанием в планетарных масштабах».
В ноябре 2018 года газета «Завтра» публикует беседу с доцентом МГИМО Ольгой Четверяковой, автором книги «Трансгуманизм в российском образовании. Наши дети как товар». Автор рассказывает о создании электронной школы (РЭШ), базы для будущего, более обширного проекта «Цифровая школа». Куратор – американская компания Cisco.
Ольга Четверякова ссылается на состоявшееся в декабре 2017 года заседание президиума Совета по стратегическому развитию, где премьер-министр Медведев назвал проект «Цифровая школа» одним из самых приоритетных, а министр просвещения Васильева заявила, что проект будет реализован в рамках более обширного – «Современное цифровое образование».
Но мы ведь пользуемся интернетом, знаем, что цифровое изображение в телевизоре ярче и богаче. Электронные дневники, журнал, ноутбук, планшеты – этим не удивишь. Что же всё-таки может быть опасным, с точки зрения Ольги Четверяковой?
«В новой образовательной среде будет создан примитивный тренинг, благодаря которому человек фактически перестаёт развиваться как личность». Традиционное образование будет также существовать, но только для немногих, поскольку станет очень дорогим. «В стратегии национальной безопасности США эта сфера может быть ключевой, поскольку главной составля­ющей современных войн является не информационная, а поведенческая война. Ведь от того, как формируется не только мысль, но и образ поведения, привычки, навыки ребёнка, зависит степень возможности контролировать человека в будущем».
А далеко ли это будущее для детей, погружённых в омут интернета, для которых чужд мир книг, веками обогащавших нас и наших предков?
В 1977 году прозаик Фёдор Абрамов гостил на американском ранчо и удивлялся, что юному Джону телевизор заменяет книгу.
Вернувшись в СССР, он рассказывал: «Америка – страна фантастики. Высокий уровень экономики, сервис, деловитость и духовная нищета. Поражает невежество молодёжи».
2
Рассуждали мастера неторопко,
Не спешили приниматься за дело.
Чтобы дом – так был он дом, не коробка,
Чтоб душа в нём отдыхала и пела.
И. Киселёв
«Чем отличается человек от постчеловека? – размышляет философ Фёдор Гиренок. – Тем, что суть человека в религии, а суть постчеловека в технике…»
Известный немецкий учёный Мартин Хайдеггер видит в технике «опасное и спасительное – двусмысленное существо». Он уверен: «Власть над техникой должна являться в области, которая, с одной стороны, родственна существу техники, а с другой – фундаментально отличается от неё. Это искусство. Ведь на греческом слово «искусство» звучит как «технэ».
«Техника наступает на человека, – настаивает Фёдор Гиренок. – Хочу, чтобы в человеке сохранилось то странное, что нас ещё объединяет с художником из палеолита. Нас ведь с ним объединяет не культура, не язык, а, говоря словами Кандинского, эта «странная, вечная художественность».
Ещё ведь Василий Кандинский в книге «О духовном в искусстве» называл краски «странными, одушевлёнными существами».
Фёдор Гиренок прав, а также близок к позиции Николая Бердяева, который был уверен, что «кризис нашего времени в значительной степени порождён техникой. Активность, которую требует от человека современная цивилизация, есть, в сущности, отрицание его творческой природы».
И всё же хочется верить, что силы творчества-созидания в человеке достаточно сильны.
Среди моих близких есть талантливый живописец. Так сложилось, что с кистью и красками он общается нечасто. Но, за что бы он ни взялся, в любых делах ему не изменяет врождённый дар художника – чувство гармонии.
С вами, доктор философских наук Фёдор Гиренок, согласна, что «даже деревянный дом сделан у нас так, как делает каждый: ты входишь в дом как в картинку». Знаю я такие дома.
В 60-х годах прошлого века, работая на Кемеровской студии телевидения, я не раз посещала небольшой городок Мариинск на реке Кия, бывший посёлок Кийский. Тогда ещё его не именовали так лестно, как сейчас – «город-музей», а мне чиновники областного центра выговаривали за бессмысленную работу: «Сохранить купеческий дом в Мариинске?!» Председатель Мариинского горисполкома Н. С. Примак грустно улыбался: «Перенести двухэтажный дом, а также снять и реставрировать резьбу… Знаете, какая это сумма?»
Бывший купеческий особняк, двухэтажный деревянный дом, был образцом мастерства. По всему фасаду обшит рельефной резьбой. Выпуклыми узорами оплетены ворота. Над окнами красовался орнамент, который я видела на наличниках многих мариинских домов: две птицы и цветок, похожий на солнышко. «С птушками узор старинный, – говорил старый плотник. – Никто не знает, откуда он».
Ещё одна поездка, на этот раз с кинооператором Юрием Светлаковым. Затем о своей работе мы в письме с фотоснимками рассказали новосибирскому доктору искусствоведческих наук исследователю деревянного зодчества Сибири Е. А. Ащепкову. Он ответил: «Работы мариинских мастеров-древоделов представляют безусловный интерес».
По инициативе телевидения в Мариинск была отправлена комиссия экспертов – архитекторы и краеведы областного музея.
Спустя три года бывшая купеческая гостиница стала краеведческим музеем!
А мне удалось разыскать истоки мариинского орнамента с «птушками» и солнышком, подобным цветку, может быть и подсолнечнику.
В статье исследователя декоративного искусства Древней Руси В. М. Василенко «Славянское язычество ХI–ХIII веков» прочла: «На золотом круглом киоте ХII века из клада, найденного близ Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, изображены две птицы и между ними – круг с растительным мотивом <…> Их головки повернуты к кругу, словно притягиваемые к нему какой-то силой. Непосредственность, наивный реализм, столь яркие в народном творчестве, проникают до известной степени в образное решение этих фигурок. Птицы – стражи круга с ростком – повторяют извечную тему «древа жизни».
3
Мы живём в потрясающем 
мире, когда традиция становится революцией.
М. Делягин
«Здравствуйте, дорогие мои мама и сестрёнка! Разрешите мне вам передать свой пламенный фронтовой привет <…> Скоро покончим с гитлеровскими бандитами, разобьём и сметём с земли всю фашистскую нечисть…»
Фронтовое письмо-треугольник отправлено из Венгрии в марте 1945 года. 23 мая Михаил Савченко погиб. А в том, что с фашизмом покончено навсегда, наши фронтовики были уверены. И не только они.
«После того как в одесском Доме профсоюзов живьём сожгли людей, я не мог больше спать спокойно, – говорил корреспонденту «Красной звезды» испанец Анхель, один из ополченцев Донецка. – Вы мне скажите: как можно оставаться спокойным, когда фашизм поднимает голову?»
«Фашизм – трагическая болезнь всей западной цивилизации. Социализм и фашизм – два полюса, – пишет в своей книге «Советская цивилизация» химик, социолог и публицист Сергей Кара-Мурза, – советский проект для всей фашиствующей мировой расы как кость в горле…» Книгу он посвятил «павшим в Москве 3 и 4 октября 1993 года».
Чем больше разгорается нынешняя русофобия в Европе и Америке, тем чаще ощущается в России ностальгия по уничтоженному предателями СССР.
А. Зиновьев (бывший эмигрант, доктор философских наук): «Если бы Ельцин и его партнёры по сговору в Беловежской пуще дали себе полный отчёт в том, какое злодейство они совершили, пусть даже в ослеплении, то, будучи порядочными людьми, пустили бы себе пулю в лоб».
Жорес Алфёров (физик, лауреат Нобелевской премии): «Развал великой страны на самом деле – трагедия. Было налицо предательство политической верхушки СССР».
Елена Ведута (специалист по управлению информационными процессами): «Советскому Союзу все должны поклониться за его экономический вариант под названием социалистическая экономика».
Александр Проханов (писатель, главный редактор газеты «Завтра»): «Советский Союз не ушёл в прошлое. Он растворился в будущем».
Сергей Кара-Мурза (доктор химических наук): «СССР в ходе трудных проб и ошибок показал, что возможно человечество, устроенное как семья, симфония народов».
Арсений Замостьянов (писатель, публицист): «Наш Октябрь был прорывом в будущее. Его влияние ещё долго будет проявляться не только явно, но и подспудно».
Сергей Глазьев (академик РАН): «Глобальная система доминирования крупного капитала подавляет всё. И после распада Советского 
Союза пошёл быстрый демонтаж всех институтов социального государства, защищавшего простых людей…»
Игорь Шишкин (политолог): «У нас сейчас любят издеваться над Украиной, но РФ была создана под проект «Россия – цэ Европа». 90-е годы были «лихими» и «окаянными» далеко не для всех. И пусть не лгут либералы, что гибель Советского Союза – крушение несостоявшегося режима. Достаточно вспомнить признания идеологов перестройки».
Александр Яковлев: «Мы ломали хребет советской системе».
Михаил Горбачёв: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма… Именно для достижения этой цели я использовал своё положение в партии и стране».
Леонид Гозман (президент «Союза правых сил»): «Я верил в демократию и верю сейчас. Именно поэтому я тоже пошёл к Белому дому. И не жалею. Я счастлив, что довелось внести свой вклад в крушение той варварской системы».
Либеральные настроения не чужды писателю-фантасту Сергею Лукьяненко: «Мы как раз привыкли считать, что именно наше общество всё из себя такое коллективистское, соборное испокон веков…»
Именно так, господин Лукьяненко: испокон веков!
Определяя смуту 90-х как «историческую ловушку», противопоставляя либерализму веками испытанную традицию, Сергей Кара-Мурза подчёркивает: «СССР корнями уходит в аграрную цивилизацию. По сути крестьянских представлений о хозяйстве родился советский проект…»
Историк и журналист Александр Беляков напоминает о Столыпинской реформе: «В нашей стране сельская община и общинное землевладение просуществовали вплоть до их окончательной отмены указом 9 ноября 1906 года. Указ позволял выходить из общины с закреплением в собственность надельной земли и с возможностью её покупки и продажи. У одних земли умножились, другие, оставляя земли, вынуждены были наниматься батраками. Известный революционный лозунг «Земля – крестьянам!» обещал «возврат» к общинному земледелию».
В намерении заменить крестьянскую общину на хуторские системы Столыпин опирался на опыт прусских землевладельцев. Но и география, и природа, и традиции в России совсем иные.
Нельзя принимать во внимание только исторические факты, забывая генетическую природу живших в деревне. Это то, что передаётся нам от предков, даже если мы никогда не жили в сельской местности.
Встречаясь в конце 1960-х с писателем-деревенщиком Фёдором Абрамовым, я записала его слова: «Да ведь это же мать родная. Русская деревня – это та нива, на которой всколосилась наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык…»
В наши дни, когда в деревнях исчезают школы, почта, медпункты, магазины, они катастрофически пустеют. Молодёжь едет работать и жить в город.
В поэме «Русский крест» поэт из Брянска Николай Мельников с горечью пишет:
 
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве…
«Мы исходим из утверждения, что русский человек – общинный человек, – настойчиво повторяет Александр Проханов в беседе с губернатором Белгородской области Евгением Савченко. – И русский человек был вырван из большой общины. Наш человек после 1991 года наелся индивидуализма».
Евгений Савченко согласен: «У нас общинные корни, общинная ментальность… Здесь важно найти гармоничное состояние: между «я» как индивидуумом и «я» как общественным субъектом. И я убеждён, что идея солидарного общества как раз отвечает на этот запрос, где два «я» – индивидуалиста и общественника – находятся в согласии. Вы же помните слова Николая Фёдорова, нашего философа-космиста: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех»?»
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.