Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
и ЗАО "Стройсервис".
Когда зародилась Русь
Когда зародилась Русь? На этот вопрос нет абсолютно точного ответа. Приход Рюриков в Новгород и затем в Киев – случайная точка отсчета. Государства формируются столетиями, потому что должны созреть все условия. И потом, мне кажется, нужно различать историю государства и историю народа. Исследование генетических корней предполагает бесконечно глубокое проникновение в древность. Таким образом, есть два вектора изучения исторического пути: один обращен в будущее, другой в прошлое.
Это подобно летоисчислению: вектор «новой эры» и вектор «до новой эры». Только за нулевую точку нашей истории нужно взять не рождение Христа, а всеми признанный исторический факт. Если базовым документом для описания отечественного пути историки считают «Повесть временных лет» Нестора, то, стало быть, за нулевую точку можно взять описанное в «Повести» явление Рюриков, то есть – середину IX века.
И это лишь точка для исследования в двух названных направлениях, а никак не начало народа. Даже не начало государства российского. Моя поэма как раз оживляет один из фактов, который говорит о государственности русов еще до захвата власти в Киеве Олегом. Этот факт – поход русов на Цареград в 860-м году.
Двести судов с 8 тысячами воинов пришли тогда к византийской столице. Для организации такого похода необходимы общее управление, распределение функций, четкая координация действий всех участников, система связи. Нужна мобилизация немалых ресурсов для вооружения войска, его транспортировки, обеспечения продовольствием и фуражом.
В «Повести» говорится о том, что во главе похода стояли киевские воеводы Аскольд и Дир. Причем утверждается, что они были воеводами Рюрика. Последнее можно взять под сомнение, потому что уже опровергнуто другое утверждение Нестора (или того, кто произвольно поправил его «Повесть») о том, что поход руссов закончился катастрофой. По свидетельству очевидца событий византийского митрополита Фотия, русы ушли домой с богатой добычей и славой.
А что говорят средневековые упоминания об Аскольде и Дире? В середине IX века киевским князем становится Аскольд. Становится по наследству как прямой потомок Кiя. Это утверждали, например, авторы текстов ХV-ХVI веков Я. Длугош и М. Стрийковский, пользовавшиеся древними хрониками, документами, летописями, часть которых позднее была утрачена.
«Из версий разных авторов выяснилось, что имя Оскольд связано с названием речки Оскол в Харьковской области, – пишет современный исследователь – научный сотрудник института физиологии Украины Тамила Решетникова – Слово «оскол» происходит от древнеплеменного названия сколотов-скифов».
Сколоты занимались землепашеством в Поднепровье в VII-V веках до н. э. Они – предки славян, то есть праславаяне. В старинных источниках употребляется двоякое написание имени князя: Аскольд и Оскольд. Превращение Аскольда и его младшего брата Дира в варягов, как считают многие историки, например, словяновед академик Борис Рыбаков, произошло в конце XI – начале XII веков, после третьей редакции «Повести временных лет».
Что касается Дира, то его существование под сомнением. Тот же Борис Рыбаков признается: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».
Согласно историческим сведениям, Аскольд был выдающейся личностью своего времени, талантливым воином и государственным деятелем. Его называли хаганом, что в те времена означало – царь. В эпоху Аскольда, в середине и второй половине IX века, формировалось древнерусское феодальное государство. Русский историк В. Ключевский отмечал, что «Руська держава была основана деятельностью Аскольда...».
А началось ее формирование при князе Кiе. По древним легендам, на приднепровские холмы полян явились три брата: Кiй, Щек, Хорiв и сестра их Лыбедь. Они и построили город, назвав его по имени старшего из них Киевом. На этой земле постепенно развивалась государственность. Собрав большое войско, Кiй ходил к Цареграду, и византийский император принимал его «с великой честью». О Руси Приднепровья, о том, что там живет «рослый, могучий народ», говорится в сирийских документах того периода.
«Киев стал одним из политических центров Европы, с которым считались другие государства, – пишет Тамила Решетникова. – Им были заключены политические и экономические договоры с Баварией, Византией (после военных походов на неё), завоёваны и присоединены к Руси половцы, кривичи. Поддерживались торговые и политические контакты с Грузией, Арменией, Азербайджаном, дальним Багдадом. Происходили военные действия в 864 году с болгарами, о чем упоминается в Никоновской летописи, и под 872 годом сообщается, что «убиен бысть от болгар Оскольдав сын». Известен также поход оскольдовой дружины на южный берег Каспия, о котором сообщает персидский хронист. Воевал Оскольд и с Рюриком за Полоцк, будучи его конкурентом за власть над прилежащими землями. Более того, как пишет историк М. Берлинский, когда в Новгороде, где правил Рюрик, произошли народные волнения, вызванные его жестокостью, «великое число тамошних славян, любящих благоденствие, будучи привлечены добротою души Оскольда, поселилось в Киеве...
Лояльными были отношения Руси с мадьярами (венграми), которые некоторое время были под киевским протекторатом. Правитель мадьяр Олмош был не только союзником, но и личным другом Оскольда. Поэтому впоследствии он и похоронил Оскольда на своем Угорском (венгерском) урочище, т.е. местности, и построил над его могилой церковь Святого Николая Чудотворца. Все исторические источники отмечают, что это место с тех пор слывёт как Оскольдова могила и весьма почитается в народе».
Вероятно, именно при князе Аскольде произошло, так называемое, первое крещение Руси. Русь давно знала о христианстве. Победные походы на Византию могли стать толчком к Аскольдовому крещению. В исторических источниках называются разные даты этого события: чаще всего – 860-й и 867-й годы.
«Однажды, просматривая в архивных фондах подшивку киевской газеты за 1866 год, – пишет Тамила Решетникова, – я прочла «9 мая на Оскольдо-Николаевском урочище. В настоящем году Россия празднует тысячелетие со времени крещения перваго русскаго князя-христианина, Оскольда-Николая». Так значит, в XIX веке Оскольда еще помнили?! Как же могло случиться, что мы забыли о нем?». Пора вернуть на пьедестал великого славянского князя, собиравшего Русь и прославлявшего ее в IX веке первого тысячелетия новой эры…».
Надо сказать несколько слов и о самой Руси. В первые века новой эры праславянские племена антов занимали земли между Бугом, Днепром и Донцом.
«Один из родов иранских антов или ас был известен как светлые ас (рухс-ас), – замечает выдающийся русский и американский историк Георгий Вернадский. – Позднее славянские племена, подчиненные роду рухс, могли принять это имя. В перечне племен, покоренных Германарихом, мы находим имя Рокаса (Рогаса). Это, возможно, другая транскрипция имени Рухс-ас (Рок-Ас). Другое племя упомянутое готским историком Иорданом и могущее относится к проблеме, - это росомоны. Согласно Иордану, росомоны восстали против Германариха вскоре после вторжения гуннов. Возможно, что имя в описании Иордана, если оно не искажено устной традицией, является другой формой произношения имени роксоланы. Изначально рухс могло на некоторых местных диалектах звучать как рос, росс или русь, в свете чего могут быть поняты источники греческого rvz и славянского Русь».
Как заявляют многие исследователи, одним из ранних исторических документов, свидетельствующим о существовании древнерусского государства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus).
Средневековый хронист сообщил следующее:
«Он [Феофил] также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ, называли Рос [Rhos], которых их король [rex], прозванием хакан [chacanus], отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться [на родину], а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов».
Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат. В ряде летописей сохранились следы того, что ранние сведения о Руси связывали с периодом правления византийской царицы Ирины (797-802 гг.). По мнению исследователя летописей М. Н. Тихомирова, эти данные происходят из византийских церковных источников.
Становится популярной и такая версия происхождения русского, украинского, белорусского, польского народов: Русь – наименование одного из арийских племен (от "рус", т. е. светлый). Именно под этим именем предки русских, в числе других ариев, пришли в Европу из Памира, основав около двух тысяч лет назад в районе нынешней Кубани Русколань, колыбель русского народа. Но современные раскопки Аркаима в южном Приуралье говорят о том, что арии уже в первой половине-2-го тысячелетия до новой эры проживали на территории будущей России. Они строили оригинальные духовно-ремесленные города, плавили медь, изготавливали колесницы. Русь воистину бездонна в своем характере и своей истории…
PS: Зачем написан «Поход руссов»? Не только для углубления в славянскую историю и оживления одного из ее эпизодов. Прежде всего – для изучения отечественной генетики.
Если я – ветка на дереве, то прежде чем распускать листву и давать побеги, изучу ствол, на котором произрастаю: не гнилой ли он, есть ли у нас с ним будущее? Вижу, что ствол сильно пострадал: на нем много ран, старые высохли или покрылись бугристой корой. Но он еще крепок и простоит не один десяток лет. А вот здоровы ли его корни, какая программа на эти десятилетия заложена в них?
Попытка посмотреть в корень – вот что такое «Поход русов». Она также дает возможность взглянуть из глубины веков на давние вопросы о языке, характере, обличии русов. Почему мы все время противостоим могучим державам и мирам? Почему цикличны в своем развитии: можем век довольствоваться сохой и лучиной, а потом за два-три десятилетия выйти в космос? Почему то прозябаем, терпеливо перенося все невзгоды, несправедливости, то, поднимаясь на врага, сметаем все на своем пути. Почему знали вече и ценили общинный уклад, а теперь не можем усвоить элементарные нормы демократии?
Вопросов тьма, и путь к ответам на них лежит через научное и художественное освоение глубин истории.
Поход русов на Цареград. 860 г.
* * *
Богат и многочуден Цареград[1],
Украшен благолепными дворцами:
Собор Софии, храмы с куполами…
На пестрых площадях торги шумят…
Воловье стадо гонят продавать.
А вон ряды усыпаны плодами…
А дальше – место с хлебными рядами,
Народ туда валит – не надо звать.
Другая площадь – и иной товар:
Посуда немудреная из глины,
Ножи, чеканка тонкая эллинов,
Нарядный шелк – предмет восточных чар.
У моря с кораблей ведут рабов.
Славянами торгуют много, споро.
Поганый[2] славянин, здоровый, скорый –
Работник на судах у рыбаков
И на участке у землевладельца.
Славянок юных беленькие тельца
Приятны для вельмож и их сынков.
Архонты[3], у которых сила, власть,
Забылись в море вин и сладострастья.
А церковь люд спасает от напасти
Добро чужое и хотеть, и красть.
* * *
На рынке при народе светлым днем
Мужчин смущает нищая гречанка:
- Купец, ты здесь толчешься спозаранку –
Возьми меня, и вместе отдохнем.
- Герой, постой – я вижу, воин ты.
Из далека? Без женщины не скучно?
Не проходи, как евнух, равнодушно.
Смотри, как груди гладки и чисты.
Эй, юноша, тебе пора познать
Любви искусство. Ну же, будь смелее!
Пойдем со мной, как дева, не сомлею,
Утешу, приласкаю, будто мать.
Старик, за сыра круг отдам себя.
Я помогу тебе, какие шутки…
Мне нечем накормить мою малютку.
Пошли… Ах, улыбнулась мне судьба.
* * *
В неволе славянин который год.
Закончив со скотом, идет на поле…
Измученный полянин[4] обездолен:
На севере его земля и род.
Они зовут тревожно в каждом сне,
И сердце от глухой тоски стенает…
Дорогу в край родной полянин знает
И от плетей сбегает по весне…
Сумел уйти от стражей далеко.
Три дня уже не ел, теряет силы,
Но все идет, идет на голос милый,
Кочевья огибая степняков…
И вот он у полян, в стране отцов,
Остались от него глаза да кости.
Родные не узнали, будто в гости
Пришел чужой, и плачет он без слов.
Но мать, всплеснув руками, обмерла:
Узнала вмиг в его глазах кровинку
Супруга, что в степи растаял льдинкой,
И родинку, что на плече была.
* * *
Цветут сады на киевских холмах,
А в Днепр шелковый смотрятся березы.
Тут вечно рядом радости и слезы,
Сласть от побед и перед степью страх.
За крепостной стеною мир и лад.
Кузнечный звон и близко, и далеко…
Как будто мир, безоблачный, широкий,
Он обтекает, как сто лет назад.
Отрадой сердце полнится, поет –
Здесь отчий кров с защитой и надеждой,
Отсюда даль не кажется безбрежной:
Для сокола всего один полет.
* * *
Купалы день[5]. В священной роще люд
В одеждах белых и венках цветочных.
Здесь – принесенье жертв медовосочных…
Светло, и птицы весело поют…
Березки собрались в веселый круг
И шепчутся: секреты – их отрада.
Но вот пришла вечерняя прохлада.
Все после трапезы на луг идут.
Зажгли костры и встали в хоровод.
Девчата по Днепру огни пустили,
Чтоб пращуры к живым добрее были:
Суровых предков чтит как прежде род…
А над кострами и велик, и мал
От разной скверны души очищает…
Бог красна лета их с Огнем венчает,
Чтоб дух подобно плоду созревал.
* * *
Прошли гулянья… Пировали всласть,
Теперь пора всерьез за дело браться.
Купцы с низовьев стали возвращаться.
К себе на разговор позвал их князь.
Князь Аскольд: - Почто, купцы, товар ваш стал бедней?
Неужто притесняют вас ромеи[6]?
Купец: - Скорее, князь, они не разумеют
Того, что просим. Там мы всех бледней.
Все лучшие места у христиан:
У местных и заморских персов, греков.
Нас еле признают за человеков…
Хвала богам, что не за павиан.
А многие из наших там – рабы.
Нас продают хазары и булгары[7].
Славяне там – такие же товары,
Как воск и мед, как ягоды, грибы…
Ромеи чтут торговый договор,
Что со страной богатой заключают
На тридцать лет. А нас они не знают,
И потому у нас такой разор.
Брат князя Дир: – Ромеи позабыли, ожирев,
Все славные славянские походы!..
Как будто нет на севере народа
Достойного, а есть холодный хлев!
Для них тут – скотский двор, земля рабов.
Пора напомнить, что такое русы!
Аскольд: - Не горячись – их воины не трусы,
Их армия в оружье до зубов.
Поход свершиться должен в лучший срок.
Купцы, что слышно в мире про арабов?
Купец: Воинственны… Остановить их дабы,
Сбирает кесарь войско.
Аскольд: - Чей же бог,
Арабский иль ромейский, победит?
Пускай сойдутся и воюют жестко.
А Цареград, оставшийся без войска,
Как яблоко к нам в руки упадет...
* * *
Мать: - Сынок, зачем тебе – на Цареград?
Оттуда ты пришел больным и тощим,
А здесь цветут твои луга и рощи,
И каждый здесь тебе – сестра иль брат.
Сын: - От мук душевных мне покоя нет:
Хочу отца найти живым иль мертвым.
Когда бежал, за каждым поворотом
Надеялся его увидеть след.
Еще хочу злодеям отомстить,
Что нас с купцами в поле одолели,
Да и ромеям, чьи ремни алели
От крови рабской – мне их не простить.
Мать: - Тогда иди… На шее оберег…
А вот земли родимой узелочек.
Поможет ее силушка, сыночек,
И будет с ней покойней твой ночлег.
* * *
На киевском Подоле – синий лес.
В низине многотравно и тенисто.
Туманы опускаются волнисто.
Здесь на земле господствует Велес[8].
А на холме, где солнца сотни струн
И небо удивительно благое,
Вдруг вырастает божество другое –
Среброголовый великан Перун[9].
Ему клянется храброй быть всегда
В сраженьях закаленная дружина.
Все кмети[10] во оружии едины,
Для всех одна удача и беда.
Клянется князю в верности Илья
В порубленной уже не раз кольчуге
И юный Горислав, что вскормлен кругом[11]
У ратного костра с конца копья.
* * *
Как прадед Кiй, объединивший в Русь
Полян и северян, славен, Поросье[12],
Аскольд считает Поднепровье осью,
Соединившей племена в союз.
Она одна чрез земли степняков,
Несет к морям и берегам успеха.
Торговля для Аскольда – не потеха,
А средство выйти из лесных оков.
Союзные славяне – молодцы:
Доходят на «вельблудах»[13] до Багдада,
Хвали́́ссы[14] на ладьях пройдя преграду.
Но завещали путь иной отцы:
До Цареграда – центра всей земли –
Куда везут товар Восток и Запад
И юг арабский хищно тянет лапу,
И север устремляет корабли.
Почетным гостем в Византии был
Отважный Кiй. Он княжил на Дунае,
За честь признанья кесарю[15] внимая.
Но удержаться не хватило сил…
И долг – связать разорванную нить,
Пройдя Днепром опасности степные,
Нагрянуть с моря, как ветра шальные,
И к договору Цареград склонить.
* * *
Костры горят трескуче вдоль Днепра,
И сотней змей в долине дым клубится.
Зверье забилось в лес, и смолкли птицы…
У русов сбор – тревожная пора.
Вдоль берега дощатые ладьи,
Как гуси ожиревшие, теснятся.
В кострах на вертелах коптятся зайцы
И гроздья рыб… Премного впереди
Ночевок звездных с дымной синевой.
Довольно дома на печи валяться…
Родимая Земля, прости скитальца:
Твои песчинки на груди его.
Не спит полянин – думы глубоки.
Великий Сварог[16] круг небес вращает.
И каждая звезда о том вещает,
Что надобно пройти свои круги,
Что карма[17] испытаний для души
Дана и от нее не отвернуться.
Проснись с восходом солнца-Ра[18] и лучше
На поле Яви[19] свой удел паши.
* * *
Вчера вечор полянин был в строю,
Как воду пил он княжескую фразу.
Живая речь легла на сердце сразу.
За князя он отдаст и жизнь свою.
Аскольд глаголил:
- Мы идем в поход,
Чтобы вернуть за морем честь и славу
И наших предков подлинное право
Там торговать, как и любой народ.
Степные орды перекрыли нам
Тропу Трояна[20] чрез поля на горы,
Где воды мчит Дунай и любо взору.
Теперь страдают братья наши там.
Тварь многоглавая теснила нас –
Мы сделали валы, закрыв от змея
Града и веси, пахарей жалея.
Перун с подмогой нашей Землю спас.
А Велес дал ремесла нам и скот.
Плодами, хлебом одарил Купала.
Любовью Лада-мать[21] соединяла.
Мы кланяемся им за свой живот.
Здесь наша родина с названьем Русь.
Мы – русы! И за морем это вспомнят.
Мы не народ рабов из чащи темной.
Сие я с вами доказать берусь.
И с нами – братья из других племен.
Все в верности мы Перуну клянемся!
И если дружно за дела возьмемся,
То наших не забудет Русь имен.
Пути нам ведомы по лону вод.
Давно натянуты тугие луки,
Мечи изострены, умелы руки –
Никто из ратников не подведет.
Взойдем же, братья, на свои ладьи
И устремимся к Цареграду скоро,
Чтобы омыть чело[22] водой Босфора.
Да ждет нас честь и слава впереди!
* * *
Рассеялся туман, и Днепр ожил.
Пришли еще ладьи, челны с верховьев.
И княжий парус, выкрашенный кровью,
Днепровский ветер вдруг разворошил.
Пошел, пошел великий караван.
Прощай, Земля, прощайте, Русь и Киев.
Платками машут люди дорогие
И молят Ладу-мать: «Избавь от ран»…
Волны лазурь вскипает за кормой,
И чайки ищут счастье над водою.
«Ну вот и все – за дело молодое!
Долой лебяжьи ласки и покой!
Как весело, как радостно в груди,
И как громадна ныне сила наша, -
Полянин улыбнулся. – Выпью чашу
Сию до дна – летите же, ладьи!».
* * *
С подмогою Купалы, Перуна
Прошли пороги и простор понтийский[23],
И скоро град великий византийский
Откроет вод седая целина.
Немеют русы, взгляд их стал суров.
Давно изострены мечи и копья.
Всем надоели волн холодных хлопья,
И поразмяться каждый муж готов.
На горизонте скалы и холмы –
Ну где ты, Константинова столица?
Все чаще над кормою вьются птицы,
Из сонной проявляясь полутьмы.
Их крики беспокойны и резки:
Тревожно им над черною водою:
«Откуда вы, с добром или бедою
И почему вас много, рыбаки?».
* * *
Полянин снова там, где пару лет
Томился в рабстве и сносил побои,
Богов своею упрекал судьбою
И лишь надеждой мести был согрет.
Рожденного землей, где нет рабов,
Где лес и поле да лихая воля.
Где только род – закон тебе, не боле,
Всадили в клеть, закрыли на засов.
Как тура из лесной холодной тьмы,
Заставили ходить в ярме несносном,
Когда душа рвалась к родимым соснам,
На славные днепровские холмы…
Но он теперь с мечом – молитесь все.
Настал неотвратимый миг расплаты.
И льется кровь ромеев по палатам –
Слепая месть в неистовой красе…
Схватились за ножи и топоры
Рабы и все обиженные кровно.
Хозяев режут, рубят, словно бревна,
И поджигают их дворцы, дворы.
* * *
Вот новый дом – полянин на крыльце…
Убогий двор… В отчаянном испуге
Бегут немногочисленные слуги.
Один из них напомнил об отце.
Полянин: - Ты не из русов, раб?! А ну, постой!
Не бойся моего меча – не трону.
Он – смертный враг лишь Цареграда трону.
Ну, повернись!.. О, Лада-мать, – живой…
Его глаза и нос, его лицо…
Отец, тебя ли вижу я воочью?
Как будто свет пролился черной ночью
И разомкнулось страшное кольцо.
Отец: - Сынок! Поверить не могу глазам.
Неужто милость ниспослали боги?
Я думал, ты погиб тогда в дороге.
Не знаю, как живым остался сам.
Меня, почти умершего от ран,
Отдали старцу, даром, без оплаты.
Старик меня выхаживал как брата.
Он – праведник из верных христиан.
Его жена сидела надо мной.
Слыла распутницею в Цареграде.
Старик ее пригрел малютки ради.
Нехитрый дом их – как ковчег земной.
Полянин: - Их пощадят… И нас щадит судьба.
Закончится поход – домой вернемся.
И снова над Днепром увидим солнце…
Там все родные слезно ждут тебя.
* * *
Над Цареградом черные бразды.
Они – не слуги жалкого ненастья
И не явленье колдовской напасти,
А сонм тревог, отчаянья, беды.
Ромеи стерли голени, молясь,
В безумном страхе ожидают штурма.
И лишь рабы, колодники по тюрьмам
Ликуют, ведь свободу даст им князь.
Торговые ряды пусты, немы,
Голодные собаки воют дико…
Никто не охранит от зол великих,
Жестокой боли и кровавой тьмы.
Ушел с войсками кесарь Михаил
На край своей земли громить арабов,
Остался гарнизон, как отрок, слабый.
Сопротивляться русам нету сил.
* * *
Собрал народ у храма патриарх.
Богатые и бедные смешались,
В беде большой друг друга не смущались
И Фотию внимали через страх.
Фотий: - Кругом испуг, отчаянье и вопль…
Град варваров обрушился жестокий,
Уничтожая не лозу, а соки,
Которыми живет Константинопль.
Срывает он не ветви и листы –
Самих людей со древа жизни люто,
Тела их перемалывая будто,
Весь род губя до полной пустоты.
И разве эта кара, ужас сей –
Не за грехи, не за проступки наши?..
Расправы вид за стенами так страшен,
Что описать нельзя картины всей.
Истерзаны, искромсаны отцы,
Их жены, дети, даже скот в предместьях.
Им все равно уже, их души вместе…
Нас тоже не спасут чины, венцы.
О, разум жадный, безрассудный наш,
Ну разве не достоин ты презренья?
Как долго нам прощались прегрешенья,
А мы, безумцы, вновь пускались в раж.
Мы не жалели ближних, становясь
Еще надменней и еще свирепей.
Казалось, снисхожденье нам нелепей,
Чем на ступенях в дом господский грязь.
Рабам простить их долг мы не могли,
Теперь они очнулись и восстали
И гневно, помогая русам, стали
Нас истреблять, стирать с лица земли.
Мы возносились, гордости полны,
Бесчестя тех, чьи руки нас питали.
И вот привел из непроглядной дали
Народ рабов к нам адские челны…
Что сетуете, что кричите мне?
И я, как вы, роняю слезы наземь.
Уныние и мой затмило разум,
Я сам как будто в мрачном полусне.
Но стонами не потушить огня,
И плачем не умилостивить Бога.
И прежде слез, страданий было много.
Но вы смеялись, страждущих гоня.
А помните, я предостерегал,
Бранил, стыдил, но вы мне не внимали.
Я прял в огонь[24], мой труд испепеляли
И слуги зла, и те, кто, каясь, лгал.
Не вижу ныне пользы в плаче я,
Когда нас настигают жала смерти
И души всюду поджидают черти,
И не подкупен мировой судья.
Довольно слез! Порукой стану сам
За ваше от погибели спасенье.
Обеты ваши и ночные бденья
В раскаянье уроком будут вам.
Настало время обратиться к Ней,
К единственной надежде в час суровый…
К Тебе Защитница и Матерь Слова[25],
Спаси твой град, грозу над ним развей,
Посредницею милосердной стань
Между людьми и Иисусом Сыном.
И я молиться буду, коль не сгину,
Чтобы отвел Он наказанья длань[26].
* * *
Аскольд: - Что за видение в моих очах?
Что на стене?
Дружинник: - Три черных человека…
Аскольд: - Еще? Не видишь? Приведите грека,
Да познатней, а с ним и толмача[27].
Дружинники: - Ведут, ведут.
Аскольд: - Спроси его, толмач,
Что эти люди делают на стенах.
Не слышит грек, моляся на коленях.
Как куропатка, трепетен, горяч.
Аскольд: - Толкни его - зачем там чернецы?..
Сильней толкни, чтобы открылись уши.
И что несут, спроси, да лучше слушай.
Толмач: - Он молвит, то – святейшие отцы.
В руках их Божьей Матери покров[28].
Аскольд: - Так это он, как зарево, сияет…
Их Богоматерь город охраняет.
Что делать нам? Зовите-ка волхвов!
Явились старцы с тенями у глаз.
Брады седы, одна другой длиннее.
Всю ночь богам молились, цепенея.
В огонь смотрели, ждали свыше глас.
Волхвы: - По знакам, князь, не наш сегодня день,
Перун Царьграда брать не позволяет.
В костре обрядном вещий камень лает,
И от него губительная тень.
На копьях спотыкался вещий конь,
Испарина была на конской вые.
А в небе снова тучи грозовые.
Гляди – вот капля пала на ладонь.
* * *
Большой совет… Аскольд собрал князей
И воевод, старшин, бывалых кметей.
Полощет флаг его холодный ветер,
На море рокот волн все злей и злей.
Аскольд: - Так что же, братья, брать ли Цареград?
Перун с Купалою предупреждают.
Не повинуемся – нас ожидают
Шальные бури много дней подряд.
Волхвы в тревоге: все стихии нам
Ненастьем и бедою угрожают.
Не хватит ли нам, братья, урожая,
Что мы уже собрали по местам,
Кровавой жертвой оросив сполна
Надменный, презиравший русов берег?
Погряз он в мягкой, как болото, вере.
Но наша вера славная сильна…
Ромеи предлагают вечный мир
И выкуп за сохранность Цареграда.
Признали нас, а это нам и надо.
Что скажешь ты, неукротимый Дир?
Дир: - Трофеи наши велики, и нам
Отяжелять суда уже не стоит…
Идти домой – решение простое,
Разумное, угодное богам.
Варяжский князь: - Иное наши боги говорят,
Сулят удачу нам, богатство, женщин.
Мы не должны довольствоваться меньшим.
Не зря мы здесь – идем на Цареград!
Аскольд: - Вам только бы спускать ромеев кровь[29],
Их жертвами как будто ненасытны…
Так всем скажу: отсюда было видно,
Как засиял их Матери покров.
Не ведаю и ведать не хочу,
Что значит это предзнаменованье
И что готовит нам судьбина в тайне…
Но вы зовете слепо нас к мечу.
Пойти за вами? Ну и что потом?
Как с Кесарем вести переговоры,
Когда мы лишь разбойники и воры,
Разграбившие двор его и дом?
Нельзя рубить свой сук, так говорят.
Нам торговать с ромеями придется
И через них – со всеми, кто под солнцем.
Мы устрашили их – теперь назад.
Варяжский князь: - Назад?.. Ах вот ты как заговорил.
Не кровь в тебе струится, а водица.
И будет меч твой от словес тупиться.
Предвижу: от того лишишься сил…
Аскольд: - Молчи, глупец!.. Еще полслова, и…
И ты – мой враг, тогда лишь меч рассудит.
Дир: - Уймитесь вы, поспорили и будет!
Так что, грузиться на ладьи свои?
Совет: - Домой: мы – с честью, и добра полно!
Аскольд: - Тогда обряд пройдите очищенья.
Волхвы, богам готовьте угощенья,
А к ним – меды и сладкое вино!..
[1] Цареград – Константинополь (ныне – Стамбул).
[2] Поганый – не христианин.
[3] Архонты – представители знати, власти.
[4] Полянин – славянин (здесь – киевлянин) из племени полян.
[5] Купала – бог плодородия, огня и воды.
[6] Ромеи – византийцы, греки.
[7] Хазары, булгары – степные соседи славян.
[8] Велес – бог хозяйства, скота.
[9] Перун – бог-громовержец, покровитель дружины.
[10] Кмети – воины, дружинники.
[11] Круг – сообщество.
[12] Поросье – пойма реки Рось.
[13] «Вельблуды» – так славяне называли верблюдов.
[14] Хвалисса – Каспий, Каспийское море.
[15] Кесарь – царь Византии.
[16] Сварог – бог неба
[17] Карма – судьбоносные последствия действий, поступков.
[18] Ра – бог-солнце у ариев, легендарного народа. Корень «ра» – часть многих славянских слов: радость, радуга и т. д.
[19] Явь – один из миров в славянских верованиях: мир проявленный, в котором люди, звери, растения и т. д.
[20] Троян – триединый бог славян, вероятно, и вождь славянского союза племен в древности.
[21] Лада – богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
[22] Чело – лоб.
[23] Понтийский – морской.
[24] «Прясть в огонь» - устойчивое древнегреческое выражение, означает «напрасно стараться».
[25] Слово – христианский Бог.
[26] Длань – рука.
[27] Толмач – переводчик.
[28]Покров Божьей Матери – риза Богоматери, ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные в Константинополь из Палестины в V веке.
[29] Спускать кровь – у варягов сохранялись человеческие жертвоприношения.